§ 1. Технические открытия и выход к Мировому океану

ГДЗ – ГДЗ по истории – ГДЗ по истории 7 класс – Юдовская

ГДЗ и решебники по истории - новая история 7

Вопрос перед параграфом

Какие технические открытия и изобретения были сделаны в период расцвета Средневековья? Как эти открытия влияли на жизнь людей?

  •  Водяные двигатели применялись на мельницах, в металлургии и сукноделии.
  •   Доменная печь, которая позволила повысить эффективность металлургии.
  • Механические часы, позволили точно определять время.
  •  Порох и огнестрельное оружие – совершили переворот в военном деле (рыцарская конница и доспехи перестали играть рещающую роль в сражениях).
  •  Компас и астролябия – приборы для определения местоположения корабля.
  •  Каравелла – возможность для дальних морских плаваний.
  •  Бумага и печатный станок привели к  увеличению скорости распространения знаний.

Вопрос в параграфе

Рисунок на стр. 10. Определите, какое участие в издании книги принимают изображенные на гравюре работники типографии?

Формируют красочный слой на печатной форме, аналогичный какому-либо тексту или рисунку, для передачи на бумагу.

Слева на право

  • 1. Набирают текст из металлических литер (букв)
  • 2. Наносят чернила на литерную доску (доску с выложенными буквами)
  • 3. Прессом прижимают лист бумаги к литерной доске
  • 4. Скрепляют листы бумаги в книгу

Вопросы к параграфу

Вопрос 1. Выпишите термины:

  • А) обозначавшие новые виды оружия;
  • Б) использовавшиеся в мореплавании.

А) бомбарды (стреляли каменными ядрами), пушки (стреляли железными ядрами), мушкеты (фитильное крупнокалиберное ружье), кремневые ружья, карабины, пистолеты.

Б) компас и астролябия, каравеллы и галеоны (корабли), портуланы – навигационные карты.

Вопрос 2. Какое из изобретений, описанных в параграфе, вы считаете самым важным, для того, чтобы европейцы смогли отправиться открывать новые земли?

Новые корабли и навигационные приборы, позволявшие совершать  длительные морские путешествия

Вопрос 3. перечислите причины Великих географических открытий в последовательности, которая, на ваш взгляд, соответствует их значимости. Свою точку зрения аргументируйте.

Предпосылки ВГО:

  • новые знания, новые технические изобретения,
  • образование централизованных государств,
  • вера в возможности человека, жажда богатства и дух предпринимательства.

Причины ВГО:

  • а) поиск новых торговых путей для торговли со странами Востока, минуя арабских посредников,
  • б) В XV в Османская империя стала препятствием для торговли с Востоком.
  • в) Перенаселенность в районе Средиземноморья,
  • г) стремление распространить христианство.

Вопрос 4. Пользуясь картой, расскажите об экспедициях португальцев вдоль западного берега Африки и открытии морского пути в Индию. Укажите значение этих событий.

Португалия имела выгодное географическое расположение – выход в Атлантический океан через удобные порты, а также развитую культуру мореплавания. Используя достижения в кораблестроении, картографии и развитии навигационных инструментов, принц Энрике (Генрих Мореплаватель) из порта Сагриш организовал исследование путей в южную часть Атлантического океана. Принц стремился не только открывать, но также осваивать новые земли. В результате были открыты острова Мадейра (1420 г.). Азорские острова (1432 г.), мыс Бохадор (1434 г.), острова Зеленого Мыса (1456 г.) и мыс Пальмас. Таким образом, по карте видно, что португальцы, постепенно продвигались вдоль западного африканского побережья, осваивая путь на юг. В 1482-1486 гг. Диогу Кан достиг экватора, открыв устье реки Конго, тем самым опровергнув идею о непроходимости тропиков. В 1488 г. достигли южной оконечности Африки – Мыса Доброй Надежды, открыв путь в Индийский океан. Это открытие определило открытие Индии. Через 11 лет мореплаватель Васко да Гама совершил переход через Индийский океан и достиг берегов Индии, тем самым завершив процесс, начатый в начале XV в. принцем Энрике Мореплавателем. Достигнув Индии, португальцы получили доступ к рынку пряностей.

Задания

Вопрос 1. Выберите одну из иллюстраций к параграфу и объясните, какие новшества представлены на рисунке.

  • Стр. 10 – печатная книга, что позволило более быстро распространять знания.
  • Стр. 11. – водяной двигатель, что позволило использовать силу воды.
  • Стр. 12. – водоподъемная машина, что позволило усовершенствовать работу шахт.
  • Стр. 13. – порох, что изменило способ ведения сражений.
  • Стр 14. – часы, что позволило более точно отмерять время.

Вопрос 2. Как вы думаете, почему автор гравюры «Изобретатель пороха и нечистая сила» (1554) считает, что изобретатель пороха связан с нечистой силой?

Автор гравюры считает, что изобретатель пороха связан с дьяволом, потому что церковь объявила порох дьявольским зельем. Людей пугал грохот и разрушительный эффект. Изобретение пороха приписывалось чернокнижникам, практикам темных искусств. Запах серы, сажа, связь с колдовством — все эти признаки только укрепляли мнение о дьявольском происхождении пороха

Вопрос 3. Почему европейцев манили новые земли? Какие слои населения, по вашему мнению, были заинтересованы в открытии новых земель? Почему именно португальцы были первооткрывателями?

Европейцев манили новые земли, т.к. они стремились найти новые рынки для торговли, а также новые источники золота для торговли с Востоком. В открытии новых земель были заинтересованы многие слои населения: купцы, которые наживались на торговле, бюргеры, которые вкладывали свои деньги в торговые предприятия, дворяне, которые стремились найти новые земли, богатства и снискать славу, а также многие простолюдины (крестьяне, ремесленники), которым из-за перенаселения Европы не хватало земли и работы, и которые стремились найти новую жизнь за морем. Португальцы стали первыми первооткрывателями в силу нескольких объективных и субъективных причин: Во первых, Португалия имела удобные выходы в Атлантический океан, португальцы, были искусными мореплавателями, кроме того, в Португалии в XV в. не было внутренних политических проблем, как в других странах Европы. Во-вторых, достижения португальцев стали возможны благодаря энергичным действиям принца Энрике.

Вопрос 4. Проведите в классе дискуссию, достоин ли принц Энрике почётного прозвища Мореплавателя. Сколько аргументов за или против было приведено в ходе вашего обсуждения?

Аргументы за: принц Энрике стримился открыть морские пути вдоль Африки, организовал картографическую школу, школу мореплавания, навигационную школу, а также новые кораблестроительные верфи.

Аргументы против: принц Энрике только один раз выходил в море на корабле

Вопрос 5. Сравните экспедиции Бартоломео Диаша и Васко да Гамы. Какие события, обстоятельства, действия капитанов похожи?

Общее: цель найти путь в Индию, плавание в открытом океане, тяжелые условия мореплавания.

Вопросы к документу

Вопрос. Знание каких наук было необходимо для успехов мореплавания? В чём автор документа видит преимущество мореплавателей – своих современников перед мореплавателями – современниками Птолемея?

Астрономия, геометрия, география.

Современники автора были более грамотные и хорошо обучены, а также пользовались более совершенными приборами и картами, чем современники Птолемея.