1. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄
§ 1. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.
§ 1. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

Вопросы и ответы к § 1. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

1. Объясните суть и главные признаки промышленной революции. Почему она началась именно в европейских странах?

Промышленный переворот – это переход производства с ручного труда к машинному, который сопровождался появлением новых источников энергии (силы пара, позже электричества и двигателей внутреннего сгорания).

Не случайно то, что он начался в первую очередь в Англии, ведь именно в этой стране наиболее развитыми оказались капиталистические отношения.

Большая механизация производства, которая привела к перевороту, была средством капиталистов снизить издержки производства, увеличив, таким образом, свою прибыль.

Признаками промышленного переворота были:

  • замена на производстве ручного труда машинным (заводы и фабрики заменяли в начале мануфактуры, а потом (особенно вне Англии) и остававшиеся мастерские);
  • замена мускульной силы на другие источники энергии – изначально паровой двигатель;
  • аграрная революция (использование механизации и повышенного числа удобрений на полях, что приводило к сокращению числа производителей при росте производимой продукции, то есть «лишние» крестьяне становились наёмными рабочими;
  • возникновение новой машиностроительной отрасли, то есть производства машин для промышленных предприятий (её появление обозначило окончание промышленного переворота).
2. Как повлиял промышленный переворот на жизнь общества?

Промышленный переворот кардинально изменил жизнь общества. Достижения науки позволили бороться с опасными заболеваниями (самый яркий пример – появление прививок от оспы). Также они позволили сократить детскую смертность (появились, к примеру, акушерские щипцы). Это позволило увеличить численность населения.

Аграрная революция, которая сопровождала промышленную, позволила повысить урожаи. Впервые население Европы удалось накормить. Это позволило избежать и голодных лет, и детской смертности из-за недоедания.

Достаточность продовольствия даже в большей степени чем медицина способствовали росту населения, причём возросших урожаев неизменно хватало и на это большее число людей.

Аграрная революция, вытеснявшая «лишних» сельскохозяйственных производителей и расширившееся производство, которое требовало всё больше рабочих рук, приводило к урбанизации – притоку больших масс людей из сельской местности в города. Промышленно развитые страны становились преимущественно городскими (такое происходило впервые со времён античных цивилизация).

Массовый приток нового населения привёл к резкому росту городов, что вызвало новые проблемы. Их решение, такие как водопровод, канализация, общественный транспорт и др. изменили городскую жизнь. Учитывая урбанизацию, эти изменения коснулись большей части общества.

3. Можно пи считать Россию начала XIX в. мононациональной страной? Приведите цитаты из текста параграфа в поддержку своего вывода.

Россия была многонациональной страной. В учебнике об этом сказано напрямую целым абзацем: «Основу многонациональной страны [Российской империи] составляли русские, жившие не только в европейской части империи, но и практически во всех её уголках.

На юге и западе они соседствовали с украинцами и белорусами (которых тогда тоже считали русскими), в Прибалтике — с литовцами, латышами и эстонцами, а также с немцами. На Севере проживали народы финно-угорской группы (мордва, мари, коми, удмурты, карелы и др.).

В Поволжье и Сибири было немало народов тюркской языковой группы (татары, башкиры, чуваши, якуты и др.). Тунгусо-маньчжурские народы в составе империи представляли эвены, эвенки, нанайцы, удэгейцы и др. Чрезвычайно разнообразен был национальный состав населения Северного Кавказа».

4. На чём основывалось экономическое развитие России на рубеже XVIII-XIX вв.?

Экономика России в этот период основывалась на сельском хозяйстве (недаром 94% её населения составляли крестьяне). Экономика почти не развивалась. Увеличение доходов государства и помещиков происходило в основном за счёт увеличения сумм оброков или размера барщины, в некоторых областях (в основном малоосвоенной Сибири) – с помощью увеличения площади пахотных земель.

Также увеличивались доходы казны за счёт экспорта. Так основанная в 1799 году Российско-американская компания продавала добытую на Аляске пушнину и имела доходы, сравнимые с прибылями Британской Ост-Индской компании. Новые предприятия периодически открывались по разным причинам, но эти эпизоды не складывались в общую тенденцию развития производства.

5. Опишите систему управления страной в начале XIX в.

Система управления была централизованной и бюрократизированной. Император являлся абсолютным монархом, ему принадлежала вся полнота власти, ему подчинялись как светские чиновники, так и церковь. Последнюю возглавлял подчинённый императору Святейший правительствующий синод, во главе с обер-прокурором – светским чиновником.

Светскую власть возглавлял Правительствующий сенат, также, естественно, подчинявшейся императору. Подчинялись сенату коллегии, отвечавшие каждая за свою сферу государственной жизни. Империя делилась на генерал-губернаторства, а те – на губернии. И генерал-губернаторов и губернаторов назначали из столицы. Большинство местных дел находились в ведении губернских правлений.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Объясните, как связаны сословная организация российского общества начала XIX в с особенностями экономического уклада страны.

Подавляющее большинство населения страны составляли крестьяне, потому естественно, что основным типом хозяйства являлось сельское. Некоторые сёла занимались промыслами, но таких было мало.

В Нечерноземье большинство крестьян в непригодные для ведения сельского хозяйства месяцы занималась промыслами, но это не способствовало развитию промышленности, потому что промыслы осуществлялись порой и на дому.

Но часто это были так называемые отхожие промыслы. В таком случае крестьянин мог наниматься и на работу в городе, но чаще всего он занимался всем этим не круглый год, а только в холодное время, потому они не могли заменить рабочий класс.

Главное, что сохраняло экономику страны в существовавшем полуфеодальном состоянии, это то, что большинство крестьян, а также большая часть земель в густонаселённых губерниях находилась в руках помещиков.

Они не были заинтересованы в применении новых способов ведения хозяйства, потому что получали стабильный доход в виде повинностей крестьян. Оставшая часть земли (государственная) находилась в ведении ещё одной многочисленной социальной группы – чиновничества.

Оно тем более не было заинтересовано в новых способах ведения хозяйства, потому что выгоды, полученные в случае успеха нового начинания (на самом деле незначительные) перевешивали опасности (вплоть до окончания карьеры) в случае его провала.

2. Можно ли считать, что направления развития стран Западной Европы и России в начале XX в. совпадали? Аргументируйте свой ответ.

Можно считать, что совпадали направления развития России и, к примеру, Пруссии, а также некоторых других стран. Они не проявляли стремления к реформированию социально-экономической сферы, сохраняли крепостное право, а развитие видели в росте своей военной и политической мощи.

В то время как в других странах, прежде всего, Великобритании, развитие обеспечивала промышленная революция – в России не было даже намёка на неё, потому пути развития России и Туманного Альбиона кардинально расходились в этот период.

Страны Европы постепенно увидели преимущество английского пути развития. Многие свернули на него после Наполеоновских войн. Россия продолжала следовать прежним курсом вплоть до окончания Крымской войны, потому в этот период (в 1820-е – 1850-е годы) пути развития России и большей части стран Европы расходились.

3. Используя текст параграфа и дополнительные источники информации, составьте в тетради круговую диаграмму, представляющую процентное соотношение различных сословий населения России.
  • Крестьянство — 94%
  • Мещанство — 2%
  • Дворянство — 1,1%
  • Духовенство — 0,5%
  • Купечество — 0,5%
  • Казачество — 1,9%
4. Найдите в Интернете информацию об одном из технических достижений конца XVIII – начала XIX в. упомянутых в параграфе. Подготовьте доклад, сопроводив его изображениями устройства.

Оптический телеграф Шаппа

Мгновенная передача иноформации на расстоянии давно интересовала людей. Наиболее важно это было в военной сфере, особенно когда требовалось сообщить о неожиданном нападении. Самым древний способ – сигнальные костры, которые были видны издалека ночью благодаря свету, а днём – густым столбам дыма (для этого в огонь специально подкладывали свежие ветки или что-то в этом роде).

Недостатком такого «телеграфа» была невозможность варьировать сигналы, чтобы передавать сообщения разного содержания. Гораздо более информативной была звуковая передача информации. Это и различные разновидности дудок (например, в Карпатах), и свист и т. д. Но они лучше всего работали в горах, где информацию разносило эхо; на равнине сообщение уже на небольшом расстоянии её заглушали посторонние шумы.

В Новое время с подобными проблемами стали бороться. Появилось много моделей оптических телеграфов, когда сообщение передавалось с помощью светового луча, который направлялся зеркалом. Одной из разновидностей такой конструкции была «дальнеизвещающая машина» Ивана Петровича Кулибина. Она использовала не только солнечные лучи, но и специальную лампу, что позволяло посылать сообщение и днём, и ночью, и даже во время небольшого тумана.

Недостатком таких систем было то, что в условиях Европы они требовали построения специальных линий, чаще всего – системы башен, так как естественных возвышенностей оказывалось слишком мало. То есть для прокладки линии требовалось вложение больших средств. А быстрая связь была интересна, но не настолько нужна, чтобы тратить на неё целые состояния.

Нужна она оказалась революционной Франции. На эту потребность в 1792 году ответили братья Шапп, которые представили национальному конвенту своё изобретение ещё 1780 года. Оно основывалось на достижениях флота. С корабля на корабль сообщения передавали с помощью флагов.

Причём значение имели не только цветовые комбинации, но и фигуры, которые флаги образовывали. Братья Шапп построили систему башен, на которых располагались столбы, на которые навешивались горизонтальные элементы, а на них – дополнительные вертикальные. С помощью тросов можно было изменить положение всех элементов, кроме опорного столба. Каждая из получившихся фигур означала слово.

На станциях были кодовые книги, где прописывалось соответствие фигур и слов, хотя по-настоящему они требовались только в начале и конце пути передачи сообщения, на промежуточных станциях достаточно просто повторить увиденный набор фигур.

Налаживание системы требовало строительства множества башен и содержания большого персонала – по несколько человек на каждую башню. Только революционная, а позже Наполеоновская Франция со своей верой в прогресс могла решиться на такое масштабное предприятие.

Телеграф Шаппа был развёрнут во многих странах Европы (захваченных Наполеоном) не потому, что их конструкция была лучше, а потому что они оказались в нужное время в нужном месте и предложили свои услуги заказчику, у которого была потребность в такой системе.

Телеграф Шаппа сыграл важную роль в развитии связи, несмотря на то, что технологически она пошла по другому пути развития. Система братьев показала на практике, какие преимущества полководцам и политикам может дать быстрая передача информации на большие расстояния. Потому новые изобретения в этой области уже гораздо легче находили покупателей. Это подстегнуло развитие телеграфов, что в относительно скором времени привело к появлению систем на основе электричества.

§ 1. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

§ 2. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского►

1. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.: 2 комментария

    • 16.10.2019 в 15:58
      Permalink

      первые цифры 1-5 – вопросы после параграфа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.