§ 12 . Церковь и государство в XVI в

ГДЗ ГДЗ по истории◄ ГДЗ. История России. Арсентьев 7 кл.◄
§ 12 . Церковь и государство в XVI в
§ 12 . Церковь и государство в XVI в

§ 12 . Церковь и государство в XVI в

Какую роль играла церковь в Российском государстве в XVI в.? Как складывались ее отношения с властью?

Церковь в Российском государстве в XVI в. играла большую роль. В XVI в. Россия стала единственной православной державой Европы. Интересы государства и церкви не всегда совпадали. Во внутренней и внешней политике правительство нуждалось в поддержке церкви, но требовало от ее иерархов повиновения. Русская православная церковь сохранила свои земельные владения и обрела статус патриаршества.

Как управлялась Русская православная церковь в XV в.? Какие изменения произошли в ней в XV в.?

В XV в. возглавлял Русскую православную церковь митрополит, территориальными отделениями — епархиями руководили архиереи. Главные вопросы решались на Соборе русских епископов. В XV в. Русская православная церковь стала автокефальной, т. е. самостоятельной.

Вспомните, как строились отношения между императором и церковью в Византийской империи.

Византийский император считался главой церкви в империи. Высшие церковные иерархи были как бы министрами священных дел и обязывались действовать во исполнение общегосударственных постановлений. За церковью признавались права самоуправления. Однако церковные соборы (высший орган церковной власти) в Византии собирались только по указу василевса.

Он же утверждал постановления этих соборов и важные решения церковных властей. Император регулировал внутрицерковную жизнь, включая вопросы истолкования Священного писания и даже богослужения. В церковно-политическом отношении такое главенство стало принятым обозначать как цезарепапизм, слияние церковной и светской высшей власти при доминировании государства.

Что такое ересь? Вспомните, как поступали с еретиками в средневековой Европе.

У верующих: отклонение от норм господствующей религии, противоречащее церковным догматам. В средневековой Европе еретиков сжигали на костре.

Вопросы и задания для работы с текстом §

1. Какую роль играл приходской храм для округи?

Приходской храм для округи играл большую роль: все важные события в жизни прихожан проходили в нем – крещение, венчание, отпевание покойников, учили грамоте, проводили сходы и т. д.

2. Что составляло основу экономического могущества церкви?

Основу экономического могущества церкви составляли земельные владения, вклады прихожан.

3. В чем суть спора между иосифлянами и нестяжателями? Как в итоге решился этот спор?

Суть спора между иосифлянами и нестяжателями в вопросе владения церковью землей и отношениями с государством. Решился этот спор подчинением церкви государству.

4. Почему для светской власти была важна поддержка церкви?

Для светской власти была важна поддержка церкви потому, что светская власть не имела надежного аппарата управления страной и нуждалась в поддержке церкви.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Выясните местонахождение ближайшего от вашего дома монастыря. Проведите историческое исследование и узнайте, когда и кем он был основан. Подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией) об этом монастыре и его основателе.

Воскресенский мужской монастырь

Дата основания 1849

Историческое исповедание Православный (единоверческий)

Современный адрес Челябинская обл., Саткинский р-н, д. Иструть

Краткое описание

Единоверческий монастырь, учрежденный в 1849. Первым настоятелем назначен иеромонах Иоанн (Власий Гордеев), в прошлом беглопоповец из старообрядцев Уфимской губернии. Был сравнительно немноголюден и небогат, однако играл важную роль в жизни уральских единоверцев, с 1918 – место жительства единоверческого епископа Саткинского. Закрыт в 1924, постройки заняты пионерлагерем, позже психбольницей.

В 1991 постройки переданы верующим, вновь открыт в 1993.

Казанский женский монастырь

Дата основания 1865

Современный адрес Челябинская обл., г. Троицк, ул. Гагарина, 3

Краткое описание

Женская община в Троицке возникла в середине XIX в., официально открыта в 1852, размещена при часовне на городском кладбище.

Статус монастыря получила в 1865.

В начале ХХ в. – многолюдная обитель с обширным хозяйством.

После революции постройки заняты военной частью, окончательно ликвидирован в 1927. Восстановлен в 1996.

2. Найдите в тексте параграфа примеры, иллюстрирующие взаимоотношения церкви и мирян, а также церкви и власти. Проанализируйте эти отношения. Сделайте вывод.

Примеры взаимоотношений церкви и мирян

Приходской храм для округи играл большую роль: все важные события в жизни прихожан проходили в нем – крещение, венчание, отпевание покойников, учили грамоте, проводили сходы и т. д.

Примеры взаимоотношений церкви и власти

«Василий III покровительствовал Иосифу Волоцкому и вышедшему из его обители Даниилу. Митрополит разрешил развод Василия III с первой женой и оправдывал расправы великого князя с политическими противниками»

Спор между иосифлянами и нестяжателями в вопросе владения церковью землей и отношениями с государством решился подчинением церкви государству.

Для светской власти была важна поддержка церкви потому, что светская власть не имела надежного аппарата управления страной и нуждалась в поддержке церкви.

Эти отношения носили взаимопроникающий характер. Люди глубоко верили в Бога и православие было необходимо. Церковь была неотъемлемой частью жизни людей и государства.

3. Как называются архитектурные религиозные сооружения православных христиан и мусульман?

Архитектурные религиозные сооружения православных христиан называются соборами, храмами, церквями. Архитектурные религиозные сооружения мусульман называются мечетями.

С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите информацию о митрополите Филиппе. На основе собранной информации сделайте сообщение перед одноклассниками. В чем вы видите нравственный подвиг этого человека?

Митрополит Филипп

Филипп (в миру Колычев Федор Степанович) (1507 – 1569, Тверь) – церковный деятель. Происходил из знатного боярского рода. Служил при дворе Елены Глинской и в 1537 после участия в мятеже удельного князя Андрея Старицкого бежал в Соловецкий монастырь, где принял монашество.

В 1548 стал игуменом и приобрел репутацию замечательного администратора. При нем было построено множество хозяйственных сооружений: сеть каналов, соединившая 72 озера и обслуживавшая водяные мельницы, кирпичный завод, поварни, склады и т.д.

В среде духовенства выделялся суровым, непреклонным характером. Стремясь опереться на церковный авторитет, Иван IV Васильевич Грозный предложил занять престол митрополита Филиппа, который соглашался на это при условии отмены Иваном Грозным опричнины. Царь сумел уговорить Филиппа, чтобы тот не вмешивался в опричнину (“в царьской домовой обиход не въступатися”), но зато получал право “советования” с государем, включавшее и возможность “печалования” за опальных.

Недолгий перерыв в терроре Ивана Грозного завершился новой серией убийств, и Филипп не стал молчать. Весной 1568 в Успенском соборе Филипп публично отказал царю в благословении, осудив опричные казни. Направленная в Соловецкий монастырь комиссия не смогла отыскать материалы, доказывавшие, что игумен Филипп вел порочную жизнь.

Тем не менее, в ноябре 1568 г. послушные царю иерархи на церковном Соборе признали Филиппа виновным в “скаредных делах” и низложили. Отправленный в заточение в Тверской Отроч-Успенский монастырь, Филипп, отказавшись благословить новгородский опричный погром, был задушен М. Скуратовым-Бельским. В 1652 был канонизирован Русской православной церковью.

§ 12 . Церковь и государство в XVI в.

◄§11

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.