§ 13—14. Восшествие на престол Екатерины II

◄ГДЗ по историиГДЗ по истории России 8 кл. Андреев◄
§ 13—14. Восшествие на престол Екатерины II
§ 13—14. Восшествие на престол Екатерины II

Вопросы и задания к § 13—14. Восшествие на престол Екатерины II.

1. В чьих интересах проводились экономические реформы в период правления Екатерины II? Можно ли считать эти реформы проявлением идей Просвещения?

В основном продолжался “золотой век” дворянства и в первую очередь экономическая политика Екатерины 2 способствовала укреплению благосостояния этого сословия. Однако идеи Просвещения отчасти нашли отражение в экономических реформах. Например, окончательно секуляризированы (переданы государству) церковные земли, ряд указов способствовал развитию свободы торговли, отменены ряд монополий, освобождена от пошлин внешняя торговля хлебом, объявляется полная свобода промыслов в российских городах.

Наконец, позволяется создавать промышленные предприятия во всех отраслях производства и отменяются все сборы с мелких промыслов. В 1777 г. от сборов освобождаются домашние ткацкие станы, чем создаётся дополнительный стимул для развития рассеянных мануфактур (предприятий, не требующих больших капиталов).

Всё это привело к росту «промышленной активности» купцов и зажиточных крестьян, что означало утверждение в экономике России элементов нового, капиталистического уклада. В стране росло число не только крупных, но и мелких предприятий, применявших труд наёмных рабочих.

2.Рассмотрите коронационный портрет Екатерины II работы художника Ф . С. Рокотова. Императриц а считала этот портрет одним из самых удачных среди своих многочисленных изображений. Как вы считаете, почему?

Этот портрет, написанный Рокотовым в Петергофе в 1763 -м году в честь коронации Екатерины II, стал эталоном изображением императрицы. Чеканный профиль, как на монетах великих империй, и выработанная годами упражнений и беспощадного корсета осанка настолько впечатлили новоиспечённую российскую государыню, что она повелевает и впредь изображать себя, ориентируясь на рокотовский оригинал.

Как бы то ни было, коронационный портрет вышел удачным и даже единственным в своём роде. Рокотов выбрал редкий для XVIII века тип профильный, построив композицию вокруг полуразвернутой сидящей фигуры Екатерины. Её дикое врожденное властолюбие, стоившее жизни Петру III, выглядит у Рокотова облагороженным и в определенной степени прекрасным.

Нидерландец Георг Гроот раньше писал её вместе с мужем – еще юношески худую , с острым , выдвинутым вперёд подбородком , с крепко сжатыми тонкими губами. На этом портрете она выглядит отчуждённой и напряжённой – вряд ли такой она рисовала сама себя в воображении. Итальянец Пьетро Ротари напишет позже другой её портрет – уже начавшей полнеть и оплывать, душевно аморфной, подозрительно похожей на антипатичную ей императрицу Елизавету Петровну. Конечно, оба портрета иностранцев не могли понравиться Екатерине. Но вот русский Рокотов сумел ухватить её характер, её суть: ум, энергия, всепоглощающая воля к власти, и сама воплощенная власть, которая для императрицы превыше всего.

3. Какие выводы были сделаны Екатериной II по итогам работы Уложенной комиссии? Как в «Наказе» императрицы и в работе Уложенной комиссии проявилась политика « просвещённого абсолютизма»?

Уложенная комиссия — временно существующее собрание избираемых представителей всех сословий (дворянства, купечества, крестьянства, духовенства, казаков и др), созванное Екатериной II для составления проекта Нового Уложения — обновленного свода законов взамен устаревшему Соборному уложению 1649 года.

Зачастую, именно Уложенная комиссия фигурирует как факт доказательства «просвещенности» абсолютистской монархии Екатерины II — хотя на деле польза уложенной комиссии была ничтожной, а разработанные на основе документов Комиссии «Жалованная грамота qdz.ru дворянству» и «Устав благочиния нельзя отнести» к «просветительным» мерам.

Цели и задачи Подготовка «Нового Уложения», нового свода законов взамен устаревшему Соборному Уложению 1649 года.
Повышение лояльности дворян к императрице посредством предоставления новых привилегий. Выяснение настроений разных слоев населения Уложенная комиссия была плохо организована, входящие в её состав частные комиссии не имели тесной связи с общим собранием. Кроме отсутствия координации в работе, представители дворян, купечества и крестьян не могли найти взаимопонимания в вопросах уравнивания прав и создания справедливых для всех сословий законов.

В результате, уже к 10 июня 1768 года комиссия начинает собираться все реже и реже, а начавшиеся войны с Барской конфедерацией и Османской империей и вовсе вынуждают большую часть депутатов отправиться на фронт. Оценив плодотворность работы (за год заседаний не было принято ни одного серьёзного решения), Екатерина II разочаровалась в собственном мероприятии и объявила о роспуске комиссии 18 декабря 1768 года. Причины роспуска: Начало русско-польской и русско-турецкой войн.

Отсутствие организованности и взаимопонимания в работе депутатов Общество не было готово к мирному изменению отношений между сословиями Итоги и результаты Выбран титул для Екатерины II — Великая Выявлены разногласия по вопросам крепостного права и привилегий сословии Проект Нового Уложения не был разработан Екатерина II закрепила за собой образ сторонника идей просвещённого абсолютизма, хотя и не во всем им соответствовала.

Значение. Неудача работы комиссии стала одной из причин восстания Пугачева — простые люди разуверились в способности правительства и лично Екатерины изменить их жизнь к лучшему. На основе «Наказа» императрицы и проведенных 203 заседаний комиссии, впоследствии были разработаны: Устав благочиния Жалованная грамота дворянству Жалованная грамота городам.

4. Существует точка зрения, что наиболее яркое выражение политики «просвещённого абсолютизма » — создание Уложенной комиссии. Приведите аргументы в подтверждение этой точки зрения.

Целью её создания стало составление нового свода законов империи и донесение до властей нужд сословий и недостатков управления на местах. Провозглашённые в «Наказе» идеи, свойственные философии Просвещения, были, бесспорно, новы для России и сами по себе возражений не вызывали. Но пока что они являлись лишь демонстрацией намерений, которые, как показали дальнейшие события, оказались утопическими для России того времени. Впрочем, императрица не раз говорила, что законы должны соответствовать «состоянию народа».

Но вряд ли она без опыта работы Уложенной комиссии могла бы понять, сколько состояние русского общества не соответствовало теориям европейских мыслителей. Для депутатов же рассуждения об устроении нового общества, о законопослушных гражданах, о том, что есть «вольность» или «равенство всех перед законом», оказались совершенно непонятными, а потому бессмысленными. Их занимали проблемы абсолютно приземлённые, не выходившие за рамки жизни их уезда или губернии.

Дворяне требовали сохранения их монополии на владение крепостными и увеличения своих привилегий. Купцы надеялись заполучить собственных крепостных для работы на мануфактурах и заводах, а также отстаивали свою монополию на занятие торговлей.

Государственные крестьяне жаловались на тяжесть государственных повинностей, а также на захват помещиками и фабрикантами их земель и тоже настаивали на необходимости разрешить им приобретать крепостных.

Не было согласия и внутри «первенствующего сословия», особенно между дворянством центральных губерний и национальных окраин. Все хотели или уравняться в правах, или отстоять полученные ранее привилегии. Кроме того, аристократы выступали за отмену тех положений Табели о рангах, которые давали возможность выслужить дворянство представителям других сословий. Раздавались голоса и о необходимости учреждения майоратов (т. е. неделимых имений).

5. Чем методы политики « просвещённого абсолютизма » Екатерины II отличались от методов правления Петра I? Почему в Екатерининский век такое изменение методов правления было необходимо?

Задачи, которые стояли перед Россией

  • при Петре 1: вывод страны из числа отсталых государств, развитие экономики. Приобретение новых территорий, получение выхода к морям. Укрепление единства страны путем усиления самодержавия.
  • при Екатерине 2: Укрепление внутреннего порядка в государстве. Усиление мощи и силы Российской империи. Борьба с истощением экономики. Просвещение русского народа (Задачи сформулировала сама. Екатерина после вступления на престол).

Таким образом, основной целью и Петра, и Екатерины было усиление мощи Российской империи. Нужно было превратить Россию в государство, которое вошло бы в один ряд с самыми развитыми странами Европы. А это требовало упорядочения механизма управления государственной машиной, создания хорошо организованного на всех уровнях аппарата власти, вершиной которого был самодержавный монарх.

Методы политики Екатерины можно назвать более мягкими в сравнении с методами Петра, ведь ей уже было не нужно подавлять мощную оппозицию в лице боярства и церкви, ее власть уже была абсолютной и не требовала жестокости и насилия. Хотя ей пришлось однажды прибегнуть к методам жестких репрессий во время восстания Пугачева.

В отношении дворян уже невозможно было проводить политику давления, ведь они выступали главной опорой самодержавия и любое ущемление их прав могло привести к очередному дворцовому перевороту.

6. Соотнесите даты и отмеченные на ленте времени следующие события:
  • 1) восшествие Екатерины II на престол-1762 год.
  • 2) секуляризация церковных земель-1764 год.
  • 3) создание Уложенной комиссии- 1767 год.
  • 4) Генеральное межевание земель-1763 год.
  • 5) запрет продажи крестьян с аукционов – 1771 год.

Главный вопрос урока. А.

А. Екатерина II имела только направления деятельности, а не чёткий план. Однако реформы императрицы реализовали основные направления, предложенные Екатериной.

7. Вопросы к источникам:

  1. О каких положениях, содержавшихся в «Наказе» Екатерины II, пишет автор? Какие из них соответствовали политике «просвещён­ного абсолютизма»?
  2. Какие положения «Наказа», по мнению автора, противоречили друг другу? В чём причина противоречивости «Наказа»?

Единственно приемлемую форму правления в виде абсолютной монархии. «Наказ» протестовал против норм Уложения 1649 г., предусматривавшего одинаковое наказание за умысел и действие. Запрещались пытки в качестве способа судебного доказательства, содержание под стражей подозреваемого, вина которого не доказана. «Наказ» провозглашал веротерпимость, «ибо гонения человеческие умы раздражали».

Екатерине, однако, не всегда удавалось приспособить идеи просветителей к русской действительности и преодолеть противоречия между реалиями феодальной структуры общества и, по сути, буржуазными догмами, исповедовавшимися деятелями Просвещения.

Так, «Наказ» постулировал девиз «блаженство каждого и всех», а также провозглашал, что «равенство граждан всех состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам», в то время как эти постулаты противоречили сословному строю. Равенству всех перед законом противопоказаны сословные права и обязанности, зарегистрированные в том же «Наказе».

§ 13—14. Восшествие на престол Екатерины II

◄§12

§15►

§ 13—14. Восшествие на престол Екатерины II: 3 комментария

  • 06.03.2019 в 02:37
    Permalink

    спасибо за информацию, которая облегчает подготовку к уроку

    Ответ
    • 13.03.2019 в 09:22
      Permalink

      Спасибо вам большое вы мне очень помогли

  • 10.03.2019 в 15:03
    Permalink

    интересный материал, спасибо

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.