§ 15. Интонация


ГДЗ
 ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 8 ◄
Интонационные средства:
  • Темп;
  • Пауза;
  • Логическое ударение;
  • Изменение громкости;
  • Изменение тона.

Интонация (от лат. intono) — громко произношу.

Пауза (от лат. pausa) — остановка, прекращение.

Интонация – это различные изменения в силе, тембре и темпе голоса.
Самым основным элементом интонации являются повышение и понижение высоты тона, а также паузы.
Интонация выполняет важную коммуникативную функцию. Интонация конкретизирует смысл предложения.

Упр. 79. С помощью интонации говорящий может выражать своё отношение к высказываемому. Прочитайте предложения в соответствии с ремарками.

1. Идёшь! (Радостно.) Идёшь. (Раздражённо.) Идёшь? (Удивлённо.) Идёшь? (Сомневаясь.) 2. Тише! (Повелительно.) Тише. (Как просьба.)

Упр. 80. Прочитайте предложения, делая паузы там, где они обозначены. Как изменяется смысл предложения с изменением интонационного членения предложения? Приведите подобные примеры.

Катя вспомнила //: сестра / забыла взять книгу.
Катя, / вспомнила сестра, / забыла взять книгу.

Смысл первого предложения – взять книгу забыла сестра, а Катя об этом вспомнила. Смысл второго –  взять книгу забыла Катя, а вспомнила об этом сестра. От интонации  зависит смысл высказывания.

Казнить, / нельзя помиловать.

Казнить нельзя, / помиловать.

Упр. 81. Прочитайте предложения в соответствии с интонационными схемами. Какие оттенки значения передаёт интонация? В каких ситуациях могут быть использованы эти предложения?

интонация

Ответ. С помощью интонации передаются сильные чувства, впечатления. В левом столбике – восхищение, радость, восторг. В правом -разочарование, неудовлетворенность, обиду.

Слово, наиболее важное по смыслу в данной речевой ситуации, выделяется в речи усилением голоса – логическим, смысловым ударением Логическое ударение может падать на любое слово, которое выдвигается по своей значимости на первый план. Например: Брат уехал в Санкт-Петербург (а не в Москву). Брат уехал в Санкт-Петербург (а не улетел). Брат уехал в Санкт-Петербург (а не сестра).

Упр. 82. Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещённому справа.

Маша вчера ↑уехала в Суздаль?

Да, ↑уехала.
↑Нет, не в Суздаль, а во ↑Владимир.
Да, ↑вчера.
Нет, не ↑Маша, а её сестра.

Сегодня ↑будет зачёт по литературе?

↑Нет, не будет.
Да, ↑сегодня.
Нет, не по ↑литературе, а по ↑истории.

Упр. 83. В Москве, как и в ряде других городов России, многим улицам вернули их исторические названия. Пользуясь материалом для справок, составьте предложения по образцу.
Прочитайте составленные предложения вслух, выделяя с помощью логического ударения наиболее важные по смыслу слова.

Образе Историческое название этой улицы ↑Большая ↑Никитская. До 90-х годов улица называлась улицей ↑Герцена, а теперь это ↑снова Большая Никитская.

Материал для справок: Историческое название, которое возвращено: 1) Большая Дмитровка; 2) Малая Дмитровка; 3) Тверская; 4) Гранатный переулок.
Названия до 90-х годов: 1) Пушкинская улица; 2) улица Чехова; 3) улица Горького; 4) улица Грановского.

Историческое название этой улицы ↑Большая ↑Дмитровка. До 90-х годов улица называлась ↑Пушкинской, а теперь это ↑снова Большая Дмитровка. Историческое 
 название этой улицы ↑Малая ↑Дмитровка. До 90-х годов улица называлась улицей ↑Чехова, а теперь это ↑снова Малая Дмитровка.  Историческое название этой улицы ↑Тверская. До 90-х годов улица называлась улицей ↑Горького, а теперь это ↑снова Тверская. Историческое 
 название этой улицы ↑Гранатный переулок. До 90-х годов улица называлась улицей ↑Грановского, а теперь это ↑снова 
Гранатный переулок.

Упр. 84. Прочитайте сначала про себя, а затем вслух стихотворение И. Бунина, выделяя с помощью логического ударения слова, которые в тексте употреблены как антонимы. • Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой.
У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу ↑молодому,
Когда я ↑уходил с отцовского двора,
Сказать прости ↑родному дому!
У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.
Как бьется сердце, горестно и громко,
Когда ↑вхожу, крестясь, в  ↑чужой, наёмный дом
С своей уж ↑ветхою котомкой.
Упр. 85. Прочитайте текст. Какие негативные приметы современной звучащей речи в нём отмечаются?

Образцом настоящего бескультурья является манера говорить с экрана истеричной, захлёбывающейся скороговоркой: «Жлучкшечные зблевания», «Мнистрандел» и т. д.
Так и кажется, что кто-то стоит у них за спиной с кнутом в руке и подгоняет: скорей, ещё скорей, догнать и перегнать.
Скороговорка всегда считалась у нас признаком недостаточной культуры.

(По В. Александровскому)

Манера говорить истеричной, захлёбывающейся скороговоркой: «Жлучкшечные зблевания», «Мнистрандел» и т. д.

Упр. 87. Интонационный диктант.
При записи отмечайте одной вертикальной линией небольшую паузу между группой подлежащего, т. е. подлежащего с зависимыми словами, и группой сказуемого, т. е. сказуемого с зависимыми словами.
Двумя вертикальными линиями обозначьте интонацию законченности в конце повествовательного предложения.
Обозначьте повышение голоса перед паузой в середине предложения и понижение на последнем ударном слоге последнего слова в предложении.

интонация

Московская топонимика неотделима от топонимики всей страны. 2. Все народы внесли в неё свой вклад. 3. Тверская улица названа по дороге на Тверь. 4. Большая Татарская улица — в честь замоскворецкой Татарской слободы.

интонация