§ 16—17. Культура Руси

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ история России 6 кл. Андреев◄
§ 16—17. Культура Руси
§ 16—17. Культура Руси

◄§15

§18►

Вопросы и задания к § 16—17. Культура Руси

Вопрос 1: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы.
  • 1) Почему автор хвалебного обращения к князю использует образы зверей? В тексте говорится о реальном льве или вымышленном?
  • 2) Какой зверь, распространённый в Залесском крае, не назван в тексте?

1) Потому что каждое из животных он наделяют символическим значением, так орел, осетр, лев – это представители «власти» в своих видах, что сравнивается с властью князей. Это указывает на особое отношение древнерусского общества к представителям животного мира. В тексте говорится о настоящем льве и его способности успокаивать разбушевавшихся или недовольных одним только своим рыком. Его рык должен служить князю примером, только князь должен не рычать, а говорить такие слова, которые способны убедить людей.

2) Лисица, еж, куропатка, бобр – также являются представителями животной фауны Залесского края (стр. 117).

Вопрос 2: Рассмотрите иллюстрацию на с. 116 и ответьте на вопросы.
  • 1) Опишите ее, используя полученные знания.
  • 2) Уместно ли нахождения льва на стене православного храма? 3) Какие существа у крашали готические храмы Западной Европы? Что такое двоеверие?

1.На стене храма изображены животные, наделенные символическим значениями (телец, лев, человек, орел) – четыре символических образа, которые видели пророк Иезекиль и Евангелист Иоанн в своих видениях. Согласно священному писанию, это изображение четырех основных добродетелей: мудрость, храбрость, правда и чистота. Человек означает мудрость Лев – храбрость, Вол означает правду, так как это было жертвенное животное (оправдание за грех), Орел в полете означает чистоту, потому, что он поднимается на большие высоты, которые являются олицетворением чистоты.

2) В связи с тем, что животные наделяются символическим значением, характерным для христианство, то и нахождение изображения льва на стене храма – это обычное явление для православных храмов.

3) Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах готических храмов Западной Европы.

Двоеверие – это религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований. Отражением этого является изображение животных и мифических существ на фасаде храмов.

Вопрос 3: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями:
  • 1) Начало строительства Георгиевского собора в Юрьеве-Польском – 1230 г.
  • 2) Андрей. Боголюбский построил Золотые ворота во Владимире – 1164 г.
  • 3) Всеволод Большое Гнездо закончил строительство Дмитриевского собора во Владимире – 1197 г.
  • 4) Икона Владимирской Божией Матери перенесена из Киева во Владимир – 1165 г
  • 5) Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли –
    1158 г.
Вопрос 4: Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Прекратило ли свое существование единая русская культура с распадом Древнерусского государства?

В. «Русская культура не только сохранила свою общность, но и стала развиваться по-своему в каждой земле». Действительно, русская культура, основы которой составляют языческие и христианские элементы, сохранила свою общность во время феодальной раздробленности благодаря пласту, которой заложило христианство еще X-XI вв.

Также культура начала развиваться и в каждой отдельной части государства, куда привносились новые элементы, характерные для каждой земли, что нашло свое. отражение в иконописи, зодчестве, архитектуре, изобразительном искусстве и литературе.

Также на культуру отдельных земель имели влияния международные связи, так для севера характерно влияние западноевропейской культуры шедшая с юга культуры кочевых народов. Культура каждой земли в совокупности с другими и составляли древнерусскую культуру, которая стала основой дальнейшего развития.

Мнение историка (стр. 124)

Вопрос 1: Почему иконописец перед написанием иконы продолжительное время молился и постился, а после написания никогда не подписывал свою работу? Какие два мира видел и передавал через написание иконы мастер? Сравните западноевропейские картины на библейские сюжеты и иконы. Что у них общего, а в чем различия?

Ответ: Иконописец долго молился и постился перед написанием иконы, потому что таким образом он настраивал отношения с Богом, ведь он – это проводник Бога на земле. Мастер через написание иконы видел и передавал нам образ двух миров – здешнего (отказывающегося ему телесными очами и потустороннего очами умными).

Так потустороннее небо мастер окрашивал многоцветной радугой посюсторонних, здешних тонов. Самым главным отличием картины и иконы это то, что икону пишет не человек, в отличии от картины, а Бог рукою человека. Очень важен и процесс иконописи: мастер должен поститься и молиться перед началом работы. Первым на иконе появляется свет (название фона в иконописи), затем раскрывается позем (земля) и вода, растения, животные, строения, одежды и пр., последним появляется лик человека.

После завершения живописи икона подвергается олифлению растительным маслом» (елеем) что рассматривается как аналог обрада елеопомазания.

Материалы, используемые в иконописи, представляют растительный (доска), минеральный (пигменты красок) и животный (яйцо темперы, рыбный или мездровый клей) мир. Картина же, даже на религиозный библейский сюжет, представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, картина передает, его мироощущение.

Вопрос 2: Легко ли современному человеку (прочитать) и понять икону. Достаточно ли «молчаливого созерцания»? Почему возникло мнение о простоте и наивности иконы?

Современному человеку сложно прочитать картину, потому что сейчас у нас совсем другое мировоззрение в отличие от человека, жившего в XII—XIII в., у которого оно было религиозным и мифологическим. Нам тяжело понять замысел автора, за которой стоит скорее Бог, а не человек.

В иконописи существует строгий порядок в написания икон, поэтому, на первый взгляд, иконы похожи друг на друга, хотя и несут более глубокий и неповторим смысл в жестах и символах, поэтому нельзя считать икону простой и наивной. За ней стоит глубокий смысл и
религиозные переживания.

Итоги главы III

Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос главы и обоснуйте свой выбор: Можно ли назвать распад Древнерусского государства положительным явлением, способствующим дальнейшему развитию древнерусских земель?

Б. «Древняя Русь после распаду единого государства продолжала развиваться, её отличительной чертой стало многообразие во всём — в политике, хозяйственной жизни, культуре». Действительно, после распада единого Русского государства Древняя Русь стала развиваться, но каждая ее часть по-отдельности, где были свои особенности в политике, культуре, экономике и другом.

Все эти изменения завесили от формы правления (монархия, боярская республика), природно-климатических условий (север – торговля и ремесло, юг – земледелие), международных связей (кочевники, Европа). Все это многообразие позже трансформируется в особую русскую культуру.

§ 16—17. Культура Руси

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.