§ 18. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄
§ 18. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.

§ 18. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.

Вопрос к 1 пункту.

Вспомните, что такое временнообязанное состояние крестьян.

80% суммы выкупных платежей за крестьян выплачивало государство. Эти деньги крестьянин должен был отработать в течении 49 лет, выплачивая ежегодно 6% долга (то есть в итоге должен был вернуть долг почти в тройном размере). До выплаты долга крестьянин считался временнообязанным.

Вопрос к 5 пункту.

Вспомните, когда в России начался промышленный переворот. Какие особенности он имел?

Промышленный переворот в России начался в 1830-е годы. Он имел следующие особенности:

  • в России промышленный переворот начался до исчезновения крепостного права и сословного деления общества;
  • Россия догоняла европейские страны (как та же Пруссия), но при этом в отличии от той же Пруссии промышленный переворот не получил государственной поддержки;
  • промышленный переворот в России мало стимулировал развитие науки потому что проходил в основном на основе иностранных технологий;
  • в разных отраслях производства промышленный переворот проходил с разной скоростью, причём этот процесс отличался от такового в остальной Европе: начался переворот с хлопчатобумажной промышленности (в Англии, примеру – переворот также начался с текстиля), но машиностроение вплоть до начала ХХ века было слабо развито.

Вопросы для работы с текстом § 18. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.

1. Какие недостатки имела Крестьянская реформа?

Недостатки:

  • крестьяне лишись лучшей части обрабатываемых до реформы земель, что вскоре привело к земельному голоду;
  • за землю крестьяне платили часто повинностями, то есть работали на помещика со своим инвентарём, как и до реформы, что отдаляло наступление капиталистических отношений;
  • разорение помещиков значительно ускорилось;
  • индустриализацию тормозило сохранение сельской общины, которая препятствовала уходу в город своих членов;
  • реформа не обогатила крестьян, из-за чего они, то есть большая часть населения, продолжали вести в основном натуральное хозяйство, что снижало внутренний спрос и этим вредило экономике, тормозило индустриализацию и переход к капитализму.
2. Поясните, в чём заключалась взаимозависимость крестьянского и помещичьего хозяйств после Крестьянской реформы 1861 г.

Крестьяне, чаще всего, зависели от помещиков потому, что в отрезки попали необходимые для сельскохозяйственного цикла земли: они были вынуждены были их арендовать у помещика. Помещик же чаще всего продолжал использовать труд своих бывших крестьян на своих полях – большинство из них предпочитали принимать в качестве арендной платы не деньги, а работу крестьян на своих полях с собственным инвентарём (фактически барщину).

3. Какие факторы мешали успешному развитию сельского хозяйства после реформы 1861 г?

Факторы:

  • сохранение временнообязанного положения крестьян;
  • сохранение сельской общины, мешавшей агараной революции;
  • большинство помещиков в результате реформы получили небольшие суммы, потому что с причитавшихся им денег были удержаны их долги;
  • нежелание большинства помещиков даже не обременённых большими долгами на полученные за крестьянскую землю деньги организовывать интенсивное сельское хозяйство с сельскохозяйственной техникой, активным использованием удобрений и т. п.;
  • малоземелие крестьян, из-за которого подавляющее их большинство просто не могло вести сельское хозяйство интенсивно, по новым технологиям;
  • неразвитость машиностроительной отрасли в России, из-за чего машины для интенсивного сельского хозяйства чаще всего приходилось закупать за границей, что повышало их цену;
  • отрезки, из-за которых крестьянам просто для полноценного сельскохозяйственного цикла приходилось арендовать землю;
  • использование в качестве арендной платы крестьянских отработок на полях помещика со своим инвентарём, то есть фактическое сохранение феодальных пережитков;
  • невежество большинства крестьян и многих помещиков, просто не знавших, что такое интенсивное сельское хозяйство, как его вести.
4. Сохранила ли реформа 1861 г. существование крестьянской общины?

Реформа сохранила крестьянскую общину. Государство рассматривало её как средство получить причитавшиеся ему платежей: благодаря круговой поруке. Возможно также, что реформаторы хотели благодаря общине обезопасить часть крестьян он полного разорения, заботясь об их благе. Но именно в этом разорении во многом состояла аграрная революция и в целом путь к модернизации.

5. Каковы были принципы общинного хозяйства?

Община распределяла земли. При этом у каждой семьи было по несколько участков в разных частях общинных земель (в низине, на возвышенности, на разных почвах). При этом участки периодически перераспределялись. Община сообща выполняла некоторые сельскохозяйственные работы.

А также сообща несла ответственность, в частности, платила государству налоги. То есть, если кто-то из членов общины не был в состоянии выплатить свою часть, остальные покрывали эту недостачу. В некоторых общинах выделились так называемые кулаки – сильные хозяева. Часто на них работала большая часть деревни, но они же выплачивали за односельчан большую часть сборов.

Однако даже в таких ситуациях община сохранялось и кулакам было сложно выйти из неё. Учитывая такую коллективную ответственность, община ограничивала и свободу передвижения своих членов, чтобы никто не смог от этой ответственности сбежать.

6. Расскажите об основных направлениях развития промышленности в пореформенное время.

Наиболее быстрыми темпами развивалась текстильная промышленность, особенно хлопчатобумажная. Также большое развитие получила металлургия.

7. Каким образом железнодорожное строительство cпособствовало промышленному перевороту в России?

Прежде всего, железнодорожное сообщение улучшало транспортную ситуацию, значит облегчало подвоз сырья и вывоз готового товара.

Но кроме того, снабжение строившихся железных дорог развивало металлургию, а также машиностроение, потому что для дорог нужны были рельсы и подвижной состав, и если второе часто продолжали закупать за границей, но рельсы со временем всё чаще стали использоваться отечественные. Развивались и другие отрасли, такие как угледобывающая.

8. Какие новые социальные слои возникли в результате промышленного переворота?

Промышленный переворот создал классы буржуазии и пролетариата.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Как вы думаете, улучшилось или ухудшилось положение крестьян после Крестьянской реформы 1861 г.? Приведите аргументы в доказательство своей точки зрения.

Реформа ухудшила положение крестьян, потому что урезало участки большинства семей по сравнению с теми, которыми они пользовались при крепостном праве. Земля была главным средством крестьян к существованию, земельный голод стал главным бедствием, который нередко вызывал настоящий голод в случае не очень благоприятных погодных условий.

Крестьяне сразу понимали свои интересы, потому ещё в первой половине XIX века отказывались от предлагавшейся помещиками воли без земли. В середине века они были чётко уверены, что «воли без земли не бывает». Но при разработке реформы их мнения никто не спрашивал.

2. Объясните, почему освобождение от личной зависимости не сделало крестьян равными помещикам в имущественном отношении.

В имущественном отношении главным богатством и главным источником богатства была земля, а земля между помещиками и крестьянами была разделена далеко не поровну. Именно поэтому такой равный раздел (передача крестьянам помещичьих земель) будет главным требованием крестьян в начале ХХ века, сутью крестьянского вопроса.

3. Какую роль в сельском хозяйстве пореформенного периода играга аренда земли? Почему в тех условиях её нельзя рассматривать как меру капиталистического переустройства сельского хозяйства?

В Западной Европе землю арендовали для начала или расширения сельскохозяйственного производства. В аренду брали всю землю, необходимую для сельскохозяйственного цикла с конкретными целями получения прибыли, потому вели на них товарное хозяйство. В России, как правило, крестьяне вынуждены были арендовать земли, отрезанные во время реформы, которые оказывались необходимы для ведения хозяйства – сенокосы, водопои и т. д.

Получалось, что арендная земля была им нужна для того, чтобы полноценно использовать собственную. Такая аренда не стимулировала капиталистических отношений. Не помогало их развитию и то, что землю арендовали не отдельные крестьяне, а целые крестьянские общины.

4. Какие отрасли промышленности были связаны с железно-дорожным строительством? Поясните эту связь на примерах.

С железнодорожным строительство связаны:

  • металлургия (изготовление рельсов и сырья для подвижного состава);
  • машиностроение (изготовление подвижного состава);
  • угледобыча (топливо для паровозов, а также других отраслей промышленности).
5. Выясните, как происходило строительство новых железных дорог в 1860-1880-е гг. Подготовьте сообщение об одной из таких железных дорог.

Строительство Ландварово-Роменской железной дороги происходило за счёт частных средств. Это было обычной практикой в то время. Существовало Общество Ландварово-Роменской железной дороги (акционерное), но по-настоящему оно принадлежало Карлу Фёдоровичу фон Мекку, вложившему основную часть средств. Он сделал состояние именно на подобном строительстве.

Сооружение дороги началось в 1871 году. Частные подрядчики обеспечивали отсутствие казённой волокиты, потому закончить строительство удалось быстро. Дорога общей протяжённостью 638,3 версты (680,94 км) открывалась участками уже на протяжении 1873-1874 годов. Дорога шла из Вильно (современный Вильнюс) в Бахмач (в сотне с небольшим километров на юго-восток от Чернигова) через такие города как Минск, Бобруйск, Гомель и т.д.

В 1876 году дорогу объединили с Либаво-Кошедарской железной дорогой в единую Либаво-Роменскую.

Строительство проходило не без помощи государства, которое разрешало беспошлинный ввоз многих необходимых материалов. Но главное, казна гарантировала доход уже в первые годы эксплуатации дороги, хотя по объективным законам экономики первые годы не должны приносить прибыль. То есть фактически правительство платило за каждую такую дорогу, включая Ландварово-Роменскую, гораздо больше, чем она стоила своим строителям. Именно на этом и удавалось делать состояния Карлу Фёдоровичу фон Мекку и подобным ему предпринимателям.

Не удивительно, что в 1891 году все железные дороги во избежании дальнейших неоправданных расходов были выкуплены в государственную собственность.

6. Используя Интернет, найдитe информацию о деятельности одного из русских предпринимателей второй половины XIX в и подготовьте краткое устное сообщение.

Тимофей Саввич Морозов был младшим сыном крупного промышленника Саввы Васильевича Морозовова. Его отец прошёл невероятный по тем временам путь от крепостного крестьянина до купца I гильдии (к которой относились владельцы наибольших капиталов). Ещё в 1812 году он выкупил из крепостной зависимости себя и свою семью за огромную сумму в 17 тысяч рублей ассигнациями. Младший из детей Саввы Васильевича Тимофей родился в 1823 году, то есть уже после обретения свободы. Во многом поэтому именно ему отец и завещал своё дело – как не познавшему неволи. Старшим сыновьям он выделил лишь доли капитала.

Семья Морозовых относилась к числу старообрядческих купеческих фамилий Москвы. Целый ряд их стал подниматься именно в первой половине XIX века, после того, как давлением на старообрядцев несколько ослабло. Вполне возможно, что сдесь сыграла свою роль и помощь общины единоверцев. По этому поводу есть разные версии, определённо сказать ничего нельзя.

Тимофей Саввич стал входить в правление предприятия отца с начала 1850-х годов. В 1857-1859 годах он уже от своего имени организовал новую фабрику под Тверью. А после смерти отца в 1860 году и выделения долей братьев возглавил основное производство. Это производство представляло из себя сложный многопрофильный текстильный комбинат, занимавший площадь 372,5 десятин (чуть более 4 км2) и расположенный в Никольском, деревне Городищи и сельце Ваулове.

Он объединял под одной крышей шесть главных и девять вспомогательных производств, а также собственные железнодорожные пути, соединённые со станциями Московско-Нижегородской железной дороги. Большая часть из всего этого была создана ещё в первой половине XIX века.

Новый хозяин модернизировал производство. Причём он не просто обновил станки, а организовал полный цикл производства ткани: на фабрику привозили хлопок-сырец, а вывозили конечный текстильный продукт. Также именно Тимофей Саввич одним из первых в России стал использовать именно среднеазиатский хлопок, как только эти земли были присоединены к империи.

Как руководитель Тимофей Саввич в равной степени интересовался ходом производства, качеством товара, состоянием оборудования, проблемами найма рабочей силы, заработной платой, внутренним распорядком, текущим строительством и многим другим. Но под особо пристальным наблюдением хозяина были, все же, технологический процесс и качество продукции.

Видимо, предприниматель искренне считал себя кем-то вроде отца для своих рабочих – ведь он так заболится об их благополучии. Возможно, поэтому удар с Тимофеем Саввичем случился в 1885 году именно после стачки на его предприятии. После этого он стал уходить от дел и угасать. Скончался он через 4 года на своей даче в Крыму.

§ 18. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.

◄§17

§19-20►

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.