2. Александр I: начало правления. Реформы Сперанского.

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄
§ 2. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского
§ 2. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

Вопросы и ответы к § 2. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

1. Какими личными качествами обладал император Александр I? В чём была причина двойственности его характера? Как это влияло на его политику?

Александр I был человеком добрым. Воспитание при дворе его бабушки Екатерины II сделало его сторонником либеральных идей. Большую роль в этом сыграл также его учитель в широком смысле этого слова Фредерик Сезар Лагарп, родившийся и выросший в очень свободной по меркам XVIII века Швейцарии, в городе Берне.

Но в то же время император был не очень нерешительным человеком. Это и не удивительно: всё детство и юность ему пришлось лавировать между враждовавшими дворами своих бабки и отца.

Это серьёзно повлияло на правление Александра I. Как либерал он начал разработку целого ряда реформ, но не смог претворить в жизнь большинство из них: у него не хватило силы характера, чтобы преодолеть сопротивление консерваторов, несмотря на то, что как у абсолютного монарха у него были для этого все полномочия.

Впрочем, он помнил об участи своего отца Павла I, которого убили дворяне из-за реформ ущемляющих их привилегии.

2. Каково было главное назначение Негласного комитета? Какую роль он сыграл в истории страны?

Негласный комитет разрабатывал реформы. Но так же, он объединял ближайших советников царя, наиболее доваренных его лиц, многих из которых он назначал на ответственные посты.

И в этом Негласный комитет был похож на Избранную раду Ивана Грозного. Поскольку управление Российской империи было уже значительно бюрократизировано, Негласный комитет не сосредоточил в своих руках всей власти, но благодаря влиянию на императора в определённый период имел большие полномочия.

3. Дайте характеристику первых преобразований Александра I. Какие из них вы считаете главными? Почему?

Первые реформы были касались разных сфер жизни общества. Реформа образования пыталась реализовать идею всеобщего доступа к знаниям, о чем говорили ещё просветители.

Несмотря на то, что население России не стало поголовно грамотным, число образованных людей возросло. А главное, система образования была упорядочена, и в провинции стало проще получить доступ к знаниям.

Реформа системы управления наоборот ликвидировала систему коллегиальности и вводила строгое подчинение министрам.

Крестьянская реформа (Указ о вольных хлебопашцах 1803 г.) не имела практически никаких результатов, она не предусматривала никаких обязательных мер, а просто облегчала процесс добровольного освобождения крестьян.

Реформа образования являлась наиболее действенной. образовательная. Указ о вольных хлебопашцах привел к освобождению менее 1% крепостных за все время царствования Александра. Реформа системы управления не устранила главного недостатка – засилья бюрократии .

Реформа образования привела к созданию сети университетов и гимназий, которые располагались в разных частях страны, потому стали доступнее одаренным людям из провинции.

Из университетов в итоге вышли те учёные, которые подняли российскую науку на мировой уровень. В гимназиях поддерживался высокий стандарт образования. Часто там по совместительству обучали детей преподаватели университетов.

4. Составьте в тетради схему организации государственной власти после реформ Александра I.

Император↓

Государственный Свет

►Сенат и Синод (орган управления православной церковью)

Кабинет министров

5. Почему проект Сперанского не был реализован?

Проект не был реализован из-за противодействия консерваторов, особенно при дворе. Возможно, император опасался нового дворцового переворота, но скорее ему просто не хватило решимости для преодоления сопротивления и реализации этих реформ.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Согласны ли вы с утверждением, что обещание Александра управлять «по законам Екатерины Великой» означало возврат к старым порядкам? Объясните своё мнение.

Большинство дворян хотели от нового императора именно этого – возврата к старым порядкам, главное, отмены новшеств его отца. Но на самом деле эти слова означали не консервацию порядков Екатерины II, а возвращению к курсу реформ, что почти сразу подтвердило создание Негласного комитета.

2. Из курсов истории России 7 и 8 классов вспомните, когда в нашей стране проводились полномасштабные реформы и каковы были их последствия. В чём Александр I продолжал политику предшествующих реформаторов, а что в его планах было принципиально новым?

Масштабные преобразования развернулись в начале правления Ивана IV, в период деятельности Избранной рады. Далее страна была полностью преобразована Петром I. После него целую серию реформ провела Екатерина II. В целом Александр I пытался продолжить курс своей бабки.

Известно, что Екатерина II задумывалась об отмене этого “рабства” ещё во время Уложенной комиссии, но ничего реального в этом направлении так и не предприняла. Её внук решил пойти дальше (хотя в итоге сделал совсем не много, так и не решив проблему).

Последствия реформ Ивана 4, Петра 1, Екатерины Великой: укрепление самодержавной власти, ухудшение положения народа. Радикальных реформ Александр 1 не проводил, тем не менее абсолютизм остался, ухудшилось положение тех государственных крестьян, которые по идее Аракчеева попали в военные поселения.

3. Какие положения проекта реформ М. М. Сперанского вы считаете главными?

Главным была возможность перехода из одного состояния в другое только благодаря приобретению имущества. Это отменяло сословную структуру общества, что в свою очередь было важным условием модернизации.

Также важным стало бы создание системы Дум. Участие в выборных органах власти начиная с нижних уровней могло бы выработать у населения политическую культуру и построить «демократию снизу».

4. Идее выборности в проекте Сперанского уделено большое внимание. Как вы думаете, почему?

Потому что реформатор разделял идеи тех просветителей, которые считали выборные органы власти наилучшими. Они были уверены, что власти нужна коллегиальность решений и ответственность перед народом (в случае выборности – перед избирателями).

Важно то, что предлагалось создать не одну Государственную думу, а целую их систему, начиная с самых мелких единиц территориального деления уездов.

Система дум, предложенная Сперанским, как раз воспитывала политическую культуру и строила «демократию снизу» копируя политическую систему Англии.

5. С помощью Интернета соберите материал длл проведения в классе дискуссии на тему «Могли ли быть осуществлены все планы М М. Сперанского в России начала XIX в.?».

Материал взят с сайта История и обществознание https://historyedu.ru/mogli-li-byt-osushhestvleny-vse-plany-m-m-speranskogo-v-rossii-nachala-xix-v/

Преобразования и их оценка.

– Разделение государства на губернии, те на округа, а те на волости было самым лёгким. Такие административные реформы, (вроде увеличения количества губерний при сокращении их площади при Екатерине II) всегда проходили безболезненно, ведь коренным образом ничего не меняли.

– Государственный совет был учреждён на самом деле, это не вызвало протестов.

– Министерскую реформу Сперанскому дали провести, она также не вызвала осложнений.

– Выделение независимой судебной власти, включая отдельный Судебный сенат, было вполне осуществимо. Оно затронуло бы лишь некоторых чиновников (собственно, осуществлявших суд), протест которых не причинил бы особых проблем, даже если бы возник. Причём судебная реформа 1864 года показала, что такое разделение сработало бы. Возможно, вначале судьи бы и оглядывались на волю исполнительной власти, но со временем почувствовали бы преимущества своей независимости.

– Вполне можно было разделить население на дворянство, «среднее состояние» (государственные крестьяне, купцы, мещане) и «народ рабочий» (крепостные крестьяне, ремесленники, слуги и т. п.). Но гораздо сложнее было бы обеспечить социальные лифты, переход из одного состояния в другое лишь благодаря приобретению имущества.

Для этого требовалась твёрдая монаршая воля и верная реформатору команда исполнителей. Но фактически у императора были нужные полномочия. Между тем именно эта мера была важнейшей и могла бы со временем приблизить сословия к имущественным классам по тому же эволюционному пути, по которому это произошло ранее в Англии.

– Наделение всего населения гражданскими и особенно политическими правами вызвало бы наиболее резкие возражения консерваторов, потому что это слишком сильно напоминало бы революционную Францию. Но что на самом деле могли сделать консерваторы?

Поднять восстание? Армия наверняка осталась бы верна императору, во-первых, потому что присяга не была пустым звуком, а во-вторых потому, что их интересы напрямую этим не затрагивались.

Конечно, существовала опасность заговора. Но с этой бедой можно было бороться, что показало долгое правление Екатерины II, во время которого разными способами было раскрыто и предотвращено немало заговоров.

В любом случае, заговорщикам нужен был бы новый император с законными правами на престол, а такие права на тот момент существовали только у братьев Александра – насколько мы можем судить, семья была дружная и ни Константин, ни Николай, не пошли бы против Александра.

– Ещё больше напоминало Францию (хотя на самом деле больше Англию) введение дум (Волостных, Окружных, Губернских и Государственной), что логично проистекало из наделения россиян политическими правами. Потому эта мера также могла бы вызвать широкие протесты.

Однако о мерах противодействия таким протестам сказано выше. Нельзя забывать, что выборы в думу предполагались всесословными. Это значит, что первое время в Губернские и Государственную думы в основном избирались бы дворяне, потому что люди привыкли видеть именно в дворянах государственных деятелей.

Таким образом видно, что предложенные Сперанским меры могли бы вызвать большое недовольство, но у императора имелись рычаги для его преодоления. Тем более, что как скоро стало бы понятно, опасения являлись беспочвенными.

Во Франции революцией руководили адвокаты – люди, которые умели говорить и думать, но имели мало прав и не были привязаны к своему имуществу, потому что мало чем владели.

В России такой группы населения не было. В думах заседали бы дворяне. Потому что кому ещё заниматься государственными делами?

Только по прошествии долгого времени возможность переходить из одного состояния в другое размыло бы границы прежних сословий и привело бы в политику большое количество ранее незнатных людей.

6. Найдите в Интернете и прочитайте полный текст указа 1803 г. о «вольных хлебопашцах». Опишите процедуру освобождения крестьян по указу I803 г. и те трудности, с которыми должен был столкнуться помещик, пожелавший освободить крестьян.

Материал взят с сайта http://ingvarr.net.ru/otvet/46-1-0-42879, там же можно найти текст Указа.

Главной трудностью для такого помещика должна была стать бюрократическая волокита. Разработанные условия соглашения с крестьянами его обязывали отправить губернскому предводителю дворянства, который переправлял их министру внутренних дел, после чего они поступали на рассмотрение ещё и императору.

В то время документы могли рассматриваться в инстанциях годами (что официально, конечно, объяснялось крайней загруженностью чиновников), потому такая процедура могла стать реальным препятствием на пути осуществления благого начинания. По сравнению с этим «взнос узаконенных пошлин» казался очень небольшой жертвой, какими бы эти пошлины ни были.

§ 2. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского

◄§ 1. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

§ 3. Внешняя политика Александра I в 1801 —1812 гг.►

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.