§ 20—21. Рубеж веков. Павловская Россия

◄ГДЗ по истории◄ ГДЗ по истории России 8 кл. Андреев◄
§ 20—21. Рубеж веков. Павловская Россия
§ 20—21. Рубеж веков. Павловская Россия

Вопросы и задания к § 20—21. Рубеж веков. Павловская Россия

1.Существует точка зрения, что внутренняя и внешняя политика Павла I — это целостная система мер, важность и значимость которых остались непонятыми современниками и могут быть оценены должным об ­разом только спустя длительное время. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Своё мнение обоснуйте.

Да, с этим можно согласиться. Во внутренней политике Павел стремился облегчить положение крепостных крестьян (ограничил барщину тремя днями) и урезать привилегии дворян (отменил положение Жалованной грамоты дворянству о том, что дворянин может не служить государству). Таким образом, были сделаны шаги к уменьшению социального неравенства в стране.

Во внешней политике Павел резко изменил курс, заключил союз с Наполеоном (Францией) против Англии – крупнейшего на тот момент торгового партнера России. Этот поворот произошел после итальянского и швейцарского походов Суворова, когда стало ясно, что союзники по антифранцузской коалиции Англия и Австрия просто используют Россию в своих интересах. Павел попытался проводить внешнюю политику только согласно национальным интересам. За это он поплатился, его свержение (убийство), как пишет Н. Я. Эйдельман, готовилось при участии английского посла.

2. Сравните положение дворянства при Петре I и при Павле I. Когда дворянство имело больше прав и привилегий?

Петр I

  • 1701 — Указ о пожизненной службе — все дворяне обязаны служить государству и государю, на гражданских или военных должностях.
  • 1704 — Указ о вотчинах объедение понятий боярской вотчины (земельного надела переданного во временное пользование) и дворянского поместья (личной недвижимости).
  • 1714 — Указ о единонаследии — предотвращение множесгвенного дробления дворянских поместий через запрет для дворян передавать наследство более чем одному из детей.
  • 1714 — Указ о правилах производства в офицеры запрещал повышать до офицерского звания дворян не служивших в лейб-гвардии.
  • 1714 — Указ о необразованных запрещал жениться детям дворян не получившим минимальных знаний.
  • 1722 Табель о рангах — уравнивала в правах чины гражданской и военной службы, открывала возможность любому свободному человеку получить дворянство.

Павел I

  • Павел отменил 2 (13) января 1797 года статью Жалованной грамоты, запрещавшую применять телесные наказания к дворянскому сословию. Были введены телесные наказания за убийство, разбои, пьянство, разврат, служебные нарушения.
  • 24 апреля (5 мая) 1797 года Павел I лишил дворянство права предоставления коллективных жалоб государю, Сенату’ и губернаторам областей.
  • В 1798 году 11авсл I запретил дворянам, прослужившим офицерами менее года, просить отставку.
  • Указом от 18 (29) декабря 1797 года дворян обязали платить налог для содержания органов местного самоуправления в губерниях. В 1799 году сумма налога была увеличена.
  • В 1799 году дворяне стати платить подать по 20 рублей «с души».
  • Указом от 4 (15) мая 1797 года император запретил дворянам подавать коллективные прошения.
  • Император указом от 15 (26) ноября 1797 года запретил допускать к участию в выборах gдворян, уволенных со службы за проступки. Число избирателей было сокращено, и губернаторы получили право вмешиваться в выборы.
  • В 1799 году упразднены губернские дворянские собрания. 23 августа (4 сентября) 1800 года отменено право дворянских обществ выбирать заседателей в судебные органы.
  • Дворян, уклоняющихся от гражданской и военной службы, Павел I приказал предавать суду.
  • Император резко ограничил переход с военной службы на гражданскую, Павел ограничил дворянские депутации и возможность подавать жалобы. Это было возможно только с разрешения губернатора.

Павел во всем стремился подражать своему великому предку. При нем дворяне имели еще меньше привилегий, чем при Петре.

3. Внимательно рассмотрите картину А . Бенуа «Парад при Павле I».

Ответьте на вопросы:

  • 1) Какое значение придавал Павел I парадам?
  • 2) Какое отношение солдат и офицеров к происходящему изобразил художник?
  • 3) Почему художник изображает зимний парад? Какую идею он пытается передать?
  • 4) Почем у эта картина может быть символом павловского правления?

Парадам Павел придавал большое значение. Отношение солдат и офицеров определить трудно, т. к. на картине практически невозможно разглядеть лиц участников парада, скорее всего ирония и отвращение. Павел был озабочен дисциплиной и муштрой солдат, даже зимой они должны достойно переносить все тяготы и лишения военной службы. Казарменные порядки Павел стремился распространить на все сферы жизни общества.

Павел пришел к власти после смерти Екатерины 6 ноября 1796 года. Он приехал в столицу из Гатчины, где жил последние 20 лет по собственным, полупрусским порядкам, в окружении близких ему людей, получивших прозвание «гатчинцев». И сразу же жителям столицы показалось, что в Петербурге высадился десант иностранной державы: император и его люди были одеты в незнакомые полупрусские мундиры, которые Павел ввел в своем гатчинском войске.

И вели они себя также необычайно для либерального екатерининского Петербурга. С первою дня своего царствования Павел начал переносить в столицу гатчинские военизированные порядки. На улицах Петербурга появились черно-белые полосатые будки, привезенные из Гатчины, и для прежде никогда не спящего , веселящегося до утра города был установлен строгий комендантский час. После восьми вечера никто не имел право высунуть нос на улицу, иначе можно было угодить в лапы архаровцев – так называли подчиненных свирепого военного губернатора столицы Н. П. Архарова.

Недаром слово «архаровцы» как символ «законного беззакония» остался в народной памяти, пережило время Павла и много других времен явление же сохраняется!
Он ненавидел мать, ее порядки, ее любимцев, ее деятелей, вообще мир, в котором она жила. А как известно, с ненавистью в душе править можно, но недолго…

Вот как описывает павловский вахтпарад военный историк: «Все военнослужащие генералы, штаб и обер-офицеры, свободные от других должностей, собирались ежедневно к разводу, к 9-ти часам утра, который длился иногда до 12-ти. Государь весьма точно приезжал до прибытия дававшего развод баталиона и лично назначал точку правого фланга, по которому расставлялись офицеры для обозначения линии, по которой становился караул.

После того приносили знамя из Зимнего дворца, войско встречало его с отданием чести, барабанным боем и музыкой, причем император снимал сам шляпу и за ним все присутствующие. После того он обходил баталион, осматривая каждого солдата лично и обращая строгое внимание на одиночную выправку. Затем император производил ученье с несколькими эволюциями.

4. Соотнесите даты , отмеченные на ленте времени, и следующие события:
  • 1) издание Указа о наследии престола – 1797 год.
  • 2) восшествие на престол Павла I – 1796 год.
  • 3) свержение Павла I – 1801 год.
  • 4) Итальянский поход А. В. Суворова – 1799 год.
  • 5) вступление России во вторую антифранцузскую коалицию -1798 год.
  • 6) Швейцарский поход А. В. Суворова – 1799 год.
5. Прочитайте высказывание А . В. Суворова на с. 162. Как полководец соотносит доброе имя человека и его отношение к Отечеству.

Честное и победоносное служение Отечеству — альфа и омега, еще одна из важнейших установок суворовской системы. Впрочем, для представителя дворянской военной культуры XVIII века — человека с заостренной моралью — другой жизненной позиции существовать просто не могло. Суворов и этот принцип выразил предельно ясно: «Доброе имя есть принадлежность каждого честного человека; но я заключал доброе имя мое в славе моего Отечества, и все деяния мои клонились к его благоденствию.

Я забывал себя там, где надлежало мыслить о пользе общей». Поэтому полководец заботился прежде всего о нравственном здоровье войск, воспитывал подчиненные ему войска в религиозном духе, разнообразными приемами направляя их мужество к победам. Он поощрял доблестное честолюбие, развивал полезные добродетели, учил поражать противника не только оружием, но и человеколюбием, великодушием. Придавал большое внимание тому, чтобы боевые задачи решались «с малым уроном». Ненавидел и искоренял все, что бесчестит доброе имя русского воина: «бесплодное геройство», «мерзкое отступление», «проклятую оборонительность», праздность, леность, малодушие, трусость, ложь…

6. Опишите картину В. И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (с. 165), используя знание подробностей Швейцарского похода русских войск. С помощью каких художественных средств художнику удалось показать героизм русских солдат и полководческий талант Суво­рова?

Картина Сурикова В.И. «Переход Суворова через Альпы» Яркое полотно в духе реализма. В основе сюжета – историческое событие — антифранцузская кампания русских войск в Швейцарских Альпах. Полководец выбрал этот кратчайший путь, имея цель как можно скорее проникнуть в Швейцарию для соединения с русскими войсками и вместе перенести военные действия на территорию Франции.

Беспрецедентный случай в истории военных действий поход в горы в зимних условиях – остался без смысла: кампания потерпела неудачу по вине австрийцев, обещавших оказать военную помощь. Война второй антифранцузской коалиции с Наполеоном была проиграна и закончилась Амьенским миром между Великобританией и Францией.

Император Павел I пожаловал Суворову не только чин генералиссимуса, но и титул – князь Италийский.
Композиция картины очень динамична. Она построена по принципу движения сверху вниз. Взгляд зрителя скользит вслед за спускающимися с гор солдатами.

Слева на коне – сам Суворов, с вдохновенным лицом и улыбкой , указывающий рукой дорогу. Фигура его миниатюрна, а не величественна, и скорее сливается с солдатской массой, чем выделяется из нее: он тоже в простом походном плаще и с треуголкой, как и его воины. Солдаты, наполняющиеся энтузиазмом при взгляде на Суворова, улыбаются в ответ и бесстрашно съезжают по крутому заснеженному склону горы.

Русские «чудо-богатыри» изображены в полном обмундировании, с достойным оружием штыками, пушками, кинжалами. Тонкий психологизм – в передаче отдельных существенных деталей, таких как бледность лиц и вытаращенные от испуга глаза, глядящие в бездну впереди, или рука, прижатая ко лбу, начинающая крестное знамение.

7. Поработайте с картой (с . 163).

Город-крепость Брешиа. 15 (26) апреля был взят
Лекко. Сражение на реке Адда. Сражение при Вердерио. На реке Треббия сражение между русскими и французскими войсками. Сражение при Нови. Чертов мост – перевал Сен-Готард.

8. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор.

В. Павел I — фигура неоднозначная и противоречивая, такой же была и его политика. Нельзя прямо ответить на вопрос: с одной стороны, сохраняются общие тенденции, но с другой появляются новые направления. Он не хотел менять основы жизни страны заложенной его предками, в частности крепостничество. Тем не менее, он урезал привилегии дворян и облегчил положение крепостных крестьян.

РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ

Будучи требователен к солдатам, Суворов, однако не был мелочен и придирчив в своих требованиях. Никогда не подвергал он суду, если видел в подчиненных раскаяние,и нередко даже платил от себя деньги, растраченные или потерянные по неосторожности подчиненными.

Больше всего он заботился, чтобы у каждого солдата была «своя голова на плечах», и он мог все делать с пониманием. Александр Васильевич говорил: «Без честолюбия, послушания и благонравия нет исправного солдата». (Честолюбие, в его gdz.ru интерпретации, это рвение к наилучшему исполнению службы).
Примечательно, что слова «отступление», «отход» были запрещены Суворовым к употреблению. Он говорил: “Русак не рак, задом ходить не умеет”.

§ 20—21. Рубеж веков. Павловская Россия

◄§18-19

§22-23►

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.