§ 22. Тире между подлежащим и сказуемым

ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 8 ◄
Упр. 114. Рассмотрите таблицу. Какие пунктуационные правила вам были известны? Что вы узнали нового? На что надо обращать внимание при письме, чтобы правильно поставить тире?
Тире между подлежащим и сказуемым
Тире между подлежащим и сказуемым

Нам уже были известны правила пунктуации: между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки ставится тире, если оба главных члена предложения выражены существительным в именительном падеже; между подлежащим и сказуемым тире ставится, если перед сказуемым стоит указательная частица это или вот, тире ставится перед этой частицей.

Остальные случаи употребления тире для нас новые. Необходимо обращать внимание на формы главных членов предложения.

Упр. 115. Спишите, ставя, где это необходимо, разделительные тире и пропущенные запятые. Подчеркните грамматические основы предложения. В предложениях, где вы поставили тире, графически обозначьте повышение тона голоса и паузу по образцу.
Тире между подлежащим и сказуемым
Упр. 116. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните постановку или отсутствие тире между главными членами предложения. Для этого подчеркните главные члены и обозначьте части речи, которыми они выражены.

1.При мысли великой что я человек всегда возвышаюсь душою. (В. Жуковский) 2. (Не)довольство 2 собою есть (не)обходимое условие разумной жизн.. . Только это (не)довольство побуждает к работе над собою. (Л. Толстой) 3. Быть а не казат(?)ся девиз который должен носить в своём сер(?)це каждый гражданин люб..щий свою родину. (Н. Пирогов) 4. Добро есть вечная, высшая цель нашей жизн.. . Как бы мы (не, ни)понимали добро жизнь наша есть (не)что иное, как стремление к добру. (Л. Толстой) 5. Самое редкое мужество это мужество мысли. (А. Франс) 6. Недописа(н, нн)ая мысль потеря(н, нн)ый клад. (Д. Менделеев) 7. (Не)ясность слова есть (неизменный признак (не)ясности мысли. (Л. Толстой) 8. Язык инструмент; едва ли (не, ни)труднее он самой скрипки.1 * * 4 Можно бы ещё заметить что посредственность как на одном так и на другом инструменте (не)терпима. (П. Вяземский)

Тире между подлежащим и сказуемым
Упр. 117. Замените в предложениях сказуемые составными именными сказуемыми с нулевой связкой. У вас получатся определения понятий из учебника биологии. Запишите их, расставляя знаки препинания, подчёркивая грамматические основы.

Темперамент является врождённой особенностью человека. 2. Возбуждение и т..рможение можно считать двумя основными процессами определяющими пов..дение человека. 3. Меланхолика характеризует слабая, (легко)ранимая нервная деятельность, способная выдерживать лишь (не)болыпое напряжение. 4. Холерики представляют собой людей у которых преобладает процесс возбуждения и слаб процесс т..рможения. 5. Сангвиники являются людьми уравновешенными в своих чувствах и действиях легко приспосабливающимися к обстоятельствам. 6. Флегматиками называют обычно спокойных людей которых трудно вывести из себя.

Тире между подлежащим и сказуемым

Упр. 118. Составьте 4 предложения, употребив сочетания слов с собственными существительными в качестве подлежащих, а с нарицательными – в качестве сказуемых. Сделайте на основе данного и предыдущего упражнений вывод, зависит ли от темперамента успешность деятельности человека, его вклад в науку, искусство, влияние на историю.

Французский философ Рене Декарт; англичанин Чарлз Дарвин; русский писатель Н. В. Гоголь; польский композитор Фредерик Шопен; меланхолик. 2. Знаменитый полководец А. В. Суворов; холерик. 3. Австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт; российский философ, писатель А. И. Герцен; сангвиник. 4. Российский полководец, генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов; русский писатель, баснописец И. А. Крылов; флегматик.

Тире между подлежащим и сказуемым

Упр. 119. Допишите предложения, попробуйте охарактеризовать великих соотечественников. Сообщите о том, кто этот человек и чем он знаменит. Употребите в предложениях составные именные сказуемые с различными связками: нулевой, связками есть, был, стал, является.

Михаил Илларионович Кутузов — —. 2. Павел Степанович Нахимов — — . 3. Николай Михайлович Пржевальский — — . 4. Михаил Иванович Глинка — —. 5. Георгий Константинович Жуков — —. 6. Юрий Алексеевич Гагарин — —. 7. Михаил Васильевич Ломоносов——- .

  1. Михаил Илларионович Кутузов – великий русский полководец, является победителем  армии Наполеона в Отечественной войне 1812 года.
  2. Павел Степанович Нахимов – русский адмирал, является героем обороны Севастополя. 
  3. Николай Михайлович Пржевальский – русский путешественник, географ, стал первым русским исследователем Центральной Азии.
  4. Михаил Иванович Глинка – русский композитор 19 века, стал основоположником русской композиторской школы.
  5.  Георгий Константинович Жуков – маршал Советского Союза, был министром обороны СССР.
  6. Юрий Алексеевич Гагарин – летчик-космонавт, стал первым человеком, совершившим полет в космос. 
  7. Михаил Васильевич Ломоносов – крупнейший русский ученый 18 века, был основателем Московского университета.

Упр. 120 Диктант. Перед написанием диктанта объясните употребление тире; раскройте скобки. Обратите внимание на знаки препинания в сложном предложении!

Нет, (не)только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и (на)яву. Тут главное — уметь (во)время отвернуться. Тут самое главное — не ранить сердце ребёнка, что(бы) он (не)увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза. (М. Шолохов) 2. Благодарность (не)есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности — глупость, (не)быть благодарным — подлость. (В. Ключевский)

1.Нет не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное – уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное – не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза. (М. Шолохов.) 2. Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость. (В. Ключевский.)