§ 24. Дополнение

ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 8 ◄
Упр. 122. Прочитайте. Определите, какой теме посвящены все предложения этого упражнения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Найдите дополнения; укажите по образцу, чем они выражены, являются прямыми или косвенными.
Дополнение
Упр. 123. Расскажите, что интересного вы узнали об Иване Дмитриевиче Сытине, используя текст предыдущего упражнения.

Иван Дмитриевич Сытин родился 25 января (5 февраля) 1851 г. в селе Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии. Будущий издатель был старшим из четырех детей Дмитрия Герасимовича и Ольги Александровны Сытиных. Отец Ивана был родом из экономических крестьян, служил волостным писарем. Семья жила небогато, поэтому с 12 лет Ивану  пришлось отправиться на заработки. 

В начале он работал на Нижегородской ярмарке, где благодаря хорошему здоровью, смекалке и старательности смог помогать скорняку торговать в разнос меховыми изделиями. Некоторое время был учеником маляра.

13 сентября 1866 года Иван Сытин приехал в Москву с рекомендательным письмом к купцу Шарапову, который у Ильинских ворот торговал мехами и книгами.  На то время Ивану исполнилось пятнадцать. На счастье Ивана в меховой лавке места для него не оказалось, поэтому его определили в книжную лавку.  Так начался путь будущего известного книгоиздателя.

Сытин издавал произведения лучших русских писателей, научно-популярную литературу, дешевые учебники для деревенских школ и многотомные энциклопедии.

Упр. 124. Выпишите предложения, в которых дополнение выражено неопределённой формой глагола. Какова синтаксическая роль неопределённой формы глагола в невыписанных предложениях?
Дополнение

В невыписанных предложениях глаголы в неопределенной форме, являются частью составного глагольного сказуемого.

Упр. 125. Завершите предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов. Стали ли предложения более информативными?

1. В Третьяковской галерее ребята видели ——- , ——- , ——- . 2. В консерватории мои друзья прослушали ——- , ——- . 3. В ки­нотеатре мы смотрели ——- , ——- . 4. На концерте любимый певец спел ——- , ——- . 5. В театре мои родители видели  ——- , ——- .

1.В Третьяковской галерее ребята видели картины великих русских художников, произведения скульптуры и древнерусские иконы. 2. В консерватории мои друзья прослушали отрывок из симфонии Глюка и несколько вальсов Моцарта. 3. В кинотеатре мы смотрели художественный фильм, снятый по роману Шолохова. 4.  На концерте любимый певец спел несколько романсов девятнадцатого века, а также современные шлягеры. 5. В театре мои родители видели  спектакль по произведению Бокаччо “Декамерон”.

Упр. 126. Подберите к глаголам знать, заметить, иметь, торопить, исполнять, заключать зависимые существительные в винительном падеже без предлога.

В речи переходные глаголы употребляются вместе с прямыми дополнениями, иначе смысл высказываний вне контекста остаётся неясным. С полученными словосочетаниями составьте и запишите предложения.

Знать друга, заметить оплошность, иметь мнение, торопить время, исполнять поручения, заключать договор.

Чтобы быть уверенным, необходимо хорошо знать своего друга. Нужно быть очень внимательным, чтобы заметить эту оплошность. Каждый человек имеет сое мнение по данному вопросу. Не стоит торопить время. Необходимо всегда точно исполнять поручения. Семь раз отмерь, прежде чем заключать договор.

Упр. 127. Перепишите, вставляя перед сказуемым отрицание не и употребляя прямое дополнение в форме родительного падежа.

1. Он читает газеты и смотрит телевизор. 2. Студент законспектировал эту интересную статью. 3. Редактор заметил ошибку в тексте. 4. Ученики поняли новую теорему. 5. Рабочие имели специальное образование.

1.Он не читает газет (сущ., род. п.) и не смотрит телевизора (сущ., род. п.) . 2. Студент не законспектировал этой интересной статьи (сущ., род. п.) . 3. Редактор не заметил ошибки (сущ., род. п.)   в тексте. 4. Ученики не имели новой теоремы (сущ., род. п.).   5. Рабочие не имели специального образования (сущ., род. п.). 

Упр. 128. Прочитайте. В каких словах выражена основная мысль текста? Выпишите дополнения вместе со словами, к которым они относятся. Помните, что некоторые из дополнений выражены словосочетаниями. • Укажите устаревшие слова и формы слов.
Подготовьте на основе выписанных словосочетаний устную характеристику Петра I.

Пётр был великий хозяин, всего лучше понимавший экономические интересы, всего более чуткий к источникам государственного богатства. Подобными хозяевами были и его предшественники, цари старой и новой династии; но те были хозяева-сидни, белоручки, привыкшие хозяйничать чужими руками, а из Петра вышел хозяин-чернорабочий, самоучка, царь-мастеровой.

Если Пётр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае. В молодости, когда он ещё многого не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело.5 Охота к ремеслу развила в нём быструю сметливость и сноровку: зорко вглядевшись в незнакомую работу, он мигом усвоял её. Он хотел узнать и усвоить всякое дело. С летами он приобрёл массу технических познаний. Уже в первую заграничную его поездку немецкие принцессы из разговора с ним вывели заключение, что он в совершенстве знал до четырнадцати ремёсел. Но выше всего ставил он мастерство корабельное.

И Пётр достиг , большого искусства в этом деле, современники считали его лучшим мастером в России. Он был не только зорким наблюдателем и опытным руководителем при постройке корабля: он сам мог сработать корабль с основания до всех технических мелочей его отделки. Он гордился своим искусством в этом мастерстве и не жалел ни денег, ни усилий, чтобы распространить и упрочить его в России.

(По В. Ключевскому)

Дополнение

Упр. 129. Прочитайте. Найдите в каждом предложении подлежащее и прямое дополнение. Легко ли это? Запишите предложения с таким порядком слов: 1) подлежащее; 2) сказуемое; 3) прямое дополнение. Играет ли порядок слов смыслоразличительную роль?

  1. Глаза защищают ресницы.
  2. Путь перегородил овраг.
  3. Ветер сломал флюгер.

1.Глаза защищают ресницы. – Ресницы защищают глаза. 2. Путь перегородил овраг. – Овраг перегородил путь. 3. Ветер сломал флюгер. – Ветер сломал флюгер. 

Порядок слов играет смыслоразличительную роль, он ставит смысловое ударение на определенное слово. Например, в первом предложении, если произнести его с неправильной интонацией исказится смысл – можно подумать, что глаза выполняют роль защитника ресниц. Второе предложение также можно истолковать двояко. В третьем предложении – только один верный смысл (ветер – подлежащее, сломал – сказуемое, флюгер – прямое дополнение).

Упр. 130. Найдите ошибки в употреблении существительных, которыми выражены дополнения. Запишите предложения в исправленном виде.

Знакомые очень рады за наши успехи. 2. Ко мне в голову пришла удачная мысль. 3. Жители были разбужены от страшного грохота. 4. В сочинении точно описано о дальнейшем развитии сюжета. 5. Вот об этом мы и покажем в следующем телесюжете. 6. Футболистам не пришлось доказывать о своей правоте. 7. На семинаре указали о недостатках в работе тренера. 8. Новый роман написан в несвойственном для писателя стиле. 9. Нужно больше уделять внимания на здоровье детей.

  1. Знакомые очень рады нашим успехам. 2. Мне в голову пришла удачная мысль. 3. Жители были разбужены страшным грохотом. 4. В сочинении точно описано дальнейшее развитие сюжета. 5. Вот это мы и покажем в следующем телесюжете. 6. Футболистам не пришлось доказывать свою правоту. 7. На семинаре указали недостатки в работе тренера. 8. Новый роман написан в несвойственном писателю стиле. 9. Нужно больше уделять внимания здоровью детей.

Упр. 131. Прочитайте отрывок из статьи А. Пушкина «Путешествие из Москвы в Петербург», законченной в январе 1835 года. О каких чертах русского крестьянина говорит великий поэт? Какова основная мысль отрывка? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы простых предложений в составе сложных. Укажите прямые дополнения при сказуемых, выраженных переходными глаголами с отрицательной частицей не. В каком падеже они употреблены? Подчеркните прямые и косвенные дополнения.

Взгляните на русского крестьянина: есть(ли) и тень рабского унижения в его поступках и речи? О его смел..сти и смышлё(н, нн)о- сти и говорить (не)чего. Проворство и ловкость удивительны. Путешестве(н, нн)ик ездит из края в край России (не)зная ни одного слова (по)русски и везде его понимают исполняют его требования заключают с ним условия. (Ни)когда (не)встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaud (простофиля) (некогда (не)заметите в нём (не, ни)грубого удивления (не, ни)невежест- венного презрения к чужому. В России нет человека, который(бы) (не, ни)имел своего собстве(н, нн)ого ж и л и щ а . Н ищ ий уходя с к и т а т ь ­ся по миру оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роск..ши у нас (не, ни)иметь коровы есть знак ужас(?)ной бедности. Наш крестьянин опрятен по пр..- вычке и по правилу: каждую субботу ходит он в баню; умывает(?)ся по (не, нискольку раз в день…

Дополнение

Упр. 132. В черновиках А. Пушкина к «Путешествию из Москвы в Петербург» то же содержание изложено как разговор с англичанином-попутчиком. Ниже этот диалог приведён в сокращении.
Прочитайте. Найдите слова, которыми характеризует англичанин русского крестьянина. Есть ли среди этих слов дополнения?
Охарактеризуйте русского крестьянина 30-40-х годов XIX века по текстам упр. 131 и 132. Выделите в обоих текстах общее при характеристике духовных качеств, ума, физического облика, отношения к чужеземному. Запишите составленный вами текст.

Подле меня в карете сидел англичанин лет 36; я обратился к нему с вопросом: что может быть несчастнее русского крестьянина?
Англичанин. Английский крестьянин.

Я. Как? Свободный англичанин, по вашему мнению, несчастнее русского раба?
Он. Что такое свобода?
Я. Свобода есть возможность поступать по своей воле.
Он. Следственно, свободы нет нигде, — ибо везде есть или законы, или естественные препятствия.

Я. Так, но разница покоряться предписанным нами самими законам или повиноваться чужой воле.
Он. Ваша правда. [Но разве народ английский участвует в законодательстве? Разве власть не в руках малого числа? Разве требования народа могут быть исполнены его поверенными?] Я. Что поразило вас более всего в русском крестьянине?
Он. Его опрятность, смышлёность и свобода.
Я. Как это?

Он. Ваш крестьянин каждую субботу ходит в баню; умывается каждое утро, сверх того несколько раз в день моет себе руки. О его смышлёности говорить нечего. Путешественники ездят из края в край по России, не зная ни одного слова вашего языка, и везде их понимают, исполняют их требования, заключают условия; никогда не встречал я между ими то, что соседи наши называют un badaud, никогда не замечал в них ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. Переимчивость их всем известна; проворство и ловкость удивительны…

Я. Справедливо; но свобода? Неужто вы русского крестьянина почитаете свободным?
Он. Взгляните на него: что может быть свободнее его обращения? Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Вы не были в Англии?

Я. Не удалось.
Он. Так вы не видали оттенков подлости, отличающих у нас один класс от другого. Вы не видели раболепного поведения Нижней палаты перед Верхней, джентльменства перед аристократией, купечества перед джентльменством, бедности перед богатством, повиновения перед властью…

Слова, которыми характеризует англичанин русского крестьянина: опрятность, смышленость, свобода. О его смышлености (доп.) говорить нечего.

Описание русского крестьянина.

Русский крестьянин середины 19 века достаточно смышленый, смелый, проворный, ловкий. Они ездят из края в край по всей России, не зная ни одного слова, и везде их понимают, исполняют их требования, заключают условия. При этом он не грубый, нет в нем невежественного презрения к чужому. Русский крестьянин очень опрятный. Он каждую субботу ходит в баню: умывается каждое утро, сверх того несколько раз в день моет себе руки.