§ 25. XVIII век, блестящий и героический

◄ГДЗ по истории◄ ГДЗ по истории России 8 кл. Андреев◄
§ 25. XVIII век, блестящий и героический
§ 25. XVIII век, блестящий и героический

Вопросы и задания к § 25. XVIII век, блестящий и героический

1 .Прочитайте высказывание русского историка второй половины XIX в. В. О . Ключевского:

«Реформа Петра была борьбой деспотизма с народом, с его косностью. Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощённом обществе и через рабовладельческое дворянство возродить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности ; хотел, чтобы раб , оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства — это политическая квадратура круга, загадка, разрешающаяся у нас со времени Петра два века».

Ответьте на вопросы: 1) Какие цели, по словам историка, ставил перед обществом Пётр I? 2) Можно ли действовать сознательно и свободно, оставаясь в рамках политической и экономической несвободы? 3) Был ли свободен сам император?

Ответ

  1. Возродить в России европейскую науку; народное просвещение; чтобы раб, оставаясь рабом действовал сознательно и свободно.
  2. Но действовать сознательно и свободно, оставаясь в условиях
    политической и экономической несвободы невозможно.
  3. Петр сам оставался заложником той крепостнической системы, которая сложилось за многие десятилетия до него. Он не был свободен в своем выборе и продолжал реформы, оставаясь в старой системе координат. Эти реформы по сути были сменой внешних декораций (европейская наука, искусство, образование, быт, военное искусство), но они не затрагивали суть самой системы – крепостническое рабство, и даже ужесточали крепостнические порядки и распространяли их на все общество.
2. Рассмотрите иллюстрацию на с. 204 — памятник Петру I работы скульптора Э. Фальконе.

Ответьте на вопросы: 1) По повелению Екатерины II на постаменте начертано: «Екатерина II Петру I». Что хотела этой фразой подчеркнуть императрица? 2) Почему образ «Медного всадника» стал олицетворением Петровских реформ ? 3) Как соотносятся реформы Екатерины II с этим образом?

Ответ

1.По повелению Екатерины II на постаменте начертано: «ПЕТРУ первому Екатерина вторая». Этой фразой императрица хотела сказать, что она продолжательница реформ Петра Великого и по величию с ним равна.

2. Благодаря Александру Пушкину, использовавшему в своей поэме фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего Петербург наводнения, с 1833 года бронзовый монумент Петра стали называть «Медным всадником».

Во всех сценах повести, где является “Медный Всадник”, изображен он как существо высшее, не знающее себе ничего равного. На своем бронзовом коне он всегда стоит “в вышине”; он один остается спокойным в час всеобщего бедствия, когда кругом “все опустело”, “все побежало”, все “в трепете”. <…> Говоря об этом кумире, высящемся над огражденною скалою, Пушкин, всегда столь сдержанный, не останавливается перед самыми смелыми эпитетами: это – и “властелин Судьбы”, и “державец полумира”…

В Царствование Екатерины уважение к Петру I, его деяниям и его памяти сделалось чем-то наподобие государственного культа.

3. Используя понятия «деспотизм» и «свобода», напишите эссе на тему «Возможно ли утверждение идеи Просвещения в России с помощью государственного принуждения?».

Развитие и воплощение начал эпохи просвещенного абсолютизма в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом следует отметить, что в России реализация политики Просвещенного абсолютизма не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским.

Инициатором и воплотителем идей стала упорная, трудолюбивая и умная женщина, немка по происхождению, но страстно желавшая лишь блага той стране, в которую привел ее Господь. По образному выражению Василия Осиповича Ключевского, «Екатерина II … была последней случайностью на русском престоле и провела продолжительное и необычайное царствование, создала целую эпоху в нашей истории».

Политика Екатерины II была характерна для многих европейских государств XVIII в. XVIII в. — время господства просветительской идеологии. Французские просветители Ш. Л. Монтескье, М. В. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития.

Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени.

Законодательная деятельность. Будучи еще великой княгиней Екатерина вторая пристрастилась к чтению. И случайно попавшие к будущей императрице труды французских просветителей стали ее настольными книгами. Идеи лучших европейских умов второй половины XVIII века глубоко проникли в ее душу и остались там навсегда. Она стала послушной и ревностной ученицей Вольтера, Дени Дидро, Шарля Монтескье.

Всю жизнь она вела с ними переписку: спрашивал и самое главное часто прислушивалась к их советам. Примером этому служит диалог между императрицей и Дени Дидро. Во время визита Дидро в Россию они очень часто беседовали, философ почитал своим долгом наставлять императрицу в том, как ей надобно поступать, и, кажется она внимала его речам, однако не спешила исполнять советы.

4. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор. Успехи России в XVIII в. — это результат деспотизма и рабства или свободы и подвижничества?

A . Чтобы разбудить спящее общество, невозможно было обойтись без принуждения, оно было главным условием реализации реформ. В 18 веке Россия стала Великой европейской (мировой) державой и остается ею до сих пор. Прорывы в области международных отношений военного дела, науки, образования, искусства сопровождались усилением крепостнических порядков и ужесточением деспотизма.

Вопросы к источникам

  • 1) Почему у Петра I и Екатерины II так много критиков из числа современников и потомков?
  • 2) Зачем великим правителям нужны были пышные праздники и парады?
  • 3) Согласны ли вы с суждением, что реформы XVIII в. — это «театральная постановка»?
  • 4) Можно ли характеристики, данные Петру I, распространить и на Екатерину II?
  • 5) Каков был вклад народа в великие реформы XVIII в.?

1.Их реформы были основаны на насилии и угнетении, движение к прогрессу сопровождалось ухудшением жизни основной массы населения, крепостнические порядки усугублялись. Военные победы, успехи во внешней политике и культуре дались огромной ценой.

2. Праздники и парады были необходимы в качестве демонстрации успехов проводимой политики.

3. Да, отчасти с этим можно согласиться, т. к. сама суть общественного и государственного устройства (крепостничество и деспотизм) не изменялись. Более того Ключевский отмечает упадок нравов среди правящего класса – дворянства.

4. Да, отчасти можно, она была образована, стремилась к познанию, к новому, была любопытна и любознательна, решительна и беспощадна в проведении преобразований. Одна из первых в России сделала себе прививку от оспы.

5. Все реформы и войны проводились за счет увеличения налогового бремени на податные сословия. Армия формировалась на основе рекрутских наборов из крестьян. Таким образом, можно сказать. что без народа эти реформы осуществлены не были бы. Парадоксально, но народ внес основной вклад в реформы, которые ухудшали его положение, но выводили Россию в число великих держав.

§ 25. XVIII век, блестящий и героический

◄§24

Итоги главы 3►

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.