§ 25. Определение

ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 8 ◄

Упр. 134. Прочитайте отрывки из повести К. Паустовского «Мещёрская сторона» и лирической повести В. Солоухина «Владимирские просёлки». Какая тема их объединяет? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните определения. Найдите слово, которое употреблено в роли определения и в роли именной части сказуемого.

1.В Мещёре почти у всех озёр вода разного цвета. Больше всего озёр с ч..рной водой. В иных озёрах вода напоминает блестящ..ю туш(?). Трудно (не)видя представить себе этот насыще(н, нн)ый густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере совершенно прозрачная. Этот цвет особенно хорош(?) осен(?)ю когда на ч..рную воду слетают ж..лтые и красные лист(?)я берёз и осин.

(По К. Паустовскому)

2.Между тем (в)переди, сквозь деревья, св..ркнула вода и (в)скоре доро..ка прив..ла к болын..му озеру. Озеро это было, можно сказать, без берегов. Шла, шла густая трава лесной поляны и вдруг на уровне той же травы нач..налась вода. Так и думалось что под водой тоже продолжает(?)ся трава и что зат..пило её (не)давно и (ненадолго. Но сквозь ж..лтоватую воду проглядывало плотное пес- ча(н, нн)ое дно которое уходило всё глубже и глубже и озёрная вода становилась ч..рной.

(По В. Солоухину)

определение

Упр. 134. Внимательно изучите таблицу, дополните её своими примерами. Расскажите о способах выражения несогласованного определения и видах подчинительной связи несогласованных определении и определяемых слов.

определение
определение

Способы выражения несогласованных определений: 1. Имя существительное в родительном падеже без предлога – выход артиста, юбка складками; 2. Имя существительное в родительном падеже с предлогом и другие падежные формы с различными предлогами – шкаф из дуба, сад перед домом; 3. Наречие – поворот направо, глаза навыкате; 4. Неопределенная форма глагола – рекомендовал смотреть, велел подняться, имел привычку остановиться; 5. Словосочетание, состоящее из существительного в косвенном падеже и количественного числительного – девушка с черными волосами, юноша высокого роста, человек большого ума.

Упр. 135. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Выделите грамматические основы предложений. Укажите согласованные и несогласованные определения и способы их выражения. Как, в каком отношении они поясняют, распространяют определяемое слово?

Александр растеря(н, нн)о взглянул на мать и повернулся к зеркалу откуда ему в глаза глянул не Юлий Цезарь в уборе римского всадника а растрёпа(н, нн)ый в затаска(н, нн)ом тулупчике (не)взрачный мальчишка с рыжеватой чёлкой спуще(н, нн)ой на лоб. 2. К крыльцу подали возок с лубяным верхом запряжё(н, нн)ый тройкой. 3. Два рыцаря в латах с опуще(н, нн)ыми забралами в стальных перчатках сторожили опираясь на огромные мечи вход из сеней во внутре(н, нн)ие покои. 4. Нависали расписа(н, нн)ые травами своды некраше(н, нн)ый из шашек соснового паркета пол скрипнул под ногами дворецкого который тихо попятился назад и пропал. 5. Через заставу семёновцы шли строем по четыре в ряд, под барабаны и флейты ротные командиры ехали перед ротами на конях сержанты капралы и унтер-офицеры на своих местах, б. В холщовом пыльнике, на таратайке, в палящий зной на пустой степной дороге Александр Васильевич вспоминал как тридцать пять лет назад, в зимнюю крещенскую стужу, капрал Суворов самовольно принял командование над броше(н, нн)ым офицерами батальоном Семёновского полка во время мирного похода из Петербурга в Москву.

(С. Григорьев)

Упр. 136. Подготовьтесь к диктанту. Объясните правописание орфографически трудных слов и расстановку знаков препинания. Укажите, в каких предложениях неопределённая форма глагола употреблена в функции сказуемого, в каких – дополнения, в каких – определения. Докажите свою точку зрения.

Суворов приказал полку построиться и произвёл небольшое учение. 2. Дело, само по себе простое и ясное, из-за канцелярской волокиты обращалось в сложное и запутанное: Суворову приходилось ходить по нескольку раз в одно и то же место, доказывать очевидное и несомненное. 3. Пойти и поклониться тестю мешала Суворову застенчивая гордость. 4. От каждого подчинённого, начиная с главных командиров и кончая рядовыми, Суворов требовал быстрого соображения, умения сразу находить ответ и принимать решение в трудных случаях. Ответа «не могу знать» он не терпел. 5. Солдат должен дело знать не хуже офицера. 6. Ненастная погода прогнала из ставки Потёмкина охотников веселиться. 7. Потёмкин решился и б декабря отдал приказание штурмовать Очаков. 8. А чтобы ребёнок не исцарапал себе лицо, Василий Иванович велел сшить и надеть ему на руки холщовые2 рукавички. 9. Мать хотела назвать его Анастасием.

(По С. Григорьеву)

1.Суворов приказал полку построиться и произвел небольшое учение. 2. Дело (обособленное определение) само по себе простое и ясное, из-за канцелярской волокиты обращалось в сложное и запутанное: Суворову приходилось ходить по нескольку раз в одно и то же место, (однородные сказуемые) доказывать очевидное и несомненное. 3. Пойти и поклониться тестю мешала Суворову застенчивая гордость. 4. От каждого подчиненного, начиная с главных командиров и кончая рядовыми (деепричастный оборот), Суворов требовал быстрого соображения, умения сразу находить ответ и принимать решение в трудных случаях (однородные дополнения). Ответа “не могу знать” он не терпел. 5. Солдат должен знать дело не хуже офицера. 6. Ненастная погода прогнала из ставки Потемкина, охотников веселиться. 7. Потемкин решился и 6 декабря отдал приказ штурмовать Очаков. 8. А что ребенок не исцарапал тебе лицо, (придаточная часть) Василий Иванович велел сшить и надеть ему на руки холщовые рукавички. 9. Мать не хотела назвать его Анастасием.

Упр. 137. Перепишите, заменяя там, где это возможно, согласованные определения несогласованными.

1. На нём была бобровая шапка и медвежья шуба. 2. В кожаном пальто сегодня жарко. 3. В шкафу было много фарфоровой посуды. 4. Во дворе нас встретил семилетний мальчик. 5. Мне нужен только кожаный портфель. 6. Огромная хрустальная люстра нелепо выглядела в этой небольшой комнате.

определение

Иногда несогласованные определения, выраженные именами существительными в косвенных падежах, сочетают значения определений со значениями дополнений и обстоятельств. Например: Бесконечен путь (какой? к чему?) к совершенству (В. Брюсов); Небольшие клочки чистой синевы (какие? где?) меж облаков походили на проталинки (А. Яшин); Мысль (ка­кая? о чём?) о поражении и бегстве не могла прийти в голову Ростову (Л. Толстой)

Упр. 138. Прочитайте отрывок из романа А. Н. Толстого «Пётр I». Каким рисует автор русского царя в этом эпизоде? Найдите определения, укажите способ их выражения. Выпишите именные словосочетания с согласованными и несогласованными определениями. Какие из несогласованных определений совмещают значение определения и значение дополнения?

Приплыви Пётр не на длинных лодках, может быть, и он заразился бы спесью. Но он хорошо помнил и снова видел гордое презрение, прикрытое любезными улыбками у всех этих людей с Запада — от седобородого, с выбитыми зубами матроса до купца, разодетого в испанский бархат… Вон — высоко на корме, у фонаря, стоит коренастый, коричневый, суровый человек в золотых галунах, в шляпе со страусовым пером, в шёлковых чулках. Это капитан. Спокойно глядит он сверху вниз на длинного, нелепого юношу в неуклюжей лодке, на царя варваров… Так же поглядывал он сверху вниз где-нибудь на Мадагаскаре, на Филиппинских островах, приказав зарядить пушки картечью…
И Пётр с азиатской хитростью почувствовал, каким он должен появиться перед этими людьми, чем единственным взять верх над ними… Их нужно было удивить, чтобы такого они сроду не видывали, чтобы рассказывали дома про небывалого царя, которому плевать на то, что — царь… Он, Пётр Алексеев, подшкипер переяславского флота, так и поведёт себя: мы, мол, люди рабочие, бедны да умны, пришли к вам с поклоном от нашего убожества, — пожалуйста, научите, как топор держать…

определение
Упр. 139. Перескажите текст из предыдущего упражнения. Открыв учебник, перечитайте текст, отметьте то важное, что вы опустили. После этого закройте учебник и напишите сжатое изложение. Проверьте себя: не допустили ли ошибок, не опустили ли что-то важное.
определение
определение

Дополнительную информацию об определении смотрите на Википедии.