§ 26. Образование и философия

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ История средних веков/ Агибалова 6◄
Образование и философия
Образование и философия

§ 26. Образование и философия

Вопрос 1. Как менялись представления средневекового человека о мире в эпоху Средних веков? С чем это было связано?

В начале средневековый человек представлял мир очень приблизительно. Сохранились даже карты, где суша показана в виде 3-листного клевера, который омывает единый океан. В центре находился Иерусалим, а лепестками были Европа, Африка и Азия.

Это не значит, что Европу средневековые европейцы считали похожей на лист, или что по их мнению из Европы в Азию по суше можно было попасть только через Иерусалим. Их это просто не интересовало. Главная идея этой карты – Иерусалим является центром всего мира.

Постепенно люди стали больше путешествовать. Они отправлялись в торговые поездки, в паломничества. Не последнюю роль играли Крестовые походы. Потому из знания о мире становились полнее и точнее.

Вопрос 2. Как был устроен средневековый университет? Как в нём проходило обучение?

Занятия проходили в двух формах. На лекции преподаватель читал студентам книгу и давал свои комментарии. На диспутах спорили на заданную тему. Существовали также диспуты на свободную тему, их обычно вёл известный учёный, тему ему предлагали его оппоненты (противники в споре) только в начале диспута, так что у него не было времени подготовиться.

Все студенты начинали обучение с философского факультета, где изучали 7 свободных искусство: грамматику, диалектику (логику), риторику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку (то есть науку о гармонии в мире, играть на музыкальных инструментах студентов не учили). После его окончания лишь некоторые из студентов поступали на богословский, или юридический, или медицинский факультет.

Вопрос 3. Докажите, что университет был корпорацией. Какие ещё средневековые корпорации вы можете назвать?

В университете были люди, которые управляли всей его жизнью (ректор, деканы), причём их избирали. В университетах были свои уставы, которые определяли основные нормы жизни и работы (проведения занятий). Наконец, университеты получали от короле особые привилегии для своих членов, привилегии отделяли их от остального общества. Это классическая средневековая корпорация, сочетавшая черты ремесленного цеха и духовенства.

Вопрос 4. Заполните таблицу «Знаменитые учёные европейского Средневековья».
ИмяГоды жизниОсновные взгляды
Пьер Абеляр1079 – 1142Вопросы веры, религии познаваемы разумом
Фома Аквинский1225 – 1274Разум существует отдельно от Божественной воли, но только в определенной степени
Роджер Бэкон1214 – 1294Для познания истины необходим не только разум, но и наблюдения и эксперименты (опыты).
Вопрос 5. Чем взгляды Роджера Бэкона отличались от взглядов большинства средневековых богословов, в том числе и Абеляра?

Схоластика в целом опиралась лишь на логические рассуждения, как и античная философия. Бэкон призывал шире использовать эксперимент, опираться на него и на наблюдение реальности. Именно так стала работать наука Нового времени.

Вопрос 6. Что такое схоластика? Как вам кажется, мешала или помогала схоластика развитию европейской науки?

Схоластика – это философское учение, стремление понять основные положения веры с помощью разума и вывести из них новые положения. Большую часть Средневековья схоластика не могла мешать европейской науке, потому что она сама и была наукой того времени.

На последних этапах своего существования она боролась новой наукой, которая основывалась на экспериментах. Но очень часто бывает, что старое учение не даёт дороги новому, это не отменяет того, что в своё время это учение было весьма ценным.

Образование и философия