§ 27. Формирование культурного пространства единого Российского государства

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История России. Арсентьев. 6 кл.◄
§ 27. Формирование культурного пространства единого Российского государства
§ 27. Формирование культурного пространства единого Российского государства

§ 27. Формирование культурного пространства единого Российского государства

Вопрос к 1 пункту.

Какие города считались главными центрами русской культуры до Батыева нашествия?

Главный центр находился в Киеве, но также значительными были Галич, Новгород, Владимир, Суздаль и некоторые другие.

Вопрос к 3 пункту.

В чём состояла основная идея «Сказания о князьях Владимирских»?

Основная идея в возвеличивание московского престола. Род Московских Рюриковичей возводились к римскому императору Августу, а их регалии – к Восточной Римской империи. Всё это делало московских государей гораздо выше всех прочих князей, ставило на один уровень с царями.

Вопрос к 4 пункту.

Почему многие литературные произведения XV в. испытывали на себе влияние «Слова о полку Игореве»?

Потому что это великое произведение домонгольского периода, на которое ориентировалась вся культура времён борьбы с игом, а кроме того, в этой поэме рассказывается про войну с кочевниками и автор призывает ради этой войны к объединению всех русских земель. Именно этого хотели и авторы времён борьбы с татаро-монгольским игом.

Вопросы к параграфу

1. Как изменение политического положения русских земель повлияло на изменение в восприятии окружающего мира их жителями?

Самые большие изменения произошли после Флорентийской унии и особенно – падения Константинополя. Именно после этого русские земли стали видеть себя единственным независимым православным государством. Согласно христианским текстам Конец света наступит после того, как Антихрист воцарится по всему миру. То есть с точки зрения православных происходили естественные, предсказанные вещи, и русские земли стали последней преградой на пути страшнейших бедствий.

Потому русские люди стали с недоверием относиться ко всему иностранному иноверному. Усилилась изоляция России от остального мира.

2. Назовите особенности русской культуры XV в.

Особенности:

  • культура оставалась почти исключительно церковной;
  • интерес к укреплению Русского государства и православной церкви как опоры этого государства;
  • при этом интерес к отдельному человеку, семье и т. д.;
  • ориентация лишь на свои древние образцы (даже итальянские мастера работали в Москве в соответствующем стиле).
3. Как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу?

С ослаблением Золотой Орды усилилась борьба русских земель против неё, потому в культуре усилились мотивы сопротивления иноземцам и особенно кочевникам в литературе.

Также Москва гораздо активнее и успешнее стала собирать вокруг себя русские земли. Потому в литературе во-первых стали чаще и чётче призывать к единству, во-вторых, возвеличивать московскую династию, показывать её изначально выше всех других княжеских.

4. В чём главная идея теории «Москва – Третий Рим»?

Эта концепция делала Москву центром христианства (каким был Константинополь до захвата турками, а до него – Рим, пока не стал католическим).

5. Какие изменения происходили в русском зодчестве и живописи XV в.? Расскажите об их достижениях.

Москве в этот период нужно было доказать своё право на лидерство в русских землях. Потому разворачивается широкая строительная программа по созданию величественных храмов, дворца и др. В Москве работают также и итальянские архитекторы. Многое строиться из кирпича, производство которого итальянцы возродили. Но тем не менее, архитектурный стиль почти повторяет стиль Владимиро-Суздальской земли в домонгольский период, только увеличенный в масштабе. И даже кирпич часто штукатурится под белый камень, или сам белый камень используется для наружной поверхности стен.

В живописи использование ярких цветов, постепенно разрабатываются новые формы. Ещё продолжантся творчество Феофана Грека, взошла звезда Андрея Рублёва и Дионисия.

6. Охарактеризуйте особенности стиля Андрея Рублёва и Дионисия, используя только текст учебника.

Андрей Рублёв использовал яркие насыщенные краски. В сложных условиях того времени он пытался показать красоту мира небесного.

Дионисий также использовал яркие краски. Но его формы и линии более утончены, изысканы.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Найдите текст «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Выпишите в тетрадь высказывания автора о странах, в которых он побывал.

Больше всего Афанасий писал об Индии. Например: «И тут есть Индейская страна, и люди все ходят наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку…»

2. К какой стороне света всегда обращён вход в православный храм? Почему православные храмы имеют такое расположение? Найдите объяснение в Интернете.

Алтарь православного храма всегда обращён на Востоке, потому что примерно на востоке от русских земель, как считалось, находилась Святая земля (по этой же причине мечети все ориентированы на Мекку). Соответственно, вход православного храма всегда смотрит на запад.

3. Используя текст учебника и дополнительные материалы, докажите, что патриотические настроения русских людей нашли своё отражение в развитии культуры.

В литературе были подняты темы борьбы с татаро-монгольским игом. Именно такими настроениями проникнуто «Сказание о Мамаевом побоище», где кроме московского князя описаны также богатырь Пересвет как символ русской мощи. Автор восхищается стойкостью воинов.

И даже «Хождение за три моря», которое рассказывает совсем не о сражениях, всё равно проникнуто патриотизмом, потому что Афанасий Никитин тоскует по родной земле.

4. Завершите заполнение в тетради таблицы «Важнейшие памятники русской культуры X – начала XVI в.».
 § 27. Формирование культурного пространства единого Российского государства
5. Почему культурные ценности, созданные нашими предками в далёком прошлом, не потеряли своего значения и в наши дни.
  • Во-первых, потому что по-настоящему гениальные творения не теряют актуальности. И иконы Андрея Рублёва по-прежнему прекрасны, особенно те, что восстановили реставраторы.
  • Во-вторых, в творчестве того времени поднимались важные и сегодня вопросы защиты родной земли, её единства и т.д.

Повторяем и делаем выводы

1. Кто из исторических деятелей XV – начала XVI в. способствовал объединению Руси, а кто препятствовал этому? Ответ обоснуйте. Кого из этих деятелей вы считаете самым выдающимся? Почему?

Способствовали объединению русских земель правители Москвы: и Василий I, и Василий II Тёмный, и Василий III, но больше всего для этого сделано Иваном III. Все эти правители присоединяли к владениям Москвы новые земли и делали само московское государство более централизованным.

Препятствовали объединению Юрий Дмитриевич, а также его сын Дмитрий Юрьевич Шемяка. Они пытались захватить престол в Москве, но ради этого во многом возвращали удельную систему. Также препятствовала единству антимосковская партия в Новгороде во главе с Марфой Борецкой. Но в последнем случае люди отстаивали независимость своего государства (Новгородской республики), а Марфа вообще мстила за мужа – посадника Дмитрия Борецкого, который был казнён по приказу Ивана III.

2. Сравните политическое устройство русских земель в начале XIV и в начале XVI вв. Что такое централизованное государство?

В централизованном государстве по всей территории сильна власть центральных органов, там собирается единое войско, действует единая налоговая система и т. д. Главное, решения центра исполняются на местах, потому что местные власти подчиняются центральным. Именно таким было Московское государство к началу XVI века.

В начале XIV века ситуация была совсем иной – в Северо-Восточных русских землях продолжалась удельная раздробленность. Каждый князь был хозяином в своём княжестве, великий князь владимирский на деле не мог их контролировать, хотя и считался главным среди них. Удельные княжества даже воевали друг с другом, что в рамках централизованного государства не возможно.

3. Как Русь освободилась от ордынского ига? Почему это стало возможным? С какими ещё внешними врагами боролась Русь в этот период? Каковы результаты этой борьбы?

Освободиться от ордынского ига удалось во многом потому, что ослабла, а потом и распалась сама Золотая Орда. Её осколки уже не достигали былой мощи Сарая. Русской рати не приходилось иметь дело с силой времён Батыя. Кроме того, не со всеми татарскими государствами Москва воевали, с некоторыми временами был мир, а с Крымским ханством – вообще союз, благодаря которому одни татары помогали Москве воевать против других.

Большую роль сыграла и централизация русских земель. Теперь их силы были собраны воедино. Кроме того, в централизованном государстве без междоусобных войн экономика расцветала, это давало государю доходы, на которые он усиливал армию. В частности, появилась артиллерия.

Считается, что татаро-монгольское иго закончилось в результате стояния на реке Угре в 1480 году, когда хану Большой Орды Ахмату не удалось заставить Москву снова платить дань. Но на самом деле дань (под название поминки) вскоре и стали платить снова и платили ещё и в XVII веке, просто татарам Крымским, чтобы предотвратить их набеги, хотя набеги всё равно продолжались. С другой стороны, задолго до 1480 году московские государи стали править без ярлыков от татар и никому не подчинялись ни во внутренней, ни во внешней политике.

Кроме татар, с конца XV века серьёзная борьба шла против Великого княжества Литовского за находившиеся в составе этого государства русские православные земли. В борьбе чаша весов склонялась в пользу Москвы, но сами войны продолжались ещё долго.

4. Назовите исторические события, влиявшие на развитие русской культуры XV — начала XVI в. Каковы главные достижения культуры того периода?

На русскую культуру серьёзно повлияла Флорентийская уния 1439 года, вернее, не сама уния, а сопротивление ей. Благодаря борьбе против соглашения с католическим миром, Русская православная церковь стала автокефальной (независимой), и именно это повлияло на культуру. Русские земли всё меньше ориентировались на Константинополь.

Ещё больше повлияло на русские земли падение Константинополя под ударами османских войск в 1453 году. И хотя окончательно концепция «Москва – третий Рим» была оформлена только на рубеже XV-XVI веков, но уже после падения прежнего центра православия Москва стала осознавать себя как новый центр.

Освобождение от татаро-монгольского ига только укрепило понимание русскими землями своей важности. Это произошло в 1480 году в результате Стояния на реке Угре.

То же самое Стояние на реке Угре укрепило Москву как центр государства. С этим связано масштабное строительство. Ивану III хотелось, чтобы его столица не уступала Владимиру. Именно в этот период появляется много великих памятников русской архитектуры, в основном в Московском Кремле. По большей части это церкви, но есть и гражданские здания, вроде Грановитой палаты.

§ 27. Формирование культурного пространства единого Российского государства.

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

§ 27. Формирование культурного пространства единого Российского государства: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.