§ 27. Обстоятельство

ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 8 ◄
Обстоятельство – второстепенный член предложения, об означающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия.
Обстоятельства поясняют, распространяют сказуемое и другие члены предложения.
Упр. 143. Найдите обстоятельства места. Поставьте к ним вопросы. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните обстоятельства условными обозначениями.

ГРАЧ

От синего моря 
Из тёплого края
Под солнцем под звёздами в темноте
Он сил (не)жалея и миль (не)считая
На север
На север
Упрямо летел!

(А. Пришелец)

Обстоятельство

Упр. 144. Из какого произведения взяты эти предложения? Какие наречия помогают читателю представить, где происходит действие? Спишите, выделяя причастные обороты и разделяя запятыми простые предложения в составе сложных. Подчеркните условными обозначениями обстоятельства места.

Обстоятельство

Упр. 145. Составьте 5 – 6 предложений на тему «Тропинка (дорога, аллея), которая мне запомнилась». Используйте, если потребуется, некоторые из следующих слов: слева, справа, впереди, вдали, далеко-далеко, под ногами, над головой, кое-где, там, тут, из-за деревьев. Подчеркните обстоятельства места. Какими частями речи они выражены?

Обстоятельство

Упр. 146. Расскажите (кратко), как дойти до вашего дома (магазина, стадиона, театра и т. д.) от платформы электрички, от автобусной, троллейбусной остановки, от метро и т. д. Запишите своё объяснение. Если в нём употреблены обстоятельства места, то подчеркните их условными обозначениями.

Обстоятельство

Упр. 147. Найдите в учебнике географии отрывок, в котором при описании рек, гор, какой-либо местности употреблены обстоятельства места. Спишите отрывок и подчеркните их. Есть ли в тексте собственные наименования? Объясните их правописание.

Упр. 148. Спишите текст, вставляя обстоятельства времени. Избегайте повторения одних и тех же слов. В случае затруднений воспользуйтесь материалом для справок.

——– я был на рыбной ловле . ———-дул ветер, и небо хмурилось, но ——–погода улучшилась . ——— на реке стихло . Рыба хорошо кл..вала — — . — — попадалась плотва , окуни и ерши. ——–я не раз переходил с места на место, но крупной рыбы мне так и не удалось поймать . ——– я вернулся домой с кучей мелкой рыбёшки.
Материал для справок: утром, с утра, до утра, к утру, в течение утра. Вечером, с вечера, до вечера, к вечеру, в течение вечера. Днём, в полдень, в течение дня. Ночью, с ночи, до ночи, в течение ночи. Однажды, один раз, сначала, сперва, затем, после этого.
Весь день, всё время и т. п.

Обстоятельство
Упр. 149. Составьте 6 предложений с обозначением даты (три с указанием числа, месяца, года; три -только года). Запишите по образцу.
Обстоятельство

Упр. 150. Выпишите из учебника истории 7 – 8 предложений (или отрывок) с обстоятельствами времени. Чем эти обстоятельства выражены? Подчеркните их, а также обстоятельства места (если они есть).

Обстоятельство
Упр. 151. Опишите свой режим дня (в один из дней недели). Подчеркните обстоятельства времени.
Обстоятельство

Упр. 152. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Какие слова используют авторы, чтобы передать звучание колоколов в зависимости от событий, о которых звон извещает? Какими членами предложения являются эти слова?

Звонят колокола… Большие – размеренно, низко, словно иерихонские трубы: поменьше – часто, весело, с задорным перезвоном. Иногда величаво и торжественно, иногда скорбно и печально, порой призывно, тревожно, взволнованно. Звонят, возвещая о свадьбах и похоронах, созывая горожан на молитву, собирая народ на сход. Гудят, если где пожаром занялась деревня, река из берегов вышла или еще какое-то несчастье.

Гонец примчится с недоброй вестью, что враг близко – бьют в набат, яростно во всю силу. Отразили нашествие, выстояли, победили – и от края до края плывет густой малиновый звон, прославляя мужество защитников родной земли, оплакивая павших в честном бою. (По А. Ополовникову, Г. Островскому)

Слова передающие звучание колоколов в зависимости от событий: размеренно, низко, словно иерихонские трубы, часто, весело, с задорным перезвоном, величаво, торжественно, скорбно, печально, призывно, тревожно, взволнованно, яростно, во всю силу. Данные слова являются обстоятельствами. 

Упр. 153. Выразительно прочитайте стихотворение А. Ахматовой. Укажите обстоятельства. Определите их вид по значению. Укажите способы их выражения.
Упр. 154. В тексте выделены обстоятельства причины и цели. Чем они выражены? Поставьте вопросы к этим обстоятельствам. Подчеркните обстоятельства места и времени.
Упр. 155. Задайте вопрос к выделенным словосочетаниям. Это обстоятельства условия. Подчеркните их при списывании. Обозначьте слова, от которых они зависят. Расставьте недостающие запятые.

Упр. 156. Составьте и запишите предложения с данными словами и словосочетаниями: за неимением, при наличии, ввиду изменения условий, несмотря на стужу, вопреки ожиданиям. Уместны ли эти слова и словосочетания в деловых бумагах? Определите вид обстоятельств.

Упр. 157. Спишите текст и определите, в каких выделенных второстепенных членах совмещаются два значения.

1.Любо жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибрежным лесам ярко осветиться в водах. Зеленокудрые! Они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся. 2. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки в мире. 3 По временам в стороне синели верхушки отдаленного леса.

(По Н. Гоголю.)

Слова с двумя значениями: в холод, в водах, к водам, в них, до середины. В предложении они могут играть роль и обстоятельства, и дополнения.

Упр. 158. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните обстоятельства, определите, чем они выражены. Укажите второстепенные члены, совмещающие значения определения и дополнения, дополнения и обстоятельства.

Упр. 159. Прочитайте. Спишите, выделяя запятыми обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом. Определите вид этих обстоятельств. Перестройте (устно) предложения с деепричастным оборотом, заменив деепричастие однокоренным глаголом. Как изменится смысл предложения?

Обстоятельство

Дополнительную информацию об обстоятельстве можно найти на Википедии.