h2 class="entry-title"

§ 27. Русское государство во второй половине XV — начале XVI в.

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ история России 6 кл. Андреев◄
§ 27. Русское государство во второй половине XV —  начале XVI в.
§ 27. Русское государство во второй пол. XV — начале XVI в.

Вопросы и задания к § 27. Русское государство во второй половине XV — начале XVI в.

Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы.
  • 1) О какой угрозе предупреждает Ивана III ростовский архиепископ?
  • 2) Считает ли Вассиан Рыло власть ордынского хана законной?
  • 3) Кто, по мнению архиерея, является настоящим, Богом посланным царём?

1) Ростовский архиепископ Вассиан Рыло предупреждает князя Ивана III об угрозе не царствования при нем истины, кротости и правды.

2) Для Вассиана Рыло власть ордынского хана Ахмата является незаконной. Он сравнивает власть хана с египетским фараоном, что указывает на ее языческое происхождение. Власть же Ивана III – Богом утвержденная власть.

3) Иван III – это настоящим, Богом посланный царь, освободитель христианских людей.

Вопрос 2: Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы.
  • 1) Отображает ли изображение печати Ивана III основную идею параграфа?
  • 2) Почему новым символом Московского государства стал орел с герба Византийской империи?
  • 3) Как вы можете объяснить тот факт, что орел изображался с двумя головами?

1) Во времена царствования Ивана III в печатях Московского (Русского) государства стал использоваться двуглавый орел (привезенный с собой Софьей Палеолог), как символ преемственности русских царей византийским императорам. Это символ укрепления власти московских князей. Да отображает, так как при Иване III русское государство усиливается, становится единым и освобождается от власти Золотой Орды.

2) Потому что Русское государство было преемницей Византии и ее религии. Герб достался от Софьи Палеолог, племянницы императора Византии, вышедшей замуж за Ивана III.

3) Двуглавый орел – это символ сочетания в себе двух начал, для России это сочетания западного (наследие Римской империи – Византии) и восточного (Золотая Орда).

Вопрос 3: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующимir событиями:
  • 1) создание первого общерусского свода законов 1497 г.
  • 2) Иван III официально принял титул «государь всея Руси» 1485 г.
  • 3) избрание собором русских архиереев митрополита Московского Ионы 1485 г.
  • 4) подписание московским митрополитом Исидором Ферраро Флорентийской унии 1439 г.
  • 5) брак Ивана III Софии Палеолог 1472 г.
  • 2) 3) 1448 г. 4) 1439 г. 5)
Вопрос 4: Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор. Только ли военное могущество и постоянный рост территории являлись основной для государственного строительства Московской Руси?

В. «Государственное строительство Московской Руси предполагало её многостороннее развитие — создание аппарата централизованного государства, освоение новых территорий, обращение к европейским и православным традициям при выборе государственной идеологии».

Действительно, на государственное строительство и нового государства повлияли не только военные успехи московских князей, но и создание аппарата централизованного государства (Иван III), освоение новых территорий, обращение к европейским и православным традициям при выборе государственной идеологии. Благодаря этому Русское государство становится в один ряд с могущественными государствам Европы.

Работа с источниками

Вопрос: Можно ли говорить о том, что ордынское владычество не стерло историческую память народа о величие Древней Руси? Какую разницу видит ростовский архиепископ между князьями домонгольского периода и своими современниками? Какой князь, прямой предок Ивана III, назван примером стойкости и личного мужества?

Можно с уверенность сказать, что ордынское владычество стерло историческую память народа о величие Древней Руси, а наоборот сохранило ее, потому что имена великих князей, которые положили свою жизнь на благо государства, служили примером для князей своего времени, старавшимся воссоздать былое величие Русского государства.

Главным отличием между князьями домонгольского периода (Олег, Игорь, Святослав) и послемонгольского (Дмитрий Донской) архиепископ видит в православной вере и борьбе за нее, а также в том, что Дмитрий Донской, хоть и боролся с погаными, но он боролся за объединение страны, нежели князья домоногольской эпохи, главной цель которых являлось охрана границ и сбор дани.

Вопрос: О чем говорят характеристики, данные хану Ахмату ростовским архиепископом Вассианом Рыло? . Почему клятвопреступление московского государя, его отказ от верности хану Ахмату, вызывают одобрение иерарха церкви?

Кто, по мнению ростовского архиепископа, истинный царь на Руси? Составьте небольшой рассказ по картине художника Н.С. Шустова «Иоан III свергает татарское иго, разорвав ханскую грамоту и приказав умертвить послов».

О хане Ахмете архиепископ говорит как о богомерзком и скверном самозваном царе. Клятвопреступление князя Дмитрия Донского было необходимо для борьбы против ордынского ига, лучше умереть,чем подчиняться ордынцам: Уж лучше тебе солгать и приобрести жизнь вечную, чем остаться верным клятве и погибнуть, то есть пустить их в землю нашу на разрушение и истребление всему христианству, на святых церквей запустение и осквернение.

Приехали послы хана Ахмета к Великому князю Ивану III с ханской грамотой, принял их князь. Прочитав грамоту ханскую, воспротивился ей князь, надоело ему под властью ордынской жить, как долгие годы предки его, решил он, что надо продолжить дело деда и отца своего.

Встал он с кресла своего и разорвал он грамоту эту, приказав схватить послов и казнить их, чтобы неповадно было хану присылать людей своих. Теперь он единственный правитель на земле Русской, а, кто воспротивиться захочет, мечом ответ получит.

§ 27. Русское государство во второй половине XV — начале XVI в.

◄§26

§28-29►

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.