§ 28 Предложение.


ГДЗ
 ◄ ГДЗ  русский язык ◄ ГДЗ русский язык/ Ладыженская 5 ◄

Прочитайте. Определите основную мысль текста.

Нас окружает огромный, интересный и постоянно меняющийся мир. Чтобы сохранить кусочек этого мира, остановить мгновение, можно запечатлеть его с помощью фотоаппарата, видеокамеры и т. д. Предложение можно сравнить с фотографией, потому что оно тоже отражает какое-то событие, факт, фрагмент, кусочек действительности.

Представьте себе, что вы смотрите из окна на лес за рекой. Составьте и запишите несколько предложений, описывающих одну и ту же картину, но по-разному в зависимости от того, находится лес далеко или близко от дома; хвойный он или лиственный; осенью или весной.


При помощи предложений мы выражаем мысли и чувства, обращаемся друг к другу с вопросами, просьбами, советами.
Все слова в предложении связаны по смыслу и грамматически. Главные члены составляют его грамматическую основу.
Характерная интонация конца предложения – это опознавательный признак для определения границ предложения и постановки знаков завершения.

В конце предложения обычно ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак.

Рассмотрите схемы и определите, основа каких предложений состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), а каких – из одного (подлежащего или сказуемого).

Предложение
Грамматическая основа предложения может состоять из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), например: Дует ветер, но может состоять из одного главного члена, например: Вечер. Стемнело внезапно.
Упр. 141. Прочитайте. Укажите вначале предложения, в которых грамматическая основа состоит из двух главных членов (подлежащего и сказуемого), затем – из одного.

Утро. Рассвело незаметно. На траве и кустах заблестела роса. Послышалось пение птиц. Я вышел из палатки и направился к реке. Иду, любуюсь дорогой, прислушиваюсь к звукам. Вот и река. Прибрежные камыши изредка шуршат.

Предложение
Упр. 142. Установите границы предложений. Укажите предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого). Выпишите отдельно предложения, которые соответствовали бы схемам:
  1. Вечер какая тишина на небе зажигаются первые звёзды отчего розовеет горизонт на востоке это восходит луна.
  2.  Светает запели в роще птицы от зари разливается яркий свет подул свежий ветерок взошло солнышко на траве и кустах заблестели капельки росы как красив на рассвете лес.

Предложения с одним главным членом: Вечер (подл.). Какая тишина (подл.)! Светает (сказ.).

  1. Вечер. На небе зажигаются первые звезды. Это восходит луна. Светает. Запели в роще птицы. От зари разливается яркий свет. Подул свежий ветерок. Взошло солнышко. На траве и кустах заблестели капельки росы.
  2.  Отчего розовеет горизонт на востоке?
  3. Какая тишина! Как красив на рассвете лес!.
Упр. 143. Почему эту запись трудно понять с первого прочтения? Спишите, обозначая границы предложений знаками препинания.

Сморкалось на закате догорала заря за лесом её не было видно, но всюду чувствовалась борьба света с тьмою н..чные тени успели прокрасться в лес и з..кутали в сумра.. высокие кроны деревьев между в..твями деревьев в..днелись звёзды и острые рога полумесяца.

Св..тало к..стёр догорал над р..кою повис густой туман сквозь него неясно были видны горы весёлые голоса, шутки, смех разносились далеко по долине.                                                                       (В. Арсеньев)

Сморкалось. На закате догорала заря. За лесом её не было видно, но всюду чувствовалась борьба света с тьмою. Ночные тени успели прокрасться в лес и закутали в сумрак высокие кроны деревьев. Между ветвями деревьев виднелись звёзды и острые рога полумесяца.

Светало. Костёр догорал. Над рекою повис густой туман. Сквозь него неясно были видны горы. Весёлые голоса, шутки, смех разносились далеко по долине.                                                                       (В. Арсеньев)

Упр. 144. Прочитайте текст и озаглавьте его так, чтобы заголовок отражал основную мысль. Вы собираетесь использовать эту сказку в своём сообщении на тему «Гордость – это хорошо или плохо?» Конечно, вам нужно пересказать её кратко. Для этого напишите сжатое изложение ( 5 – 8 предложений), используя памятку на с. 170.


В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню и побрёл дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям: — Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка — поклонилась, пришли девочки — поклонились, пришёл старик — поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать: — Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала: — Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.
                                                                                                 (В. Катаев)

  Заносчивый пень.

В лесу стоял старый пень. Люди, проходившие мимо, почему-то ему кланялись. Возгордился старый пень, назвал себя царем, и начал требовать от всех деревьев поклонения. Деревья стояли молча. Ясность внесла синица – она объяснила причину людских поклонов. Они просто искали грибы.