§ 28—29. Русская культура в XIV — начале XVI в.

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ история России 6 кл. Андреев◄
§ 28—29. Русская культура в XIV — начале XVI в.
§ 28—29. Русская культура в XIV — начале XVI в.

Вопросы и задания к § 28—29. Русская культура в XIV — начале XVI в.

Вопрос 1: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы.
  • 1) О каких событиях своего времени говорил Сергий Радонежский, упоминая «страх ненавистной розни мира сего»? Что должен сделать человек, чтобы преодолеть свой страх?
  • 2) Как святой соотносил духовное и земное в жизни человека?
  • 3) Напишите небольшой рассказ на тему «Чему научил современников и потомков Сергий Радонежский?».

1) Сергий Радонежский говорит о противопоставление и сосуществовании на Руси власти светской и религиозной. А также о месте и роди государства в христианском мире. Чтобы преодолеть страх надо воззреть на Святую Троицу – верить в Бога и молиться.

2) Духовное и земное в жизни человека должно сосуществовать гармонично и дополнять друг друга.

3) Сергий Радонежский – духовный собиратель русского народа, с которым связаны культурный идеал Святой Руси и возникновение русской духовной культуры. Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича.

Он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там ещё тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч.

Вопрос 2: Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы.
  • 1) Опишите ее, используя полученные знания.
  • 2) Как соотносятся определения древнерусской иконописи – «умозрение в красках» и знаменитая икона?
  • 3) Почему знаменитые иконописцы XIV-XV вв. были не только искусными художниками, но и самыми просвященными людьми своего времени?

1) Знаменитая икона Андрея Рублева «Троица» является каноном церковного икусства. На картине изображены три фигуры: Бог Отец, Сын и Святой Дух. Изображены они как три ангела, которые ведут беседу между собой. Голова каждого из них окружена золотым ликом, что указывает на их святость. Все трое улыбаются. Посредине иконы изображена чаша, которая, символизирует собой страдания Христа. В руках у них скипетры – символ власти. Ангелы обеспокоены порокам, в которых погрязли люди и пытаются помочь им выбрать их него.

2) Форма, тематика, содержание древнерусского искусства были тесно связаны с религией и находились под строжайшим. контролем церкви – следование канонам, (типы изображения, композиционные схемы, символика).

3) Первые митрополиты, обосновавшиеся в Москве, Пётр и его преемник Феогност стали отправлять русских иконописцев на учёбу в Афон, Константинополь и другие крупные православные центры, где мастера учились не только иконописи, но и основам образования.

Вопрос: Соотнесите даты, указанные на. ленте времени со следующими событиями:
  • 1) строительство Московского Кремля из дуба -1339 г.
  • 2) строительство третьего Московского Кремля из белого камня – 1367 г.
  • 3) начало строительства Московского Кремля из красного кирпича – 1485 г.
  • 4) строительство первого после монгольского нашествия каменного храма в Северо-Восточной Руси – 1285 г.
  • 5) создание первой общерусской летописи – 1448 г.
Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Как моральная стойкость и духовное возрождение общества в XIV-XV вв. были связаны с подъемом русских земель г военном, политическим, хозяйственным?

Б. «Иноземное иго разрушило многое, но не духовные традиции русских людей, это позволило стране бороться за восстановление, государства и общества». Действительно, именно сохранение духовных ценностей русского народа, которому способствовала русская православная церковь и священнослужители, позволило стране бороться за восстановление государства и общества, придав русскому народу силы и веру в Бога.

Мнение историка

Вопрос: Как объяснить тот факт, что Русь приняла от Византии летосчисление от сотворения мира, а начало нового года сохранила славянское – 1 марта? Почему дата 7000 год от сотворения мира вызвала Предположение о конце света?

Начало нового года (1 марта) символизировало собой начало сельскохозяйственного года, то время, когда начинались обработка земли и посев. Это была важно для русского народа, потому что основу его хозяйственной жизни составляло земледелие.

Старое библейское летоисчисление от сотворения мира Богом было перенято от Византии (по той традиции миротворение произошло за 5508 лет до рождения Христа). 1492 г (от рождества Христова) + 5508 г. (от сотворения мира) = 7 000. В Библии говорится о том, что Бог создавал землю за семь дней. Там же говорится, что для Бога один день равен одной тысячи лет, поэтому люди были уверенны, что 7000 год – это год, когда заканчивается история и произойдет Конец Света.

Как относились к возможному концу света церковные иерархи и их соперники – еретики? Как церковные деятели объяснили то, что конец света не состоялся? Выберите три даты в истории России до начала XVI в. и переведите в летосчисление от сотворения мира.

Еретики издевательски (имея на то достаточно оснований) говорили: «…ныне седмь тысящь прошло, а конца несть ино и святии-деи отцы солгали». Руководство церкви вынуждено было выступить .с «Изложением пасхалии» — программным документом, написанным от имени митрополита Зосимы. 27 ноября 1492 г. Зосима изложил пасхалию на 20 лет «на Москве на соборе». Упомянув о «еретичьствуюших», митрополит повторил банальное утверждение, что никто не знает, когда наступит конец света и второе пришествие Христово, и сообщил о составлении пасхалии на следующую (восьмую) тысячу лет».

  • 1240 г. (Невская битва) – 6748 г.
  • 1242 г. (Ледовое побоище) – 6750 г.
  • 1380 г. (Куликовская битва) – 6888 г.
  • 1480 г. (Стояние на реке Угре) – 6988 г.
Выберете ответ на главный вопрос главы, обоснуйте свой выбор: Что в большей степени повлияло на государственное строительство Московской Руси: православная вера, европейское влияние или более нем двухсотлетнее иноземное иго.

А. «Верность православной вере и осознание исторической принадлежности к европейской цивилизации превратили раздробленные русские земли в централизованное государство — Московскую Русь, шаг за шагом преодолевающее негативные последствия ордынского владычества. и постепенно входящее на равных правах в семью государств Европы».

Действительно, православная вера и дух русского народа сыграли решающую роль не только в свержение иноземного владычества, но и послужили основой для создания мощного государства в Восточной Европе, с которым должен был считаться весь мир.

§ 28—29. Русская культура в XIV — начале XVI в.

◄§27

Дополнительный материал по русской культуре можно посмотреть ►здесь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.