§ 29. Характеристика человека

ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 8 ◄

Упр. 162. Прочитайте медленно, вдумчиво текст об известном лингвисте А. М. Пешковском. Что вам показалось особенно интересным в его биографии и в его научной деятельности? Напишите именно об этом. Озаглавьте свою работу.

Вклад А. М. Пешковского в науку

Пешковский А. М. повторил путь многих отечественных лингвистов, которые начинали с преподавания языков в гимназиях. В 1906 г. он окончил Московский университет и продолжительное время работал преподавателем русского языка в гимназии.  Пешковский был убежден, что ученый-языковед должен иметь практику преподавания языка в школе, активно влиять на языковую жизнь общества. Он считал, что только сознательное владение грамматикой делает человека по-настоящему грамотным.

Многолетняя педагогическая практика подтолкнула ученого к мысли сблизить преподавания языка с лингвистикой. А. М. Пешковский работал над созданием новых школьных учебников, писал научные статьи по методике преподавания русского языка в школе. В своей деятельности он пытался сблизить разрыв между школьной программой и лингвистической теорией.

“Русский синтаксис в в научном освещении” – главная научная работа ученого, с 1914 года труд переиздавался более десяти раз и не потерял актуальности и в настоящее время. Книга написана доступным, интересным языком, и является одним из детальных и содержательных исследований на эту тему.

Части речи ученый определял “как основные категории мышления в их примитивной общенародной стадии развития”. Общая грамматика, по мнению Пешковского, должна изучать языковые формы. Морфология – формы отдельных слов. Синтаксис – формы словосочетания. Синтаксические категории ученый считает главными, так как именно они обеспечивают связность речи в предложении. 

Как и Ф. Фортунатов он считал, что главным значением в русском языке обладают грамматические предложения потому, что заключают в себе грамматические части речи – подлежащее и сказуемое. По мнению ученого именно такое предложение является основной синтаксической единицей.

Упр. 163. Используя материалы учебника истории, энциклопедические словари, Интернет, напишите в форме краткой статьи в Детскую энциклопедию о выдающихся людях России первой половины XIX века: физиках В. В. Петрове, П. Л. Шиллинге, Б. С. Якоби, металлурге П. П. Аносове, химике Н. Н. Зинине, хирурге Н. И. Пирогове, историке Н. М. Карамзине и др.

АНОСОВ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ

Аносов (Павел Петрович) – бывший томский гражданский губернатор, генерал-майор, родился 1797 год, умер 1851 год в мае. Воспитывался в горном корпусе и, определенный на службу на Златоустовские заводы, усовершенствовал выделку стали. Ему принадлежат обстоятельные геологические исследования, описанные в Горном журнале 1826 года в статье “Геогностическое наблюдение над уральскими горами, лежащими в округе Златоустовских заводов”. А. описал и свои улучшения по обработке стали в статье “О булатах” (Горный Журнал, 1841 год). 

Пирогов Н. И.

Родился 25 ноября 1810 г. в Москве. Выходец из большой семьи мелкопоместного дворянина.  Пирогов в 14 лет поступил на медицинский факультет Московского университета. По окончании университета (1826 г.) Пирогов отправился в Юрьевский (ныне Тартуский) университет. Здесь он работает в хирургической клинике и пять лет спустя защищает докторскую диссертацию.

В 26 лет становится профессором хирургии. В 1833 г. Пирогов уехал в Германию, где совершенствовал свои навыки в Берлинской и Гёттин-генской клиниках.  В 1840 г. Пирогов назначается на должность профессора Медико-хирургической академии в Петербурге. В 1843— 1848 гг. вышел в свет его «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела». 

Во время Крымской войны 1853— 1856 гг. он участвовал в организации военно-полевой медицинской службы, впервые в истории применил гипсовую повязку при лечении травматических переломов, ввёл институт сестёр милосердия. На основе собственного опыта написал «Начала общей военно-полевой хирургии» (1865—1866 гг.).

Николай Михайлович Карамзин (1766, родовое поместье Знаменское, село Михайловка Симбирской губернии) — 1826, Санкт-Петербург) — выдающийся историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма. Карамзин вошёл в историю как великий реформатор русского языка.

Упр. 164. Прочитайте. Найдите определения и обстоятельства, которые указывают на усиление степени проявления признака. Задайте к этим обстоятельствам вопрос. Спишите. Можно ли сказать, что этот текст – фрагмент характеристики?

Характеристика человека

Да, это характеристика человека. В данном тексте описывается внешность мальчика и его характер. 

Упр. 165. Напишите о человеке, который вам нравится, которому вы хотели бы подражать, или, наоборот, о человеке, который вам неприятен.

Мне нравится Юрий Гагарин, потому что он осуществил свою мечту и первым совершил полет в космос. Для совершения такого поступка необходимо обладать особыми личностными качествами. Необходимы смелость, мужество и решительность, ведь далеко не каждый, даже сейчас, согласится совершить поет в космическое пространство.

Кроме этого необходимо быть целеустремленным и упорным, так как любой космонавт должен преодолеть большие трудности во время подготовки к полету. Конечно важны и трудолюбие и преданность своей профессии.

Привлекательность Гагарина, не исчерпывается одними героическими качествами. Помимо вышеперечисленного мне нравится Гагарин как обычный человек, как один из нас. С фотографий на нас смотрит всегда веселый, улыбчивый, открытый парень. Я не видел ни одной  фотографии, где бы Гагарин был “не в духе”.

Упр. 166. Картина Ю. Ракши называется «Проводы ополчения». На ней изображено историческое событие из жизни России: мужчины самых разных сословий уходят защищать свою Родину. Рассмотрите части картины: пейзаж, на фоне которого происходят события; ополченцы; женщины, провожающие воинов.
Почему художник поместил на переднем плане именно женщин? Чем они объединены и что их отличает? Обратите внимание на позы, выражения лиц, одежду и т. д. Описывая женщин, вы создадите групповой портрет, если отметите в них общее и на фоне этого общего – некоторые особенности.

Картина посвящена конкретному событию истории России – Куликовской битве, написана художником к шестисотлетию сражения. На заднем плане картины изображены ополченцы, идущие на Куликово поле. На переднем плане – женщины и дети, которые вышли из города, чтобы проводить своих родных и близких на ратный подвиг.

Лица провожающих полны скорби, печали, тревоги  и даже отчаяния, ведь они знают, что многое из ополченцев не вернутся домой живыми. Позы, жесты женщин и детей так же свидетельствуют о неизбежных ожидаемых утратах. В некоторых лицах (у молодой женщины на переднем плане, держащей руку на животе) можно угадать присутствие тревожной неопределенной надежды.

О Ю. Ракше можно узнать на сайте Википедия.