§ 31. Назывные предложения

ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 8 ◄

Упр. 174. Спишите, найдите назывные односоставные предложения. Подчеркните в них главный член; укажите, чем он выражен. • Укажите двусоставное нераспространённое предложение. • С каким членом двусоставного предложения совпадает по способу выражения главный член назывного односоставного предложения?

Назывные предложения

Упр. 175. Ниже приведены первые строки из рассказов А. Чехова. Начинаются эти рассказы с назывных односоставных предложений. Это позволяет лаконично указать на время, место, ввести читателя в ту обстановку, в которой развернётся действие. Перепишите отрывки, подчёркивая главный член назывных односоставных предложений. На что указывают предложения: на время или на место действия? • Назовите в первом, втором и третьем отрывках слова, которые писатель использовал для того, чтобы более ярко рассказать о зимнем дне и о снеге.

Назывные предложения

Упр. 176. В пьесах и сценариях обычно кратко указывают на место, время событий, на героев и окружающую их обстановку. Прочитайте. Определите по заглавиям в драме А. Пушкина «Борис Годунов», какие предложения помогают достичь краткости и в то же время показать, что в драме представлена большая часть событий Смутного времени в России конца XVI – начала XVII века.

Все предложения в упражнении пронумерованы. Выпишите назывные предложения в такой последовательности: указывающие на: 1) место действия; 2) место и время; 3) место и действующих лиц. Подчеркните главный член назывных предложений. Что обозначают невыписанные предложения?

Назывные предложения

Упр. 177. Замените выделенные двусоставные предложения близкими по смыслу назывными односоставными.

Для указания с помощью назывных (номинативных) предложений на что-либо, находящееся в непосредственной близости, перед глазами, употребите в них частицу вон или вот и запишите.

Назывные предложения

Упр. 178. Найдите во 2-м действии комедии Н. Гоголя «Ревизор» авторские ремарки, в которых употреблены назывные предложения. Спишите эти отрывки и подчеркните назывные предложения.

Назывные предложения

Упр. 179. Представьте, что вам необходимо инсценировать басню И. Крылова («Волк и Ягнёнок», «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица») или отрывок из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила» («Людмила в саду у Черномора», «Руслан и голова»). Напишите начало инсценировки, указывая место и время действия с помощью назывных предложений.

Ворона и лисица.

Лето. Полдень. Большой ветвистый дуб. На нем ворона. В клюве кусок сыра. Приближается лиса. 

Упр. 180. Вставьте на месте пропуска назывные предложения. Поставьте пропущенные запятые и объясните, почему они нужны.

1.Зима. Как приятно по выпавшему ночью пушистому снежку бежать в школу! 2. До школы я иду всего пять минут. Вот и она. Около входа шумно переговариваются и обмениваются новостями отдохнувшие в выходные ребята. Поздно вечером в школе пусто. Тишина. Непривычными кажутся классные комнаты и коридоры без детей, без учителей, без живых голосов (запятые при однородных членах предложения – дополнениях). 4. На фотографии вы видите кабинет ученого. Обстановка в нем самая скромная. Рабочий стол. Кресло. Книжные шкафы. Хозяин поместил здесь только то, (запятая в сложном предложении между частями) что было нужно для работы. 

Упр. 181. Прочитайте. Укажите назывные предложения. Почему уместно употребление назывных предложений при описании отрывочных впечатлений раннего детства? Спишите, расставляя пропущенные запятые и подчёркивая грамматические основы двусоставных и односоставных предложений.

Назывные предложения

Упр. 182. Что вы помните из своего самого раннего детства? Воспользуйтесь назывными предложениями для передачи того, что сохранила ваша память. Составьте и запишите текст или 3 – 5 предложений на тему «Мои первые впечатления…».

Детские воспоминания.

Жаркое лето. Черно-синяя река. Мы рыбачим. Тишина. В дали черная туча. Домой совсем не хочется.

Упр. 183. Диктант. Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях, обозначьте средства связи простых предложений в сложном.
Обратите внимание на пунктуацию в сложном предложении!

Назывные предложения