§ 34. Тире между подлежащим и сказуемым

ГДЗ ◄  ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 5◄

Упр. 169. Прочитайте предложения, делая паузу между подлежащим и сказуемым. Как на письме обозначается эта пауза? Найдите подлежащие и от них поставьте вопрос к выделенным сказуемым. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

1. Земля — кормилица. 2. Книга — лучший товарищ. 3. Повторение — мать учения. 4. Ученье — свет, а неученье — тьма. 5. Хлеб — имя существительное. 6. Глагол — часть речи. 7. Азбука — к мудрости ступенька.

Земля (сущ., подл.) (что это?) – кормилица (сущ., сказ.). Книга (сущ., подл.) (что это?) – лучший товарищ (сущ., сказ.). Повторение (сущ., подл.) (что это?) – мать(сущ., сказ.) учения. Ученье (сущ., подл.)  (что это?)- свет (сущ., сказ.),а неученье (сущ., подл.)  (что это?)- тьма (сущ., сказ.). Хлеб (сущ., подл.)
(что это?) имя существительное (сущ., сказ.). Глагол (сущ., подл.)  (что это?)- часть речи (сущ. сказ.). Азбука (сущ., подл.)  (что это?) – к мудрости ступенька (сущ. сказ.).

Если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.
Ученье (сущ., им. п.) – свет (сущ., им. п.).

Упр. 170. Спишите, ставя, где надо, тире. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении. От подлежащего к сказуемому поставьте вопросы. Прочитайте, делая отчётливую паузу между подлежащим и сказуемым и выделяя голосом подлежащее и сказуемое, выраженные существительными. На какие вопросы отвечают сказуемые?

  1. Твой брат шахматист?
  2. Моя сестра тренер по плаванию. Она настойчива и трудолюбива.
  3. Наша мама домохозяйка. Папа шофёр такси.
  4. Бабушка пенсионерка. Она очень добрая и ласковая.
  5. Мой дедушка врач.
тире между подлежащим и сказуемым

Упр. 171. Пользуясь словарём, помещённым в конце учебника, объясните (письменно) значение слов партер, планер, сувенир.
Образец. Маяк (сущ., им. п.)-это башня (сущ., им. п.) с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов.

тире между подлежащим и сказуемым

Упр. 172. Замените данные предложения другими, близкими по смыслу. Поставьте, где нужно, тире.
Образец. Мой отец строит дома. – Мой отец (сущ., им. п.) — строитель (сущ., им. п.).

1. Моя мать шьёт одежду. 2. Старший брат учится в институте. 3. Младший брат недавно поступил в школу. 4. Сестра учится только на пятёрки. 5. Наш дедушка лечит зверей.

Моя мать шьет одежду. – Моя мать (сущ. им. п.) – швея  (сущ. им. п.). Старшинский брат  (сущ. им. п.)- студент  (сущ. им. п.). Младший брат (сущ. им. п.) недавно поступил в школу. – Младший брат  (сущ. им. п.)- первоклассник  (сущ. им. п.).  Сестра  (сущ. им. п.) учится только на пятерки. – Сестра  (сущ. им. п.)- отличница (сущ. им. п.).

Упр. 173. Запишите 4 – 5 предложений о ваших родных и знакомых – чем они занимаются, какие у них профессии и т. д. (см. образец в упр. 172).

Моя мама составляет отчеты. – Моя мама (сущ. им. п.) – бухгалтер (сущ. им. п.). Мой папа перевозит людей.  –  Мой папа (сущ. им. п.) – водитель (сущ. им. п.) автобуса. Мой дядя рисует на посуде. – Мой дядя (сущ. им. п.) – художник (сущ. им. п.) . Моя сестра ходит в школу. – Моя сестра (сущ. им. п.) –  ученица (сущ. им. п.).

Упр. 174. Прочитайте выразительно стихотворение. Найдите строку, в которой выражена основная мысль текста. Из первых трёх предложений выпишите главные члены.

Суровой осени печален поздний вид.


Уныло спят безмолвные растенья.
Над крышами пустынного селенья
Заря небес болезненно горит.
Закрылись двери маленьких избушек,
Сад опустел, безжизненны поля,
Вокруг деревьев мёрзлая земля
Покрыта ворохом блестящих завитушек,
И небо хмурится, и мчится ветер к нам,
Рубаху дерева сгибая пополам.                
                                       

(И. Заболоцкий)


Главная мысль выражена в следующих строках: Суровой осени печален поздний вид”.

Печален вид. Спят растенья. Заря горит.