§ 35 Нераспространённые и распространённые предложения

ГДЗ ◄  ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 5◄

Найдите главные члены предложения. Чем отличаются друг от друга предложения, записанные под одним номером?

1. Школьники поют. 2. Тишина. 3. Девочки и мальчики танцуют и поют.

1.Школьники поют свои любимые песни. 2. Необычная тишина. 3. Девочки и мальчики танцуют и поют народные песни.

Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространенными.

Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.

Упр. 175. Спишите и подчеркните грамматические основы предложений. Какие из этих предложений являются распространёнными, какие – нераспространёнными?

Образец. Клевер цветёт (нераспр.). Шмели гудят над клевером (распр.).

1.Блёкнут травы. Дремл..т хаты. Рощи вспыхнули вд..- ли. По незримому канату протянулись жур..вли. 2. Гаснет день. 3. Скоро звёзды тихим светом упадут2 на дно реки. Я прощ..юсь с тёплым летом без п..чали и тоски.

(М. Исаковский)

Нераспространенные и распространенные предложения

Упр. 176. Русский народ всегда любил сочинять сказки, создавая необыкновенный мир. Представьте себе, что вы хотите его описать, распространите данные предложения второстепенными членами.

ВОЛШЕБНЫЙ МИР РУССКОЙ СКАЗКИ

Текут реки. Пекут печи. Летит Баба-яга. Избушка поворачивается. Злится Кощей Бессмертный. Иван Царевич борется. Колобок попался. Лиса обманывает. Волк побит. 

Текут молочные реки. Пекут в печи пироги. В ступе летит Баба-яга. Избушка на курьих ножках поворачивается к лесу задом, а к Ивану мне передом. Злится очень сильно Кощей Бессмертный. Иван Царевич стойко борется с Кощеем. Колобок попался на лисью уловку. Лиса обманывает волка. Волк побит был охотниками.

Упр. 177. Распространите предложения второстепенными членами. 

Звонок. Ученики разговаривали. Вошла учительница. Наступила тишина. Начался урок. Дети слушали. Вбежал Петя. 

Звонко прозвенел звонок на урок. Ученики весело и непринужденно разговаривали. В класс быстрым шагом вошла учительница. Мгновенно наступила тишина. Начался урок математики. Дети внимательно слушали объяснение учителя.. Неожиданно вбежал взволнованный Петя.

Упр. 178. Расскажите о предложении по плану. Ответы подкрепляйте своими примерами. В каком стиле речи вы будете строить ответы на предложенные вопросы?

  1. Какие бывают предложения по цели высказывания?
  2. В чём особенность восклицательных предложений?
  3. Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?
  4. Какие пунктуационные знаки ставятся в конце предложения?
  1. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные. Дедушка пошел на рыбалку. Примеры: Дедушка, ты пошел на рыбалку? Дедушка, пошли на рыбалку!
  2. Восклицательные предложения выражают сильные чувства и произнося с усиленной интонацией. В конце таких предложений ставится восклицательный знак. Пример: Вот здорово!
  3. По наличию второстепенных предложений предложения разделяют на распространенные и нераспространенные. Примеры: Впереди зима. Впереди долгая, холодная зима. 
  4. Предложения завершают точка, многоточие (если мысль не завершена), вопросительный или восклицательный знак, в соответствии с интонацией. Примеры:  Скоро каникулы? Прекрасная осенняя пора! Мы гуляли. Быстро смеркалось…

Научный стиль речи.