§37. Дополнение

ГДЗ ◄  ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 5◄

Прочитайте. Выпишите выделенные слова вместе с теми словами, к которым они относятся. От главного слова к зависимому поставьте вопрос.

русский язык дополнение

Дополнение – второстепенный член который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.

Дополнения обычно выражаются именем существительным или местоимением в косвенном падеже.
Дополнение подчёркивается пунктиром: Буря сломала осину.

Упр. 180. Распространите предложения дополнениями. Подчеркните подлежащие, сказуемые и дополнения. Укажите падеж имён существительных.
  1. Свежий ветерок играет ( чем ? ) —— .
  2. Листочек оторвался ( от чего ? ) —— .
  3. Тонкая паутина зацепилась (за что ? ) —— .
  4. Орёл охотился (за кем ?) ——- .
  5. Дикие гуси готовились (к чему ? ) —.
  6. Лесник предупредил ( кого ? о чём? ) —— . 
  7. Дети простились (с кем?) —— .
  8.  Ребята заметили (кого? )——-.


русский язык дополнение

Упр. 181. Рассмотрите рисунок. Дайте имена всем ребятам. Вставьте в предложения подходящие по смыслу подлежащие и дополнения. Подчеркните условными знаками дополнения и обозначьте те слова, к которым они относятся.

  1. (Кто?) предлагает (кому? что?).
  2. (Кто?) смотрит (на что?).
  3. (Кто?) наливает (что? из чего?).
  4. (Кто?) держит в руке (что?).
  5. На большой тарелке лежит (что?).
русский язык дополнение
Упр. 182. Выпишите дополнения вместе с теми словами, от которых они зависят.
русский язык дополнение

1.Октябрь покрывает лесные дороги жёлтым ковром. 2. Сойка разгребает листья, ищ..т упавший орех. 3. Зима выжива..т перелётных птиц. 4. Бобры готов..т корм. 5. Охотник расскажет о пустынных полях.

русский язык дополнение
Упр. 183. Выпишите словосочетания (сказуемое + дополнение). У существительных в косвенных падежах обозначьте падеж. Озаглавьте текст.

Дикая кошка приблизилась к человеку примерно четыре с половиной тысячи лет назад в Египте. Мы узнали о первых домашних кошках из изображений на стенах египетских надгробий*.

В то время кошки ловили крыс и мышей, спасали урожай на складах. В Европу кошки приплыли на кораблях греков, которые купили этих животных за большие деньги. В свою очередь греки продали кошек другим народам.

Кошки

Приблизилась (к кому?) к  → человеку. (дат. п.).  Узнали (о ком?) о →кошках (предл. п.). Ловили (кого?)  → крыс и мышей (род. п.). Спасали (что?) →урожай (вин. п.). Прыгали (на чем?) на → кораблях (предл. п.). Купили (кого?) →животных (род. п.). Продали (кого?) → кошек (род. п.). Продали (кому?) → народам (дат. п.).

Упр. 184. Изменится ли смысл предложений при изменении порядка слов?

1. Дуб заслоняет ель. Ель заслоняет дуб. 2. Мать любит дочь. Дочь любит мать. 3. Учитель спросил ученика. Ученик спросил учителя.

Смысл предложений при изменении порядка слов изменился. Активная и пассивная сторона поменялись местами.

Упр. 185. Диктант. Обозначьте падеж имён существительных. Подчеркните орфограммы в корнях слов.

На замечательной выст..вке цветов, любоваться астрами, георгинами, хризантемами, поздравлять победителей, юные цв..товоды, всюду радос(?)ные лица, с чудес(?)ными песнями, оживлённая беседа, слышатся везде.
Развеваются зн..мёна. Дети растут и разв..ваются.

русский язык дополнение