§ 38. Определение, 5 кл.

ГДЗ ◄  ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 5◄

Прочитайте стихотворение. Укажите члены предложения, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы какой? чей? Докажите, что данный текст относится к художественному стилю.

Белая берёза 
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
                     (С.Есенин)
Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета.
Определения обычно выражаются прилагательными.
Определение подчёркивается так: Мелькает жёлтый лист.

Упр. 186. Спишите. Подчеркните главные члены предложения и определения. Укажите, на какой вопрос отвечает определение, к какому слову относится. Разберите последнее предложение по членам.

Определение

Упр. 187. Озаглавьте текст. Спишите, вставляя пропущенные слова по смыслу. Подчеркните определения и обозначьте слова, к которым они относятся. • Какие определения помогают нарисовать картину поздней осени?

Стоит ненас(?)ная погода. Третий день дует (к а к о й?) ветер. Закружились в ( каком?) воздух., (какие?) листья . Вот с б ..рёзы падают (какие?) листочки . На дорожк.. лежат (какие?) листья осинки, (какие? ли ­стья тополя. Ул..тают последние перелётные птицы. Появились осенние зайчата — листопаднички.

Определение
Упр. 188. Прочитайте. Найдите в предложениях определения. Продолжите описание погоды. Подчеркните в вашем рассказе определения.
Определение
Упр. 189. Выпишите определения вместе со словами, к которым они относятся.

Центральная (какая?) укрепленная  (какая?) часть. Русского (какого?) средневекового (какого?) города. В прекрасных (каких?) далеких (каких?)   городах. На высоких (каких?) берегах. Роскошные  (какие?) дворцы. Великолепные (какие?)  церкви. Богатых 
(каких?) горожан. Каменными стенами. С оборонительными (какими?) башнями. Кирпичными (какими?) стенами. Каменными
(какими?) соборами.

Упр. 190. Найдите в тексте определения. Теперь попробуйте прочитать его без них. Сохранился ли смысл текста в полной мере? Почему нельзя опустить слова Великий и Исторический в названиях Великий Новгород и Исторический музей?

БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ

Большинство найденных при раскопках в Новгороде берестяных грамот (свитков) относится к XIII—XIV векам.
Новгородцы были большими любителями писать письма. Они вели деловую переписку, обменивались разными новостями. Редкий житель Великого Новгорода не знал грамоты.

Интересно, что уцелели берестяные листы, на которых прилежный мальчик Онфим упражнялся в написании букв, рисовал смешных человечков и себя — в виде отважного всадника.
Берестяная «тетрадь» Онфима хранится в Историческом музее в Москве.

Определения в тексте: берестяных, большими, деловую, разными, редкий, берестяные, прилежный, смешных, отважного, берестяная.

Смысл текста в полной мере не сохранится, если убрать определения. Великий Новгород, Исторический музей – это названия, слова в них нельзя опустить, так как изменится смысл высказывания. Новгород – это другой город. Музей это музей вообще, а не конкретный Исторический музей.

Дополнительный материал об обстоятельстве можно найти на Википедии.