4 ноября – День народного единства, сценарий

Еще один сценарий посвященный 4 ноября – Дню народного единства в форме исторического классного часа. Сценарий содержит краткую информацию об истории праздника, историческую справку о событиях Смутного времени. Основной акцент сделан на исторических личностях – Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском. На предыдущей странице размещен сценарий исторической гостиной по этой теме.  
4 ноября - День народного единства, сценарий
Люблю тебя, моя Россия,
За яркий сеет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.

Из истории праздника День народного единства

4 ноября 2005 года впервые в современной России праздновался «День единства». Сегодня мы собрались, чтобы поговорить и увидеть суть и идейное содержание этого праздника. Какую цель преследовало правительство, официально утверждая этот праздник.
Государственные праздники посвящаются особым событиям в истории государства. Как правило, в эти дни проводятся торжественные мероприятия, украшаются улицы городов и сёл. Но самое главное заключается в том, что государственные праздники являются символом единства народа.

В истории нашей страны было немало событий трагических, когда в междоусобицах сражались друг против друга представители одного народа. Это мятежи, народные восстания, дворцовые перевороты, гражданские войны.
Люди должны задуматься над тем, что разрешать сложные противоречия оружием – ужасно!
Поэтому поиск согласия и примирения должен стать частью национальной жизни российского народа.

История народов знает такие дни, когда люди складывали оружие и
предавались мирным делам: это Олимпийские игры в древней Греции.

Православная Церковь накануне Великого поста установила день примирения — Прощёное воскресение. Но этот день является частью религиозной жизни только православных верующих нашей страны. Новый праздник должен носить политический характер, учитывать многонациональный характер России.

29 декабря 2004 года Государственная Дума объявила 4 ноября Днём народного единства.
Необходимо отметить, что праздник этот не нов. Его отмечали вплоть до 1917 года, а потом про него забыли.

Что же именно отмечали в дореволюционной России?
Что такого важного произошло в тот день?
В начале 17 века Россия была на грани уничтожения: с севера двигались войска Швеции, Польша заняла западные земли и подошла к Москве. Последний царь из династии Рюриковичей умер. Московские бояре пригласили на престол Владислава Сигизмундовича, цесаревича польского.

Русь стояла на грани потери государственности и самостоятельности.
Страшное время пришло для Руси^ужасное время, которое россияне прозвали лихолетьем, потому что тогда на русской земле была такая беда, какой не было от начала мира. Казалось, пришел конец Русскому государству. Ни верховной власти, ни сильного войска, ни общей казны -ничего не было. Но остался народ с его неистребимой волей отстоять Отечество. Нужно было дать толчок патриотическому движению.

Москве, возле храма Василия Блаженного, на постаменте из красного гранита возвышаются бронзовые фигуры двух людей. Один сидит, опершись о круглый щит и вытянув раненую ногу. Другой, стоя перед ним с простёртой рукой, вручает ему тяжёлый меч. Так и застыли они в этих позах навечно – нижегородский земский староста Кузьма Минин и воевода князь Дмитрий Пожарский.

Создал этот первый памятник в Москве, установленный в 1818 г., скульптор Иван Петрович Мартос. На гранитном постаменте бронзовыми буквами начертана надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». За что им благодарна Россия? Что ори сделали, чтобы остаться в памяти народной? Кто эти люди, которые явились способными пожертвовать собой для блага Отечества?

Предводители II ополчения

Кузьма Минин

Нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину было видение. Ему явился преподобный Сергий Радонежский и повелел собрать “казну” на военные нужды и “очищать” Московское государство. Минин понял, что сам Господь покровительствует ему, и осенью 1611 года обратился к нижегородцам пожертвовать всем ради освобождения земли Русской.

Так говорил он на вече:

«Не за свой город, не за Нижний один, а за всё государство Московское подымать надо ополчение. Неужто бесчинству да насилию и конца нет? Неужто у народа русского ни силы, ни управы нет на врагов. По всем городам собирать ополчение дворян, по деревням и городам собирать простых ратных людей, И пойдёт о нас добрая слава, и в других городах народ подымется! Пришла пора помочь родимой Руси! Спасём нашу веру и нашу землю. Не пожалеем своего имущества, продадим свои дома, отдадим последнее, что имеем, чтобы нанять войско».

Минин знал, что единственной силой, способной спасти страну, был народ. Благодаря православной церкви дух народа не был сломлен. Из Троицкого монастыря рассыпались грамоты о объединении во имя защиты православной веры и Отечества. Передовые сыны Отечества встали на защиту страны. Их духовным вождём стал патриарх Гермоген, воеводой был избран Дмитрий Пожарский. 

Очень немного известно о гражданине Минине. Предки Кузьмы Минина происходили из Балахны – небольшого поволжского городка в окрестностях Нижнего Новгорода. Как пришлому человеку, Кузьме Минину пришлось приложить много усилий, прежде чем он обзавелся прочными связями в нижегородском округе. Приходилось объезжать деревни, закупать скот, перегонять его в город, там забивать. В летнюю пору мясо портилось мгновенно, и его надо было  успеть продать. Мясоторговцы не могли просуществовать без определенного круга заказчиков, принадлежавших к зажиточным кругам посада. Лавок в мясном ряду Нижнего Новгорода было достаточно, и Минин старался поддерживать добрые отношения со своими заказчиками, чтобы удержать их.

Кузьма Минин женился, по-видимому, уже после переезда в Нижний Новгород. Женой его стала Татьяна Семенова из посадской семьи. Никто не знает, скольких детей родила Кузьме его жена. Выжил из всех один лишь сын Нефёд. Никаких достоверных сведений о детстве и юности Минина до нас не дошло. В зрелые годы он владел лавкой на нижегородском торгу, «животинной бойницей» под стенами кремля и слыл богатым и почитаемым горожанином. 

В 1611 г., в самый разгар Смутного времени, нижегородцы избрали его земским старостой. Земский староста – это выборный гражданский руководитель города (мэр, по современным представлениям).

Незадолго до выборов Минину явился во сне чудотворец Сергий Радонежский и повелел собирать казну для войска, он первым внес свою долю, по словам летописца, «мало что себе в дому своем оставив». Его примеру последовали другие. Минину поручили ведать сбором добровольных пожертвований — не только с горожан, но и со всего уезда, с монастырей и монастырских вотчин.

Дмитрий Пожарский

Родился в ноябре 1578 г в семье князя Михаила Федоровича Пожарского. Предками Пожарских были удельные князья Стародубские (младшая ветвь Владимиро-Суздальских князей), но им мало чего перепало от их прежнего величия, так что, несмотря на свое происхождение от Рюрика и Юрия Долгорукого, Пожарские числились в ряду захудалых фамилий и даже не попали в Разрядные книги.

Отец Дмитрия умер, когда ему было всего девять лет Мать — Мария Федоровна, урожденная Берсенева – Беклемишева — переехала вскоре после этого в Москву, где у Пожарских был свой дом на Сретенке.

С 1593 г князь Дмитрий начал службу при государевом дворе царя Федора Ивановича По началу он был «стряпчим с платьем», в обязанности которого входило под присмотром постельничего подавать туалетные принадлежности при облачении царя или принимать одежду с прочими вещами, когда царь раздевается. В те же годы, еще в очень молодых летах, он женился. В начале царствования Бориса Годунова, князя Пожарского перевели в стольники. Он получил поместье под Москвой и затем был отправлен из столицы в армию на литовский Рубеж.

После смерти Годунова Пожарский присягнул царевичу Дмитрию. В продолжение всего его короткого царствования он оставался в тени. Только при следующем царе — Василии Шуйском — Пожарского назначили воеводой, и он получил под начало конный отряд. Верность его в боях вскоре была замечена. За исправную службу царь пожаловал ему в Суздальском уезде село Нижний Ландех с двадцатью деревнями.

В жалованной грамоте, между прочим говорилось: «Князь Дмитрий Михайлович, будучи в Москве в осаде, против врагов стоял крепко и мужественно, и к царю Василию и к Московскому государству многую службу и дородство показал, голод и во всем оскудение и всякую осадную нужду терпел многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на какую не покусился, стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо, безо всякие шатости».

В 1610 г. царь назначил Пожарского воеводой в Зарайск. Прибыв в эту крепость, он узнал о низложении Шуйского заговорщиками во-главе с Захарием Ляпуновым и поневоле вместе со всем городом целовал крест польскому королевичу Владиславу.

Но узнав, что московские бояре продались целиком польскому королю, воспротивился их решению отдать власть над Россией в Польшу. Принимал участие в первом ополчении, им было подготовлено и поднято восстание в Москве, в 1611 году. Оно началось стихийно 19 марта 1611 г. Но из-за опоздания подкрепления было разбито В завязавшемся последнем бою Пожарский был тяжело ранен в голову и ногу и потерял сознание.

Его вынесли из Москвы и переправили в Троице – Сергиеву обитель на лечение. При сборе второго ополчения на приглашение возглавить войско ответил отказом. Однако нижегородцы не захотели отступать и послали к Пожарскому архимандрита Печерского монастыря Феодосия. Пожарский, которого, по его словам, «вся земля сильно приневолила», должен был дать согласие. С тех пор у ополчения стало два вождя, и в народном восприятии имена Минина и Пожарского слились в одно нерасторжимое целое.

Благодаря их решительным действиям и полному согласию между собой Нижний вскоре стал центром патриотических сил всей России. На его призывы откликнулось не только Поволжье и старые города Московской Руси, но также Предуралье, Сибирь и отдаленные украинские земли. Город обратился в ратный стан. Со всех сторон потянулись сюда служилые дворяне. Всем им после осмотра назначалось жалование.

Пожарский и Минин добивались,чтобы ополчение превратилось в хорошо вооруженное и сильное войско. Особое внимание уделяли коннице. Однако не забывали и о пехоте; новоприбывших снабжали пищалями и обучали слаженной прицельной стрельбе.
Войско Пожарского усиливалось.

К нему беспрерывно стекались служилые дворяне, приказные чины, депутации из городов, гонцы от походных воевод, а к Минину шли волостные старосты, целовальники, казначеи, посошный и мастеровой люд. Наладить снабжение мог только очень предприимчивый, расторопный и волевой человек, обладающий организаторским талантом и красноречием.

Однако там, где увещевания не помогали, Минин не останавливался и перед жесткими мерами. Благодаря усилиям Минина служилые люди в народном ополчении не только не испытывали ни в чем недостатка. получали высокое по тем временам денежное жалование — в среднем около 25 рублей на человека.

22 октября (а по новому стилю 4 ноября) 1612 г., войска ополченцев, осаждавшие Москву захватили Китай-город, а через три дня истощенный голодом гарнизон Кремля сдался.  После долгих обсуждений 21 февраля 1613 г. был избран на царствие шестнадцатилетний Михаила Романов. С приездом его в Москву история Земского ополчения закончилась.

Судьба героев после Смуты


Деяния Минина и Пожарского не были забыты царем.
Пожарский получил чин боярина, а Минин стал думным дворянином; государь пожаловал ему в владение большую вотчину — село Богородское в Нижегородском уезде с окрестными деревнями. Вплоть до самой смерти Минин пользовался большим доверием Михаила.

В 1615 г., отъезжая на богомолье, царь оставил за себя в Москве пятерых наместников и Минина в их числе. В 1615 г. по поручению Михаила Минин ездил для следствия в Казань. Возвращаясь в 1616 г. назад, он неожиданно заболел и умер по дороге Тело его было погребено в родном Нижнем Новгороде.

Князь Пожарский намного перевил своего соратника, находясь на службе почти до самого конца Михайлова царствования Он участвовал еще во многих сражениях, но уже никогда не имел того значения, что в дни Второго ополчения.

В 1615 г Пожарский нанес под Орлом поражение знаменитому польскому авантюристу Лисовскому, в 1616 г. ведал в Москве «казенными деньгами», в 1617 г. оборонял от литовских налетчиков Калугу, в 1618 г ходил к Можайску на выручку русской армии, осажденной королевичем Владиславом, а потом был среди воевод, оборонявших Москву от армии гетмана Ходкевича, попытавшегося во второй раз овладеть русской столицей. Как и прежде, он «на боях и на приступах бился, не щадя головы своей».

По окончании Смуты Пожарский некоторое время ведал Ямским приказом, сидел в Разбойном, был воеводою в Новгороде, потом опять был переведен в Москву в Поместный приказ.
Уже на склоне лет он руководил строительством новых укреплений вокруг Москвы, а потом возглавлял Судный приказ. В 1636 г после смерти первой жены, он женился во второй раз на урожденной княжне Голицыной.

Умер Пожарский в апреле 1642 г. В 1818 г. в Москве на Красной площади был установлен первый общественный памятник обычным россиянам (не правителям, не царям). Надпись выразительна: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия”.

Ушли в историю года. 
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Конец XVI и начало XVII вв. вошли в русскую историю как смутное время. Ослабление государства, гражданская война, захват власти поляками. Даже у вождей народного ополчения не было полного единства. В это тяжёлое для страны время необходимо было преодолеть раздоры.

Победа 22 октября (4 ноября) в известной мере стала возможна как результат преодоления раздоров. Освобождение столицы дало мощный толчок к преодоления смуты в стране явствующий о поддержке народами всей России победы над интервентами. 

В 1613 г. грамоте об избрании на русский престол царя Михаила Фёдоровича Романова стояли подписи семи татарских духовных лидеров, от имени мусульман России, которые поддержали возрождение единого Российского государства». 

В этом сложном и долгом процессе 4 ноября 1612 года занимает особое место в формировании чувства единства, осознания своего права на свободу и независимость, любовь к Родине.

В этот день мы отдаем дань событиям, когда народ, встав на сторону государства, спас его от неминуемой гибели. Смертельная опасность объединила все патриотические силы страны. В пору безвременья проявились лучшие черты русского народа – его стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью. Это и есть, по сути, Праздник спасения нашей страны! Причем не от интервенции польской, а от внутреннего разложения.

В День единства будем
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Презентацию к классному часу можно скачать с сайта ►Инфоурок.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *