§ 40. Понятие об однородных членах

ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 8 ◄

223. Прочитайте предложения из романа А. Грина «Алые паруса», произнося однородные члены с интонацией перечисления. Спишите, расставляя пропущенные разделительные и выделительные запятые. Графически оформите запись по образцу. • Прочитайте 2, 3 и 4-е предложения, сохранив в каждом из них только первый однородный член. Можно ли полно охарактеризовать Грэя, учитывая смысл предложений без однородных членов?

Понятие об однородных членах
Понятие об однородных членах
224. Вспомните, что вы знаете об однородных членах, и ответьте на вопросы. Свои ответы подтверждайте примерами.
  • Однородные члены являются одинаковыми членами предложения. (В саду росли желтые и красные цветы.)
  • Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос. (Славик добежал и сел под дерево.)
  • Однородные члены относятся к одному и тому же члену предложения. (Группа сделала привал на горе, в лесу.)
  • Все члены предложения могут быть однородными. (Оля, Света и Миша шли пешком. Дед все лето собирает грибы и рыбачит.)
  • Однородные члены не зависят друг от друга по смыслу и грамматически.
  • Связь между однородными членами выражается сочинительными союзами ми перечислительной интонацией. (Сегодня не задали по физике и химии. Елка светилась красными, синими, зелеными и желтыми огоньками).

225. Прочитайте выразительно строки из стихотворений русских поэтов XIX века, соблюдая интонацию перечисления при однородных членах. Спишите, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами, разделительные и выделительные запятые между простыми предложениями в составе сложных. • Составьте по образцу схемы однородных членов, обозначив слово, к которому они относятся.

Понятие об однородных членах
Понятие об однородных членах

226.Спишите стихотворный отрывок. Подчеркните однородные члены. Укажите (устно) характер сочинительной связи между однородными членами (союзная, бессоюзная). Расставьте пропущенные разделительные запятые. Прочитайте вслух. • Что помогает поэту изобразить отрывочные и неожиданные впечатления путешественника, проезжающего по Москве? Какие глаголы показывают, что переданы впечатления от быстрой езды? • Сколько во 2-м предложении однородных подлежащих?

Понятие об однородных членах

227. Спишите отрывок, расставляя пропущенные разделительные запятые между однородными членами. Укажите средства связи между однородными членами. Выразительно прочитайте стихотворение вслух, стараясь передать напряжённость боя.

Понятие об однородных членах

228. Составьте текст на одну из тем: «Из окна вагона» (автобуса, троллейбуса, трамвая и т. д.), «На стадионе», «На школьной перемене». Постарайтесь употребить однородные члены для создания комического эффекта, используя далёкие по значению названия предметов.

На школьной перемене

Все в школе любят перемены, и дети, и учителя, и технический персонал. На перемене все отдыхают, веселятся, развлекаются, шутят. Но все отдыхают по разному.

Начальная школа бегает, шумит, прыгает. Среднее звено дурачится, смеется, заигрывает. Старшеклассники ходят туда сюда вальяжно, медленно, вяло. Учителя, как обычно, что-то увлеченно обсуждают, рассказывают, улыбаются.

А вот техничка, что на звонках, тихонько спит и похрапывает в своем кресле.

229. В текстах научного и учебно-научного стиля однородные члены употребляются для классификации, для детального описания явлений, предметов. Спишите, расставляя пропущенные разделительные и выделительные запятые. Подчеркните однородные члены и докажите, что они помогают более точно и полно назвать вещества, которые извлекает корень из почвы. • Подчеркните грамматические основы.

Понятие об однородных членах

230. Закончите предложения с помощью однородных членов. В тексте какого стиля уместны эти предложения? Учтите, что для научных классификаций характерна полнота, исчерпанность перечисления. Удалось ли вам перечислить с помощью однородных членов все понятия, входящие в классификацию? Проверьте себя по учебнику, по лингвистическим словарям.

Основные единицы языка – это звук, слог, слово, словосочетание, предложение, текст. 2. Основные единицы синтаксиса – это предложение, словосочетание, главные члены предложения, второстепенные члены предложения, обращение, вводные слова. 3. Члены предложения – это подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство. 4. Назывные, безличные, неопределенно-личные, определенно-личные – это односоставные предложения. Языковые средства осложненного предложения – это вводные слова, вводные конструкции, однородные члены предложения, обращения. Эти предложения уместны в тексте научно-популярного или научного стиля изложения.

231. Выпишите из учебников биологии, химии, физики предложения с однородными членами, содержащие классификацию, группировку растений, животных, химических элементов, физических явлений. Проверьте правильность постановки разделительных запятых между однородными членами.
Составьте схемы предложений с однородными членами (см. образец в упр. 225). Прочитайте эти предложения вслух с интонацией перечисления.

На основании систематизирования растения объединяют в группы: царства, отделы, классы, порядки, семейства, роды и виды.

В состав земной коры входят одиннадцать основных химических элементов: кислород, кремний, алюминий, натрий, кальций, магний, калий, титан, водород, фосфор и марганец.

Все физические явления можно разделить на шесть групп: механические, электрические, магнитные, оптические, тепловые и атомные.

232. Прочитайте предложения вслух, соблюдая перечислительную интонацию. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Обозначьте значком х член предложения, к которому относятся однородные члены. С помощью условных обозначений покажите, какими членами предложения они являются.

Понятие об однородных членах

233. Вставьте на месте пропусков подходящие по смыслу однородные члены (с пояснительными словами или без них). Запишите предложения, ставя разделительные запятые между однородными членами. Составьте ещё 2—3 предложения о жизни и творчестве М. Лермонтова. Употребите в них однородные члены, если они потребуются для передачи содержания.

Понятие об однородных членах

234. Диктант. Прочитайте высказывание об А. Пушкине – собеседнике одного из его современников.
Объясните правописание пропущенных букв и употребление знаков препинания. Выделите грамматические основы простых предложений в сложном; укажите союзы, соединяющие простые предложения в сложном.
Обратите внимание на запятые между простыми предложениями в сложном!

Понятие об однородных членах

§ 40. Понятие об однородных членах