§ 42. Предложения с обращениями

ГДЗ ◄  ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 5◄

Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
Обращение произносится с особой – звательной – интонацией.

Упр. 213. Прочитайте отрывок из русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». После обращений делайте паузу ( | ) и произносите их со звательной интонацией. Каковы по цели высказывания предложения с обращениями?

Лисица от собак бежала, бежала да под пенёк в норку и ушла. Залезла в нору, отдышалась и начала спрашивать:

— Глазки, глазоньки, | что вы делали?

— Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.

— Ушки, ушки, | что вы делали?

— Мы слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.

— Ножки, ноженьки, | а вы что делали?

— Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.

— А ты, хвостище, что делал?

— Я по пням, по кустам цеплял да тебе бежать мешал. Рассердилась лиса на хвост и высунула его из норы.

— Нате, собаки, ешьте мой хвост!

Собаки ухватили лису за хвост и вытащили из норы.

Упр. 214. Прочитайте, найдите обращения. Как они выделяются в устной речи и на письме? Спишите, подчёркивая обращения.

1. Здравствуйте, Иван Фёдорович! 2. Мамочка, доброе утро! 3. Добрый день, тётя Марина! 4. Спасибо, Толя, за марки! 5. Дядя Коля! Спокойной ночи!

Предложения с обращениями
Упр. 215. Переставьте обращения в середину или в конец предложений. Прочитайте вслух получившиеся у вас предложения.

Образец Настя, ты почему не была в школе? – Ты почему, Настя, не была в школе? – Ты почему не была в школе, Настя?

1. Мама, разр..ши мне сегодня пойти на книжную выставку. 2. Ребята, не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку.

1. Мама, разреши мне сегодня пойти на книжную выставку. – Разреши мне, мама, пойти сегодня на книжную выставку. – Разреши мне сегодня пойти на книжную выставку, мама.

2. Ребята, не забудьте подготовиться к олимпиаде по русскому языку.  Не забудьте, ребята, подготовиться к олимпиаде по русскому языку. – Не забудьте  подготовиться к олимпиаде по русскому языку, ребята.

Упр. 216. Составьте предложения по схемам. (О обозначает обращение.)
1. О,? 
2. О! 
3. , о, . 
4.  , о!

  1. Мальчик, ты меня слышишь?
  2. Ребята, наши сегодня выиграли!
  3. Представляете, дети, Земля все таки вертится.
  4. Будьте бдительны, ребята! 

Упр. 217. Прочитайте русскую народную песню. В каких предложениях выделенные слова являются обращениями, а в каких – подлежащими?

Уж как я ль мою коровушку люблю.
Уж как я ль то ей крапивушки нажну.
Кушай вволюшку, коровушка моя (обращение);
Ешь ты досыта, бурёнушка моя (обращение)!
Уж как я ль мою коровушку люблю!
Сытна пойла я коровушке налью:
Чтоб сыта была коровушка (подлежащее) моя, 
Чтобы сливочек бурёнушка (подлежащее) дала. 
Упр. 218. Придумайте ситуации, когда к молодому врачу Николаю Ивановичу Рыбакову уместно обратиться, называя его:
  • Николай Иванович;
  • Николай;
  • сынок (сыночек);
  • господин Рыбаков;
  • коллега;
  • молодой человек;
  • доктор.

Составьте и запишите 2-3 предложения с обращениями. Составьте схемы.

Николай Иванович, нужно срочно измерить температуру. [0,…]

После работы, Николай, мы можем пойти в кино. [… ,0, …]

Сынок, не забудь купить хлеба! [0,..!]

Вы обязаны это выслушать! Господин Рыбаков. […!0…]

Мне нравится, коллега, ваша точность. […,0,…]

Молодой человек, пожалуйста, уступите мне место. [0,…]

Доктор, как долго мне принимать таблетки? 
[0,..?]

Упр. 219. Составьте предложения с обращениями к незнакомому человеку в следующих ситуациях:
  • вы хотите узнать дорогу;
  • вы просите продавца показать товар;
  • вы спрашиваете, который час.

Подскажите, пожалуйста, как пройти к автостанции? Будьте добры, покажите мне эти часы. Извините, не подскажете который час?

Упр. 220. Как по-разному (по фамилии, по имени и отчеству, словом с уменьшительно-ласкательной окраской) могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте 5 предложений с различными обращениями, адресованными одному лицу.

Машенька, давай я подмету пол вместо тебя. Мария Ивановна, завтра начинаем  действовать! Поздравляем тебя с юбилеем! Дорогая Маша. Госпожа Иванова, попрошу вас больше не опаздывать! Ты уже взрослая, Маша.

Прочитайте фрагменты из письма М. Горького своему сыну. Выпишите предложения с обращениями, поставьте нужные знаки препинания. Что можно сказать, судя только по этим обращениям, об отношении М. Горького к сыну?

Посылаю тебе дружище книгу «Живое слово», в ней собраны лучшие образцы русского языка… Посылаю также марки, а скоро получишь и книги. Много!
Пока до свидания! Обнимаю тебя детишка моя!

В обращениях к сыну (дружище, детишка моя) чувствуется любовь, нежность родителя к ребенку.

О Горьком есть материал на сайте Википедия.

◄ § 41                                                                                                                  § 43  ►