§46. Простые и сложные предложения

ГДЗ ◄  ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 5◄
Упр. 132. Прочитайте предложение и дополните описание его схемы.

Утка (подл.) в дудочку играет (сказ.), а утята (подл.) подпевают (сказ.). [1) – =], a [2) – =].

Это сложное предложение состоит из двух простых, которые связаны друг с другом интонацией и союзом а. В первом предложении подлежащее – утка, сказуемое – играет. Во втором предложении утята – подлежащее, подпевают- сказуемое. В конце предложения ставится точка.

Упр. 233. Расшифруйте схемы данных ниже сложных предложений по плану, приведённому в упр. 232.

1. [1) = -], и [2) = -]! Это сложное предложение состоит из двух простых, связанных интонацией и союзом и. В первом и втором простых предложениях сказуемое и подлежащее являются главными членами. В конце предложения стоит восклицательный знак.

2. [1) – =], [2) = -]. [3) – =]. Это сложное предложение состоит из трех простых, которые связаны друг с другом интонацией. В первом предложении подлежащее и сказуемое, во втором сказуемое и подлежащее, в третьем – подлежащее и сказуемое. В конце стоит точка.

3. [1) – =], когда [2) – =]? Это сложное предложение состоит из двух простых, которые связаны друг с другом союзом когда и интонацией. В первом предложении подлежащее и сказуемое, во втором подлежащее и сказуемое – главные члены. В конце стоит вопросительный знак.

4 [1) – =],  чтобы [2) =]. Это сложное предложение состоит из двух простых. Предложения связаны союзом чтобы и интонаций. В первом предложении  подлежащее и сказуемое, во втором только сказуемое – главные члены предложения. В конце стоит точка.

Упр. 234. Прочитайте отрывок из стихотворения И. Некрасова «Перед дождём». Укажите в нём простые и сложные предложения.
§46.  Простые и сложные предложения

Упр. 235. Выпишите, расставляя пропущенные знаки препинания, сначала сложные предложения, где союз а соединяет простые предложения в составе сложного, а затем простые предложения, где союз а соединяет однородные члены. Подчеркните грамматические основы и однородные члены, соединённые союзом а. Союз заключите в овал. Постройте схемы сложных предложений.

Простые и сложные предложения
Простые и сложные предложения

Упр. 236. Перед вами два простых предложения: Андрей вошёл в класс. Урок уже начался.  Попробуйте устно соединить эти простые предложения в одно целое – сложное предложение. Используйте разные союзы, подходящие по смыслу. Объясните, как влияет выбранный вами союз на смысл всего предложения.

Андрей вошел в класс, но урок уже начался. (Противопоставление.) Хотя урок уже начался, Андрей вошел в класс (уступка). Когда урок уже начался, Андрей вошел в класс (значение времени). 

Упр. 237. Составьте сложные предложения, употребляя подходящие по смыслу союзы и, а, но, что, когда, чтобы.

Простые и сложные предложения
Простые и сложные предложения

Упр. 238. В каких предложениях, данных под одним номером, союз и соединяет однородные члены, а в каких – простые предложения в составе сложного? Когда ставится запятая?.

Простые и сложные предложения
Простые и сложные предложения

Упр. 239. Прочитайте. Допишите предложения так, чтобы получился текст. Вставьте пропущенные запятые. В записанных сложных предложениях знаком I укажите границы простых предложений.

I Учитель объявилI, что класс пойдет в походI. I Мне поручили взять ведро, а моему товарищу палаткуI. I Я опасалсяI, что I в день экскурсии будет плохая погодаI, но Iсчастье нам улыбнулосьI. IУтром я увиделI, что Iсолнце ослепительно яркоеI. IЗа мной зашли товарищиI, и I мы отправились к школеI. IУчитель ждалI, когда I соберутся все ученикиI. IНо вот все в сбореI, и Iмы с песнями тронулись в путьI.

Упр. 240. Придумайте продолжение предложений и запишите получившиеся у вас предложения целиком. Не забудьте про запятые в сложных предложениях. Поставьте знак разделения | простых предложений в составе сложного. Слова-связки заключите в овал.

Простые и сложные предложения
Простые и сложные предложения

Упр. 241. Рассмотрите рисунки. Где находятся весёлые свинки? Напишите рассказ о том, что с ними произошло. Не забудьте, что вы можете использовать сложные предложения в своём сочинении.

Жили-были две свинки, больше всего на свете они любили купаться в грязных лужах. Но вот уже неделю стояла сухая жаркая погода, и все лужи испарились. Свинки решили идти к речке, но вдруг набежали тучи, подул ветер и начался дождь. Свинки очень обрадовались дождю, и весело под ним играли. Та свинка, что была с зонтом осталась грязной, а другая дождем была вымыта.