8 сентября – День грамотности

Ниже представлена методическая разработка для старшеклассников, для среднего звена школы – на предыдущей странице (там же материал об истории праздника и интересные факты, посвященные международному Дню грамотности).
Сценарий мероприятия может быть использован при проведении внеурочных занятий, классных часов и тематических уроков.
Сценарий игры заимствован из Методических рекомендаций по подготовке и проведению внеклассного мероприятия «Неделя русского языка», Бурова Н.В., государственное образовательное профессиональное учреждение Ярославской области Угличский механико-технологический колледж.
Содержание
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС (для учащихся 5-11 классов)
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Команды путешествуют по различным станциям в соответствии со своим маршрутным листом. На станциях они выполняют различные задания, связанные с русским языком: его историей, правилами и нормами языка, устным творчеством русского народа и т. п.
В маршрутном листе отмечается время, потраченное на выполнение заданий и оценка, которую получает команда: отлично, хорошо, удовлетворительно.
Состав команд – 5 человек, количество команд – по числу групп участников. Маршрут определяется жеребьёвкой. На станциях находится по 2 судьи. Время выполнения задания 7-10 минут. После того, как время истекло, команда покидает станцию.
Станция «АХИЛЛЕСОВА ПЯТА, ИЛИ ОРФОЭПИЧЕСКАЯ»
Выполняются задания, связанные с орфоэпическими умениями. Оценивается правильность выполненных заданий.
Задание поставьте ударение в словах: АВГУСТОВСКИЙ, АЭРОПОРТЫ, БАЛОВАТЬ, БАРЖА, ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ, ВЕТЕРИНАРИЯ, ГАЗОПРОВОД, ДОГОВОР, ЗАВИДНО, ИКОНОПИСЬ, КАТАЛОГ, КРАСИВЕЕ, ОТКУПОРИТЬ, ПОЗВОНИТ, ЩАВЕЛЬ.
Станция «ТЕМНЫЙ ЛЕС, ИЛИ ГРАММАТИЧЕСКАЯ»
Выполняются задания, связанные с грамматическими и орфографическими умениями. Оценивается правильность и количество выполненных заданий.
Задания: определите род существительных: рояль, мозоль, тюль, протеже, кенгуру, вуаль, МИД, авеню, Килиманджаро, лазурь, кофе.
Запишите под диктовку предложение: На дощатой террасе, близ конопляника, вдова небезызвестного подьячего, Веснушчатая Агриппина Саввична, потчевала исподтишка коллежского Асессора Аполлона Филипповича винегретом и разными яствами под аккомпанемент аккордеона и виолончели.
Найдите ошибку в предложениях и предложите верный вариант.
- Садясь тебе писать письмо, меня переполняет нежность.
- Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пятью пассажирами.
- Такое домище: где же тут человека найдешь?
Образец правильного выполнения:
Определите род существительных:
Рояль (м. р), мозоль(ж. р), тюль (м. р), протеже (м. и ж. р), кенгуру (м. р), вуаль (ж.р), МИД (м.р), авеню (ж.р), Килиманджаро (м. р), лазурь (ж. р), кофе(м. р).
Найдите ошибку в предложениях и предложите верный вариант.
- Садясь тебе писать письмо, меня переполняет нежность.
- Ошибка: неправильное использование форм слов при деепричастном обороте
- Варианты правки: Садясь тебе писать письмо, я переполняюсь нежностью.
- Когда сажусь тебе писать письмо, меня переполняет нежность.
- Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пятью пассажирами.
- Ошибка: неправильное склонение количественного числительного.
- Верный вариант: Прибыл поезд с двумястами шестьюдесятью пятью пассажирами.
- Такое домище: где же тут человека найдешь?
Ошибка: в словосочетании «такое домище» неправильно определен род существительного, «домище» относится к мужскому роду. Верный вариант: Такой домище: где же тут человека найдешь?
Станция «ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ, ИЛИ ЛЕКСИЧЕСКАЯ»
Выполняются задания, связанные с толкованием слов, фразеологизмов, историей возникновения некоторых фразеологизмов и «крылатых выражений». Оценивается правильность и количество выполненных заданий.
Задание: объясните значение и происхождение фразеологизмов:
- ФИЛЬКИНА ГРАМОТА
- БИТЬ БАКЛУШИ
- ЖИТЬ НА ШИРОКУЮ НОГУ
- КРИЧАТЬ ВО ВСЮ ИВАНОВСКУЮ
- ЕСТЬ ЕЩЁ ПОРОХ В ПОРОХОВНИЦАХ
Образец правильного выполнения: Филькина грамота Выражение это царского происхождения. Автор его – царь Иван Грозный (четвёртый). Для усиления своей самодержавной власти Иван Грозный ввёл опричнину, наводившую ужас на всё государство.
Не мог примириться с разгулом опричников и митрополит Московский Филипп. С своих многочисленных посланиях к царю (грамотах) он стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину.
Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты – филькиными грамотами. За смелые обличения Грозного и его опричников митрополит Филипп был заточён в Тверской монастырь, где его задушил Малюта Скуратов.
Выражение филькина грамота укоренилось в народе. Так говорят о документах, не имеющих юридической силы, и о невежественных, безграмотно составленных документах.
Бить баклуши – бездельничать. В старину означало разбивать осиновый чурбан на баклуши(чурки) для изготовления из них ложек, поварешек и других мелких изделий, т.е. делать очень несложную работу Жить на широкую ногу – жить с размахом.
В 14 веке в Западной Европе знатность определялась длиной башмака. Башмак дворянина был в полтора фута, башмак барона – в два фута, а башмак князя – в два с половиной фута. Таким образом, по башмаку можно было узнать самого знатного.
Кричать во ивановскую – это значит кричать очень громко. Это выражение связано с московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки – оглашали указы, распоряжения и другие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
Есть ещё порох в пороховницах – это выражение из повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”, оно стало крылатым и означает: есть ещё отвага, мужество, энергия, запас душевных сил. “А что, паны, – сказал Тарас, перекликнувшись с куренными, – есть ещё порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли козаки?” “Есть ещё, батько, порох в пороховницах. Не ослабела ещё козацкая сила: ещё не гнутся козаки!” Трижды задаёт казакам Тарас во время битвы с поляками. И даже тогда, когда уже сильно поредели козацкие ряды и многих храбрых воинов недосчитывалось казацкое войско, неслось ему в ответ: “Есть ещё порох в пороховницах!”