8 сентября – День грамотности

8 сентября - День грамотности

Ниже представлена методическая разработка для старшеклассников, для среднего звена школы – на предыдущей странице (там же  материал об истории праздника и интересные факты), посвященная международному Дню грамотности. Разработка может быть использована при проведении внеурочных занятий, классных часов и тематических уроков. Сценарий заимствован из Методических рекомендаций по подготовке и проведению внеклассного мероприятия «Неделя русского языка», Бурова Н.В., государственное образовательное профессиональное учреждение Ярославской области Угличский механико-технологический колледж.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕСС (для учащихся 5-11 классов)

ПРАВИЛА ИГРЫ:

Команды путешествуют по различным станциям в соответствии со своим маршрутным листом. На станциях они выполняют различные задания, связанные с русским языком: его историей, правилами и нормами языка, устным творчеством русского народа и т. п. В маршрутном листе отмечается время, потраченное на выполнение заданий и оценка, которую получает команда: отлично, хорошо, удовлетворительно.

Состав команд – 5 человек, количество команд – по числу групп участников. Маршрут определяется жеребьёвкой. На станциях находится по 2 судьи. Время выполнения задания 7-10 минут. После того, как время истекло, команда покидает станцию.

Станция «АХИЛЛЕСОВА ПЯТА, ИЛИ ОРФОЭПИЧЕСКАЯ»

Выполняются задания, связанные с орфоэпическими умениями. Оценивается правильность выполненных заданий.

Задание поставьте ударение в словах: АВГУСТОВСКИЙ, АЭРОПОРТЫ, БАЛОВАТЬ, БАРЖА, ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ, ВЕТЕРИНАРИЯ, ГАЗОПРОВОД, ДОГОВОР, ЗАВИДНО, ИКОНОПИСЬ, КАТАЛОГ, КРАСИВЕЕ, ОТКУПОРИТЬ, ПОЗВОНИТ, ЩАВЕЛЬ.

Станция «ТЕМНЫЙ ЛЕС, ИЛИ ГРАММАТИЧЕСКАЯ»

Выполняются задания, связанные с грамматическими и орфографическими умениями. Оценивается правильность и количество выполненных заданий.

Задания: определите род существительных: рояль, мозоль, тюль, протеже, кенгуру, вуаль, МИД, авеню, Килиманджаро, лазурь, кофе.

Запишите под диктовку предложение: На дощатой террасе, близ конопляника, вдова небезызвестного подьячего, Веснушчатая Агриппина Саввична, потчевала исподтишка коллежского Асессора Аполлона Филипповича винегретом и разными яствами под аккомпанемент аккордеона и виолончели.

Найдите ошибку в предложениях и предложите верный вариант.

  • Садясь тебе писать письмо, меня переполняет нежность.
  • Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пятью пассажирами.
  • Такое домище: где же тут человека найдешь?

Образец правильного выполнения:

Определите род существительных:

Рояль (м. р), мозоль(ж. р), тюль (м. р), протеже (м. и ж. р), кенгуру (м. р), вуаль (ж.р), МИД (м.р), авеню (ж.р), Килиманджаро (м. р), лазурь (ж. р), кофе(м. р).

Найдите ошибку в предложениях и предложите верный вариант.

  • Садясь тебе писать письмо, меня переполняет нежность.
  • Ошибка: неправильное использование форм слов при деепричастном обороте
  • Варианты правки: Садясь тебе писать письмо, я переполняюсь нежностью.
  • Когда сажусь тебе писать письмо, меня переполняет нежность.
  • Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пятью пассажирами.
  • Ошибка: неправильное склонение количественного числительного.
  • Верный вариант: Прибыл поезд с двумястами шестьюдесятью пятью пассажирами.
  • Такое домище: где же тут человека найдешь?

Ошибка: в словосочетании «такое домище» неправильно определен род существительного, «домище» относится к мужскому роду. Верный вариант: Такой домище: где же тут человека найдешь?

Станция «ЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГ, ИЛИ ЛЕКСИЧЕСКАЯ»

Выполняются задания, связанные с толкованием слов, фразеологизмов, историей возникновения некоторых фразеологизмов и «крылатых выражений». Оценивается правильность и количество выполненных заданий.

Задание: объясните значение и происхождение фразеологизмов:

  • ФИЛЬКИНА ГРАМОТА
  • БИТЬ БАКЛУШИ
  • ЖИТЬ НА ШИРОКУЮ НОГУ
  • КРИЧАТЬ ВО ВСЮ ИВАНОВСКУЮ
  • ЕСТЬ ЕЩЁ ПОРОХ В ПОРОХОВНИЦАХ

Образец правильного выполнения: Филькина грамота Выражение это царского происхождения. Автор его – царь Иван Грозный (четвёртый). Для усиления своей самодержавной власти Иван Грозный ввёл опричнину, наводившую ужас на всё государство.

Не мог примириться с разгулом опричников и митрополит Московский Филипп. С своих многочисленных посланиях к царю (грамотах) он стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину.

Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты – филькиными грамотами. За смелые обличения Грозного и его опричников митрополит Филипп был заточён в Тверской монастырь, где его задушил Малюта Скуратов.

Выражение филькина грамота укоренилось в народе. Так говорят о документах, не имеющих юридической силы, и о невежественных, безграмотно составленных документах.

Бить баклуши – бездельничать. В старину означало разбивать осиновый чурбан на баклуши(чурки) для изготовления из них ложек, поварешек и других мелких изделий, т.е. делать очень несложную работу Жить на широкую ногу – жить с размахом.

В 14 веке в Западной Европе знатность определялась длиной башмака. Башмак дворянина был в полтора фута, башмак барона – в два фута, а башмак князя – в два с половиной фута. Таким образом, по башмаку можно было узнать самого знатного.

Кричать во ивановскую – это значит кричать очень громко. Это выражение связано с московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки – оглашали указы, распоряжения и другие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

Есть ещё порох в пороховницах – это выражение из повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”, оно стало крылатым и означает: есть ещё отвага, мужество,  энергия, запас душевных сил. “А что, паны, – сказал Тарас, перекликнувшись с куренными, – есть ещё порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли козаки?” “Есть ещё, батько, порох в пороховницах. Не ослабела ещё козацкая сила: ещё не гнутся козаки!” Трижды задаёт казакам Тарас во время битвы с поляками. И даже тогда, когда уже сильно поредели козацкие ряды и многих храбрых воинов недосчитывалось казацкое войско, неслось ему в ответ: “Есть ещё порох в пороховницах!”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *