Бишкильский фарфоровый завод

Работа представляет собой краткий очерк истории Бишкильского фарфорового завода, написанный на основе воспоминаний работников завода: Леоновой Галины Максимовны и Ковязиной Натальи Алексеевны, а так же с использованием материалов периодической печати 70-х – 90-х гг. 20в., в частности, газеты “Южноуралец”. В работе затронуты некоторые вопросы технологического цикла производства фарфоровой посуды. Работа опубликована в Краеведческом сборнике Чебаркульского района: сборник краеведческих работ. – Челябинск: ООО «Могут», 2017. Авторы:  Фаттахова А., Подпорина А.

Бишкильский фарфоровый завод

Исследовательский проект. Бишкильский фарфоровый завод

В 1938г. правительство РСФСР постановило открыть завод по производству стекла в п. Бишкиль, Чебаркульского района, Челябинской области. В начале Великой Отечественной войны из западных районов СССР на Урал были эвакуированы сотни промышленных предприятий. 18 ноября 1943г. на базе  Московского фарфорового завода в Бишкиле был открыт завод по производству посуды из фаянса и фарфора, первым руководителем предприятия был Михеев В.В.  Завод просуществовал более пятидесяти лет.

Леонова Галина Максимовна вспоминает, что впервые годы  завод выпускал тарелки и селедочницы. В 1964 году было налажено производство чайных сервизов. Продукция отличалась высоким качеством и эстетическими характеристиками. До сих пор в домах наших односельчан можно встретить бишкильскую посуду. 

Исследовательский проект. Бишкильский фарфоровый завод

В 60 – 80 -е гг.  завод выпускал разнообразные изделия из фарфора, которые пользовались спросом не только у нас в стране, но и за рубежом. В частности чайные сервизы экспортировались в Восточную Европу. В апреле 1999 года в газете “Южноуралец”  вышла большая статья Ивана Роя, посвященная Бишкильскому фарфоровому заводу. В ней автор говорит, что собственными глазами видел продукцию завода в торговых сетях Москвы, в аэропорту “Внуково” и даже на ВДНХ  (Выставке Достижений Народного Хозяйства). В статье также рассказывается о тружениках предприятия заместителе директора по производству Галине Ивановне Попутниковой, мастере Галине Максимовне Леоновой, формовщицах Галине Ивановне Черновой, Раисе Николаевне Акимовой. Иван Рой с благодарностью вспоминает о том, что именно бишкильские мастера сделали подарок газете на юбилей – бокалы с золочеными надписями: “Южноуральцу” – 50 лет”.

Исследовательский проект. Фарфоровый завод, сотрудники

В 70 – 80 -е гг. Бишкильский фарфоровый завод переживал расцвет. По воспоминаниям Леоновой Г.М. , не смотря на тяжелые условия труда (из-за сквозняков работники часто простужались),  коллектив работал слаженно и с большой отдачей. В районной газете было несколько публикаций о фарфоровом производстве. Так в 1982 г. в “Южноуральце” вышла небольшая заметка  о производственной жизни завода: “на живописном участке проходит отделка всей изготавливаемой в Бишкильском фарфором цехе посуды. Здесь хорошо трудятся переводчики рисунков М.Х.Байкалова, Т.Ф.Габидулина, В.П.Савинова (на снимке.) А на переработке много лет работают Л.С.Вараксина, и Н.А.Ковязина.   Фото В.Прутова. В 1984г. в районной газете была опубликована заметка В. Антоненко о хорошей работе бригады переборщиков посуды. В ее обязанности входила проверка чашек, блюдец, чайников и комплектация чайных сервизов. В заметке отмечены Л. Вараксина, Н. Ковязина, Н. Лучкина, С. Валиулина, Г. Бабанова, А. Юсупова (на фото), как квалифицированные работники и неоднократные победители соцсоревнований.

Исследовательский проект.  Фарфоровый завод

В разгар экономического кризиса, охватившего страну в1989 г. завод был передан в управление Чебаркульскому  ремонтно-механическому заводу. В этом же году в газете “Южноуралец” вышла заметка:

“мы неоднократо писали о Бишкильском фарфором заводе. Здесь выпускали чайные сервизы. Правда, сейчас предприятие переживает не лучшее время. То одного нет, то другого. Оборудование все изношено. Поэтому часты остановки. Но все-таки здесь думают о лучшем. Стараются ввести в производство новую посуду, восстановили ручную роспись. Так что попьем еще чайку из бишкильских чашек”.

Исследовательский проект.  Фарфоровый завод

На снимках: живописец А.Ковязин;  М.Леонова также работает в живописном участке. Фото В.Антоненко.

             В 1995г. предприятие с полувековой историей было закрыто. Иван Рой пишет в своей статье, что работники завода винят в произошедшем, московские власти конца 80-х – начала 90-х гг., которые не сумели спасти экономику страны от развала. Такой же точки зрения придерживаются и наши сегодняшние респонденты, ветераны фарфорового производства Ковязина Н.А. и ЛеоноваГ.М.

Технология производства  на Бишкильском фарфоровом заводе

Исследовательский проект. Схема завода

Ковязина Наталья Алексеевна свидетельствует, что завод был небольшим, на нем  в 70-е гг. в период его расцвета работало 40 человек. Здание завода было двухэтажным, в нем располагались шесть цехов: 1) Массозаготовительный; 2) Формовочный: 3) Литейный: 4) Живописный: 5) Горновой: 6) Сортировочный.

            Глину  привозили на завод с Украины. В массо-заготовительном цехе распускали (растворяли) глину в лопастных мешалках и очищали ее от примесей, так готовилось   сырье для будущей посуды. В формовочном и литейном цехах из этой массы делали посуду (придавали форму). Существует несколько способов формования изделия:

  • свободное формование на гончарном круге;
  • пластическое формование ручным оттиском в форме;
  • пластическое формование во вращающейся гипсовой форме с помощью формующего шаблона или ролика;
  • формование сосуда способом кругового налепа,
  • формование способом шликерного литья в гипсовые формы. 

На Бишкильском заводе использовался в основном второй и третий способы.

Исследовательский проект. Сотрудники завода

Следующий этап производства – это обжиг, посуду ставили в кадочки и обжигали в горновой печи при температуре 1000 – 1200 градусов. Затем на керамику накладывалась глазурь. После этого посуда отправлялась в сортировочный цех, где сортировалась по сортам 1,2,3,4.

Исследовательский проект. Сотрудники завода

В живописном цехе на изделия наносился рисунок либо ручным способом, либо накладыванием переводок.  Заключительный этап – это обжиг в муфельной печи при температуре 600 – 800 градусов для закрепления рисунка и глазури.

            В конце производственного цикла посуда вновь возвращалась на сортировку, упаковывалась и отправлялась в торговые сети.

Заключение

            В данной работе предпринята попытка описания некоторых эпизодов истории Бишкильского фарфорового завода и характеристика производственных процессов.

            Во второй половине 20в.  завод являлся важной составной частью экономики не только Чебаркульского района и Челябинской области, но и всей страны в целом, его продукция пользовалась спросом на всей территории СССР и даже за рубежом. Об этом свидетельствуют образцы продукции завода, которые до сих пор служат нашим землякам в быту.  Коллектив предприятия состоял из нескольких десятков человек. Все они с теплотой вспоминают время, когда завод работал и выпускал продукцию, когда у работников завода был стабильный заработок и их семьи ни в чем не нуждались. На рубеже 80-90-х гг. пришли смутные времена, и завод закрылся, многие из рабочих предприятия даже не успели доработать до пенсии.

            В настоящее время правительство России предпринимает меры по развитию малого бизнеса в стране.  Процесс производства фарфоровых изделий не так уж и сложен, и не требует огромных капиталовложений. Почему бы не возродить производство керамики в Бишкеле? Остались специалисты, которые могли бы помочь в налаживании нового производства. Для поселка, где проживают около 3 тысяч человек 20 – 30 рабочих мест могут сыграть большую социальную роль.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *