1. Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ история России 6 кл. Андреев◄
§ 1. Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины
§ 1. Древнейшие люди на территории Восточно-Европейской равнины
Вопрос: Что заставляло древнего человека двигаться с места вместе с ледяными щитами?

Вместе с ледяными щитами начинали свое движение животные, от которых защищались древние люди. Именно движение животных спровоцировало людей двигаться на север.

Вопрос: Почему период истории, когда предки современного человека появились на территории Восточной Европы, назвали каменным веком, а не костяным?

Это связано с тем, что в это время орудия древние люди изготовляли из камня.

Вопрос: Почему степи ледникового периода называют мамонтовыми?

Потому что мамонты передвигались по степям ледникового периода в поисках пищи.

Вопрос: Как вы можете объяснить исчезновение крупных животных после окончания ледниковой эпохи?

С течением времени первобытные охотники почти полностью истребили крупных животных, которые в поисках питания подстраивались под изменяющийся климат (зима – шли на юг, чтобы можно было найти траву под снегом, а летом – шли на север, чтобы спастись от насекомых).

Вопрос:.Как изменение природных условий в эпоху неолита повлияло на животный мир и поведение древнего человека?

Хвойные леса разрослись, а широколиственные, напротив, сократились, уменьшились травяной покров и заросли кустарника, служившие основным источником питания для травоядных животных. Человек начал подкармливать диких животных. Некоторых из них позднее он смог приручить.

Для этого необходимо было научиться накапливать запасы растительных кормов — молодых побегов и травы (текст учебника на стр. 14).

Вопрос: Какие изменения в жизни людей принято называть неолитической революцией?

Неолитическая революция – это переход от присваивающего хозяйства к производящему.

До неолитической революции человек присваивал дары природы – собирательство, охота, рыбная ловля. После нее он сам начал производить необходимые ему блага – животноводство, земледелие.

Вопрос: В чём отличия образа жизни земледельцев от хозяйственной и бытовой жизни кочевников?

Для земледельцев характерен оседлый образ жизни, необходимы для ведения земледелия. Кочевники же занимались скотоводством, что требовало постоянных передвижений в поисках лучших пастбищ для выпаса скота.

Вопрос: Каким образом использование железа изменило жизнь древних людей?

Древние люди научились обрабатывать железо, что повлекло за собой изготовление из этого материала орудий груда и оружия, которые были более долговечны и крепки.

Вопрос: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы.
  • 1) можно ли говорить о том, что в ледниковый, период человек жил трудной, но достаточно спокойной и предсказуемой жизнью?
  • 2) Почему таяние ледника заставило человека быть находчивым и инициативным?

1) Действительно, у человека была трудная жизнь: ему приходилось подстраиваться под природные катаклизмы и явления, выживать в сложном и суровом климате, добывать себе пропитание.

Жизнь его не была спокойной и предсказуемой, т.к. ему было необходимо рисковать своей жизнью каждый день (охота, морозы, болезни), а от явлений природы зависел его завтрашний день: он мог резко уйти с насиженного места, потому что животные двинулись на север в поисках пищи. Человек каждый день искал способы выжить в трудных условиях в связи с чем мог измениться привычный образ
жизни и ее распорядок.

2) Таяние ледников влекло за собои изменение погоды, гнало животных за пропитанием. Человеку приходилось подстраиваться под внешние изменения, придумывать новые способы и методы охоты (изменение орудия охоты), приручение собаки. Все эти трудности помогли человеку не только выживать в природе, но и преображать ее, делать мир вокруг себя удобнее.

Вопрос: Рассмотрите иллюстрацию на с. 12 и ответьте на вопросы.
  • 1) Опишите ее, используя полученные знания.
  • 2) Чему должны учиться дети каменного века? Чем они могли быть полезны взрослым в сложных природных условиях ледникового периода?
  • 3) Напишите небольшой рассказ о детях со стоянки Сунгирь, начните его так: «Когда охотники ушли на большую охоту, детям и женщинам была поручена непростая работа…»

1) Тяжелый климат делал человек той эпохи по-настоящему сильным и крепким, готовым к любым испытаниям. Он
носил теплую кожаную и меховую одежду, сделанную из.убитых им
животных (мамонты, шерстяные носороги, олени), потому что они
сохраняли тепло и не давали человеку замёрзнуть в эпоху ледникового периода.

Его лицо покрывала густая растительность (волосы, борода, усы), которые сохраняли лицо от холодных ветров и снега. _ копье также было сделано из останков животных (кости, зубы), способное поразить крупного животного, В эпоху каменного века оружие (рабочие части оружия) были изготовлены из кусочков кремневых пластин, в эпоху железного века он начал активно использовать железо для изготовления орудия и оружия.

Дети того времени были похожи на взрослы и в одежде и внешне, их главное .отличительной чертой был невысокий рост, худощавость и
отсутствие растительности на лице.

2) Дети каменного века должны были с раннего возраста учиться выживать в тех условиях, что окружали их, вырабатывать навыки для дальнейшей взрослой жизни. Мальчики каменного века с раннего возраста начинали обучение охоте, девочки же помогали матерям и женщинам рода по хозяйственным делам: готовили еду, шили вещи, хранили огонь в очаге.

3) Когда охотники ушли на большую охоту, детям и женщинам была поручена непростая работа по охране поселения от набегов других родов, обработки мяса и шкур убитых животных, сохранение огня в очаге, чтобы не замерзнуть на холоде. Необходимо было молиться своим богам и просить их помощи для мужчин, которые отправились за добычей на большую охоту.

Мальчики рода занимались изготовлением кремневого оружия для своих первых походов на большого зверя, а также отрабатывали навыки ведения боя со зверем, которым их учили отцы. Девочки подле матерей учились обрабатывать мясо, готовить сытную пищу для всех членов рода, также они обучались обработке меха и кожи, чтобы потом сшить теплые вещи, защищающие их в холодное время года.

Нельзя забывать и про плетение бус из зубов и костей животных. Долгими темными и холодными вечерами женщины и дети всматривались на север, откуда должны были вернуться мужчины с добычей, которая поможет им выжить во время ледниковой эпохи.

Вопрос: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями:
  • 1) железный век на территории Восточно-Европейской равнины;
  • 2) неолит, период перехода от присваивающего хозяйства к производящему;
  • 3) малый ледниковый период;
  • 4) похолодание ледниковой эпохи;
  • 5) начало Великого оледенения;
  • 6) мезолит, начало таяния ледника;
  • 7) появление первых людей на территории Восточно-европейской равнины, начало нижнего палеолита.

Ответ:

1) I тысячелетие до н.э.
2) 8-3 тысяч лет назад
3) IV тыс. до н.э. 9
4) 13 тысяч лет назад
5) 2 млн. лет назад
6) 11-8 тысяч лет назад
7) 40 тысяч лет назад.

Вопрос: выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Можно ли говорить о том, что
главным воспитателем древнего человека была природа, именно она превратила его в борца, первооткрывателя и изобретателя?

Ответ на главный вопрос урока на мой взгляд, звучит как: «Человек ответил на все вызовы окружающего мира и благодаря этому научился не только выживать в природе, но и преображать ее». Действительно, человек смог- выжить в тяжелых погодных условиях, в борьбе за пропитание и тепло.

Ему помогла его находчивость и инициативность, благодаря которой он создавал теплую одежду, ел свежее мясо, преображал и улучшал орудие труда и оружие для охоты. Он смог перейти от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему, смог приручить животных, которые помогали ему на охоте (собаки) и кормили его.

Постепенно он начал вести оседлый образ жизни, что повлияло на окружающую его среду: он стал обрабатывать землю, сеять сельскохозяйственные культуры, заниматься скотоводством. Природе не удалось подчинить себе человека, но и человеку не удалось подчинить себе ее, поэтому они начали жить в гармонии, помогаю друг другу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.