ГДЗ. Русский язык. Ладыженская, 5

ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 5 кл. ◄

§ 21 Имя прилагательное

ГДЗ Русский язык Ладыженская 5
Упр. 102. Сравните два текста. В каком из них наиболее ярко описан сад в конце лета? Чем это достигается.  На какие вопросы отвечают выделенные прилагательные?

1.    Август — ещё лето, но уже и не лето, пчёлы прилетают всё реже, цветы уже отцвели, а флоксы с их запахом не влекут к себе. Серёжки мяты тоже без запаха.

2.    Август — ещё лето, но уже и не лето, пчёлы прилетают всё реже, медоносные цветы уже отцвели, а флоксы с их соломенно-травянистым запахом не влекут к себе. Пушистые сиреневые серёжки мяты тоже без запаха.

(В. Лидин)

Ответ. Наиболее ярко описан сад во втором тексте. Достигается это с помощью прилагательных. )Какие?) – Медоносные цветы. С их (каким?)  соломенно-травянистым запахом. (Какие?)  Пушистые сиреневые серёжки мяты. 

Упр. 103. Составьте небольшой текст, в котором с помощью имён прилагательных вы опишете осенние деревья, кустарники, цветы, травы и т. д. Подчеркните в тексте прилагательные волнистой чертой.
ГДЗ русский язык Ладыженская 5
Упр. 104.Спишите, согласуя прилагательные с существительными. Какое вопросительное слово помогает определить безударные окончания имён прилагательных?

В (дальний) походе; с (неожиданная) радостью; на (розоватые) облаках 3; к (раскидистая) ели; на (могучий) дубе; под (кудрявая) берёзкой; из-за (мрачная) тучи.

Ответ. В дальнем (каком походе?) походе; с  неожиданной 
(какой радостью?) радостью; на  розоватых  (каких облаках?) облаках; к  раскидистой (какой ели?)  ели; на могучем (каком дубе?) дубе; под кудрявой (какой березкой?) березкой; из-за мрачной (из-за какой тучи?) тучи.

Упр. 105. Спишите. Обозначьте падеж выделенных существительных. Пользуйтесь вопросами, дописывая окончания прилагательных.
  • 1. Ранним летним утром (тв. п) (каким утром?) приятно побродить по лесу, подышать чистым, свежим  (тв. п) (каким воздухом?)  воздухом.
  • 2. С раннего утра (род. п) (какого утра?) и до поздней ночи
     (какой ночи?) слышится чудесное пение (им. п.) (какое пение?) лесных птиц (каких птиц?).
  • 3. Белка взобралась на верхнюю ветку (какую ветку?) ели (вин. п.) и исчезла в зелёной  хвое (предл. п.) (какой хвое?).
  • 4. В прозрачном воздухе  (предл. п.) (каком воздухе?) при ярком свете (предл. п.) (каком свете?) солнца речка кажется серебряной лентой, (тв. п.) (какой лентой?) а луг — праздничным ковром (тв. п.) ( (каким ковром?).
Упр. 106. Озаглавьте текст Ю. Нагибина. Определите его стиль. Спишите, обозначая падеж прилагательных.  Подчеркните главные члены в первых двух предложениях.

Лес в полном смысл., звенел. Я узнавал тонк.., остр., свист синиц, клацанье дроздов, тревожн.. переклики сорок3.

Стройная, изящная птичка сидела на верхушк.. молодой ел.., на её светл.. вертикальн.. побег.., и заливалась так самозабвенно, что подпустила меня вплотную. А когда, наконец, заметила меня, то перелетела на соседи., ёлочку, опять на самую маковку. Жаль, я не знал, что это за птичка.

Ответ.  Пение птиц в лесу.

Стиль текста – художественный.

Упр. 107. Прочитайте первое четверостишие из стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога». Найдите однокоренные слова. Выпишите их со словами, к которым они относятся.
  • Сквозь волнистые туманы
  • Пробирается луна,
  • На печальные поляны
  • Льёт печально свет она.
Упр. 108Составьте два предложения с любыми из выделенных однокоренных слов (одно – с прилагательным, другое – с наречием).

Высокие (какие?) горы грозно нависали над городом. Высоко (как?) в небе беззвучно пролетел реактивный самолет.

За кулисами раздалась звонкая (какая?) песня. Актеры звонко (как?) запели песню.

Упр. 109. Любите ли вы ходить в лес? собирать грибы и ягоды? Посмотрите, как изобразил лето художник А. Пластов на картине «Летом» (см. репродукцию в конце учебника). Что прежде всего привлекло ваше внимание?

Рассмотрите картину более внимательно. Опишите всех, кого нарисовал художник. Где расположились грибники? Почему они выбрали это место? С помощью чего художник показал нам, что стоит солнечный, тихий день? Опишите (устно или письменно) картину. Используйте, если нужно, в своём сочинении слова, помещённые в рамке.

Ответ. На картине Пластова А. А. изображены крестьянки – бабушка и девочка. Они устали собирать грибы и ягоды и решили отдохнуть в тени под, деревьями. Крестьянки отдыхают на фоне прекрасной природы. Бабушка уснула,  девочка плетет венок. Хозяек терпеливо ждет верный пес. Он положил голову на лапы и тоже отдыхает.

Упр. 110. Диктант (см. памятку на с. 169). Обозначьте падеж имён существительных.

Пахать землю (вин. п.), на соседнем огороде (предл. п.), участвовать в уборке урожая (предл. п.) , выезжает на комбайне (предл. п.) , в серьёзной брошюре (предл. п.) , раздаваться в вышине (предл. п.) , соловьиную трель (вин. п.), налево по туристской тропе (дат. п.) ,  продвигаться вперёд сквозь чащу (род. п.) , жалеть ребёнка  (род. п.), о неуклюжем косолапом медведе (предл. п.), трусливом зайце (предл. п.)   и ловкой обезьяне  (предл. п.) , по щучьему веленью  (дат. п.) , наливные яблоки  (им. п.) на ветке, тяжёлые колосья 
 (им. п.)  пшеницы.