ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 5 кл. ◄
§ 23 Основная мысль текста
Упр.115. Прочитайте фрагмент стихотворения Ю. Мориц. Какова тема текста, т. е. о чём в нём говорится? Какова его основная мысль?

Пузатый чайник знаменит
В любое время года,
Особенно когда стоит
Неважная погода.
Пых-пых, горячий вкусный чай
Разгонит скуку и печаль.
Он — с мёдом, он — с вареньем,
С чудесным настроеньем!
Тема – текста: чаепитие всегда, в любое время года создает прекрасное настроение.
Упр. 116. О чём говорится в тексте, какова его тема? Что значит порядочный человек, по мнению Ю. Яковлева? Найдите предложения, в которых автор выражает эту основную мысль.
ПОРЯДОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? И задумывался ли ты над тем, что означает слово «порядочный»?
Может быть, человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает по комнате свои вещи, вовремя приходит на работу или в школу? <…>
Да, корень этого слова «порядок». Но речь идёт не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок — верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди.
Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное русское слово. И живи так, чтобы люди говорили про тебя: «Это порядочный человек».
Основная тема текста порядочность человека. По мнению автора она заключается в таких качествах, как “верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной”.
Упр. 117. Прочитайте заметку в школьную газету и замечания редактора. Раскрыта ли в заметке основная мысль, отражённая в заголовке?
Отредактируйте заметку – при её название.
Интересная встреча | Замечания редактора |
1 Недавно на встречу с нами мы пригласили наших родителей и Витиного дедушку, ветерана труда. Мы показали на выставке, 2 3 что мы умеем делать. Витин дедушка нас похвалил и сказал: «Среди вас не должно быть белоручек. Надо уметь всё делать своим руками». Когда мы стали читать стихи и петь 4 песни, все зашумели. Было скучно, и время тянулось долго-долго. Очень хотелось домой. Наконец нас отпустили, и мы весело побежали в раздевалку. этом вы можете оставить или заменить | 1 Когда именно состоялась встреча? 2 Что же было на выставке? Как ребята показывали свои изделия? 3 Что привлекло внимание гостей? 4 Может быть, об этом надо написать как-то иначе или совсем не писать, если заметка называется «Интересная встреча»? |
Интересная встреча
В понедельник наш класс организовал встречу с ветеранами труда. На классный час были приглашены наши шефы и дедушка Вити. Мы показали гостям выставку поделок, которые сделали своими руками. Им очень понравились наши работы. Витин дедушка сказал: ” Среди вас не должно быть белоручек. Надо уметь всё делать своим руками». В завершении классного часа мы устроили для гостей концерт, пели песни и читали стихи. Ребятам и приглашенным было интересно.
Упр. 118. Тема предстоящего сочинения – «Летние радости».
Напишите рассказ, озаглавьте его. Если сумеете, проиллюстрируйте свой текст (т. е. сделайте к нему рисунки). Вы можете воспользоваться эпиграфом – высказыванием Н. Сладкова: «Летом дни дпинные-длинные, и радости в них — с утра до вечера!»
Вы проводите день на реке, купаетесь до посинения, загораете до черноты! Ходите в лес за ягодами. А какие цветы на лугу! Бабочки на цветах! И вдруг налетает гроза – гром и молния! А походы, ночёвки, костёр и уха! Конечно, есть и другие летние радости: подружились с интересным человеком, научились плавать, прочли удивительную книгу, побывали в увлекательном путешествии, спасли ежонка… Разве можно всё назвать? У каждого летние радости свои. Вот и выберите один из радостных летних дней, который вам запомнился больше остальных, и расскажите о нём в своём сочинении.
Как я полюбил рыбалку.
Мой дедушка, он сам плетет невод, делает рыболовные снасти. И любит ранним утром посидеть в тишине на берегу реки с удочкой. Мне всегда казалось, это занятие, довольно скучным пока в один солнечный летний день дедушка не предложил поехать с ним. Я был поражен, что рыбалка может быть таким увлекательным занятием.
На берегу, мы накопали червей и надули лодку, спустили ее на воду и поплыли на середину озера, дедушка даже позволил мне грести самому, но я довольно быстро устал. Достали поплавочные удочки и старались закинуть их как можно дальше – ждали улова. Дед рассказывал мне разные истории из жизни, и мы пили самый вкусный чай из термоса. К сожалению, в этот день я ничего не поймал кроме маленьких пескарей, а дедушка наловил трех больших окуней, зато я навсегда полюбил рыбалку.