ГДЗ. Русский язык. Ладыженская 8 кл. § 9

ГДЗ ◄ ГДЗ по русскому языку ◄ ГДЗ по русскому языку/ Ладыженская 8 кл. ◄


§ 9. Словосочетание как единица синтаксиса 

Прочитайте фрагмент очерка из книги К. Паустовского «Алмазный язык». Вспомните, что вы знаете о словосочетании. Ответы подтверждайте выделенными в тексте примерами. Из каких частей состоит словосочетание? Как устанавливается связь слов в словосочетании? Словами каких частей речи может быть выражено главное слово в словосочетании? Какие грамматические средства связи слов в словосочетании вам известны?

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но также общение с пажитями* и лесами, водами и старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает из-под куста лещины*
Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами.
В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далёкими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ.4 А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

Упр. 54. Составьте возможные словосочетания с главными словами, данными в овале. Сделайте вывод о том, почему одни слова могут сочетаться друг с другом, а другие нет.
ГДЗ по русскому языку 8

Ответ. Длинный путь, длительный период, долговременный кредит, истинный друг, долгие сборы, подлинный документ, причинить горе, доставить радость.

Упр. 55. Прочитайте текст про себя. Какие слова и словосочетания подсказывают, что одну из частей текста нужно читать тихо? Прочитайте эту часть вслух. Выпишите выделенные словосочетания и обозначьте в них средства связи.
Упр. 56. К. Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск». Одним из таких поэтических слов писатель считал и слово, о котором вы только что прочитали в упр. 55. Какие словосочетания используются в тексте для описания утренней зари, а какие-для описания вечерней? Выпишите в два столбика слова (а) и словосочетания (б), которые обозначают цвет и свет.
АБ
чистая и слабая синева, омыта росой, пахнет теплым парным молоком, квадраты оранжевого света, загораются, как слоистый янтарь, зарю солнца.меркнущее небо, поздние сумерки, первые звезды, дотлевает над далями и туманами.
Слова. обозначающие свет и цвет:

Синева, светает, сумрак, оранжевого, света, червонного, бирюзы.

Словосочетания, обозначающие свет и цвет:

Чистая и слабая синева; квадраты оранжевого света; загораются, как слоистый янтарь; от червонного золота до бирюзы.

Упр. 57. Наблюдали ли вы когда-нибудь утреннюю или вечернюю зарю? Освежите свои впечатления и понаблюдайте вечернюю зарю. Напишите о том, что вы увидели.

Ответ. Вечерняя заря  – это удивительное явление природы, за которым хочется наблюдать очень долго.  Постепенно дневной свет угасает, диск солнца медленно скрывается за линией горизонта. Яркое оранжевые краски дня густеют, сменяются темными тонами, постепенно превращаясь в алое зарево. Затем  алый свет тускнеет и  все погружается в бархатный ночной мрак. 


Словосочетание – это сочетание двух слов самостоятельных  частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
Словосочетание называет предметы, действия, признаки в их отношениях.
Смыслоразличительная сила словосочетания намного превосходит возможности слова, поскольку зависимое слово уточняет, конкретизирует смысл главного.

Сравните слова и словосочетания: заря (явление), утренний (признак), любоваться (действие) – утренняя заря (явление и его признак), любоваться зарёй (действие и явление, на которое оно направлено).
В словосочетании может быть выражено не одно, а два значения, и можно задать два вопроса. Например: лететь (где?) над морем и лететь (над чем?) над морем.

Упр. 58. Распределите словосочетания на группы: называющие предмет (явление) и его признак; называющие признак действия и степень его проявления; обозначающие действия и предметы (явления), по отношению к которым осуществляется действие; действия и обстоятельства, характеризующие их. Графически обозначьте связь слов в словосочетаниях; определите, какими частями речи являются главное и зависимое слово. С помощью каких средств осуществляется связь слов в этих словосочетаниях?


Не говорят громко, (ни)когда не говорят, устоявшаяся тишина, занимает(?)ся над зар..елями, слабая син..ва, з. .ревой час, пылает над землёй, быстро светает, квадраты света, сл..истый янтарь, путаем понятия, загораются янтарём, зайдёт за край земли, овл..девает небом, разл..вает множество красок, медле(н, нн)о переходит, очень быстро, первые звёзды, переходит в ночь, долго дотл..вает, дотл..вает над далями, поют за окол..цами, пастуш(?)и жалейки.

ГДЗ по русскому языку 8