Индийские касты

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История Древнего мира. Вигасин 5 кл.
§21. Индийские касты

Объясните значение слов

Каста — группа людей, обладающая определенными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.

Брахман — член высшей касты индийского общества.

Брахманы служат духовными наставниками. Из их среды на протяжении многих столетий выходили писцы, писари, священнослужители, учёные, учителя и чиновники. Исторически брахманы были жрецами, а также учителями, монахами, учёными.

Отшельник — человек, отказавшийся от общения с людьми, живущий уединенно.

«Неприкасаемые» — группа каст, занимающая самое низшее положение в кастовой системе Индии. Неприкасаемые не входят в систему четырёх каст. Они считаются способными осквернять членов более высоких каст. Неприкасаемым предписывались такие занятия, как уборка мусора, работа с кожей или глиной. Члены таких каст жили в отдельных кварталах или посёлках на окраине.

Буддизм — религиозно-философское учение о духовном пробуждении, возникшее в середине 1-го тысячелетия до н. э. в Древней Индии. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда.

Сегодня буддизм — это одна из основных мировых религий, признанная многочисленными народами с разными традициями. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи.

Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей. Потом он увидел умиротворённого нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни.

Всё это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветлённым, пробуждённым.

Проверьте себя

1. Какие касты существовали в Индии?

В Индии существовали четыре основные касты: брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих). Вне кастовой системы оставались так называемые «неприкасаемые», низшее и самое многочисленное сословие Индии.

2. Индийцы считали, что принадлежность к касте передавалась по наследству. Что это означает?

Это означает, что потомки представителя какой-нибудь касты не могли подняться по кастовой иерархии и сменить касту. Так, сын слуги не мог стать членом касты торговцев, скотоводов и земледельцев.

Сын скотовода никогда не мог стать кшатрием, знатным воином. А сын воина мог стать царем, но не мог войти в касту брахманов. Можно было только надеяться, что при праведной жизни после смерти человека его душа переродится в представителя более высшей касты.

3. За что индийцы почитали жрецов-брахманов? Как брахманы приносили жертвы? Чем они «кормили» богов?

Самыми почитаемыми в Индии были жрецы-брахманы. Их приглашали в дом, хозяева которого хотели принести жертву богам.
Брахманы разжигали огонь трением двух палочек, пели хвалебную песню богам и звали их в гости — посидеть у костра, вдыхая запах еды.

Индийцы верили, что продукты, которые они сжигают на костре, не сгорают, а с дымом уносятся на небеса к богам. Если боги будут сыты и довольны, то они дадут людям хороший урожай на полях. Брахманы за свою работу получали богатую плату, обычно корову.

4. Кого называли «неприкасаемыми»? Почему этих людей так называли? Какие надежды порождала у «неприкасаемых» вера в переселение душ?

«Неприкасаемыми» называли людей, принадлежащих к самому низшему слою индийского общества. Они даже не входили в иерархию четырех каст. Считалось, что они способны осквернить членов более высоких каст. «Неприкасаемым» предписывались такие занятия, как уборка мусора, работа с кожей или глиной.

Члены таких каст жили в отдельных кварталах или посёлках на окраине поселений «чистых» каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах. «Неприкасаемым» запрещалось входить в индуистские храмы, участвовать в индуистских ритуалах.

«Неприкасаемым» предписывалось носить особые одежды, чтобы никто случайно к ним не подошел и не прикоснулся. Религия давала «неприкасаемым» утешение, что после смерти они смогут переродиться в представителя одной из высших каст и стать воинами, царями или даже жрецами.

5. Что вам запомнилось о каждом из трёх периодов жизни брахмана?

Считалось, что жизнь настоящего брахмана должна пройти три периода: обучение, обзаведение семьей и отшельничество. В обучение детей брахмана отдавали с 7 лет. До 16 лет они должны были во всем слушаться своего учителя-брахмана и жить у него в доме и выполнять разную работу по дому.

После этого молодому брахману подыскивали жену. С этого момента он мог сам принимать учеников и проводить обряды в честь богов. И когда у брахмана появлялись внуки, он оставлял свой дом старшему сыну и уходил в отшельники. Он избегал общества, жил в одиночестве, проводя время в медитации, стремясь достичь блаженного состояния душевного покоя.

Подготовьте сообщение о Будде (по учебнику и ресурсам Интернета).

Ответьте на вопросы: что привлекало последователей Будды в нём самом и его учении? Как Будда относился к кастовым различиям между людьми? Кто такой Будда?

Буддизм берет начало от Будды. Слово «Будда» — это титул, который обозначает «тот, кто пробудился» в значении «пробудился к реальности».

Будда родился около двух с половиной тысяч лет назад под именем принца Сиддхартха Гаутама. Он не провозглашал себя ни богом, ни пророком. Он был человеком, который стал Просветленным, познав жизнь глубочайшим из возможных способов.

Сиддхартха родился в королевской семье в маленькой стране на границе Индии и Непала. Согласно традиционным жизнеописаниям, он получил привилегированное воспитание, но отказался от беззаботного и защищенного существования, когда осознал, что в жизни присутствуют такие жестокие вещи, как страдание, старение, болезни и смерть.

Это навело его на размышления о смысле жизни. В конечном итоге он покинул дворец и последовал традиционному индийскому пути бродячего отшельника, искателя истины.

Он усердно учился медитации у многих учителей, а затем стал вести аскетический образ жизни. Эти действия основывались на вере в то, что можно освободить дух, отвергнув плоть. Он стал таким строгим аскетом, что чуть не умер от голода.

Но ему так и не удалось раскрыть тайну жизни и смерти. Казалось, что истинное понимание было столь же далеко, как и прежде.
Поэтому он отказался от этого пути и заглянул в свой собственный разум, в свое сердце.

Он решил довериться своей интуиции и учиться на основе непосредственного опыта. Он сел под деревом бодхи и поклялся оставаться на этом месте, пока не достигнет Просветления.
Спустя сорок дней, в майское полнолуние, Сиддхартха достиг окончательного Освобождения.

Подумайте

Что важнее — личные достоинства человека или его происхождение в той или иной семье? Обоснуйте свою мысль.

Я считаю, что личные достоинства человека намного важнее его происхождения в той или иной семье. Конечно, окружение, в котором растет ребенок, играет большую роль в воспитании, но история имеет множество примеров, доказывающих, что и у талантливых и добродетельных людей могут вырасти бездарные дети и наоборот.

Талант и добродетельность не обязательно передается по наследству.
Кастовый принцип Индии, в которой рождение в той или иной семье определяло будущее человека, была распространена и в других культурах.

Таким же кастовым пережитком можно объяснить и аристократические традиции практически во всех европейских государствах средних веков. Но и она была намного мягче, чем кастовая иерархия в Индии. Аристократом можно было стать только в силу каких-то особых заслуг, но проще всего было им родиться.

С приходом эпохи Просвещения и развитием общества постепенно эти принципы уходят в прошлое. Жесткие законы, запрещающие общение, браки и т.д. между представителями разных классов или слоев общества, исчезли, но иногда мы все-равно встречаемся с такими пережитками, когда о человеке судят по тому, кто его отец.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.