Изменения в политической системе в послевоенные годы

ДЗ ◄ ДЗ по истории ◄ ДЗ история России 10 кл. Горинов 
§ 28. Изменения в политической системе в послевоенные годы
§ 28. Изменения в политической системе в послевоенные годы
Какие изменения произошли в политической системе СССР в послевоенные годы?

В марте 1946 г. Верховный Совет не только утвердил новый состав правительства СССР, но и изменил его название. Совет народных комиссаров был преобразован в Совет министров, что соответствовало названию правительства Российской империи.

Этот символический отказ от терминологии революционной эпохи историки связывают с общим идеологическим поворотом в пользу традиционных российских ценностей, происходившим в послевоенные годы.

Однако такие переименования не меняли политическую систему. Основные решения, определявшие развитие страны, как и прежде, принимались Сталиным.

Какие выводы можно сделать, проанализировав кадровые перестановки в стране?

Проанализировав кадровые перестановки в стране, можно сделать вывод о неограниченной власти Сталина и подготовке новой волны репрессий, прежде всего, против своих старых соратников Молотова и Микояна.

1. Расскажите об изменениях, произошедших в структуре партийного и государственного управления СССР.

Основными элементами структуры были высшие органы власти во главе с И.В. Сталиным, партийно-государственные учреждения, управляющие страной, а также различные организации, обеспечивающие мобилизацию социально-политической активности советских граждан.

По Конституции, политическую основу СССР составляли Советы депутатов трудящихся всех уровней — от сельских до Верховного Совета СССР. Верховный Совет СССР считался высшим органом власти.

Его депутаты избирались прямым голосованием раз в четыре года. После перерыва, связанного с войной, в 1946 г., а затем в 1950 г. были проведены очередные выборы в Верховный Совет. Прерогативой Верховного Совета, согласно Конституции, было формирование правительства.

В марте 1946 г. Верховный Совет не только утвердил новый состав правительства СССР, но и изменил его название. Совет народных комиссаров был преобразован в Совет министров, что соответствовало названию правительства Российской империи.

Этот символический отказ от терминологии революционной эпохи историки связывают с общим идеологическим поворотом в пользу традиционных российских ценностей, происходившим в послевоенные годы.

Однако такие переименования не меняли политическую систему. Основные решения, определявшие развитие страны, как и прежде, принимались Сталиным.

Главной новацией была ликвидация Политбюро и создание вместо него двух структур. Первая, формально заменившая Политбюро, называлась Президиумом ЦК КПСС. Если ранее в Политбюро избиралось 9 полноправных членов и 2 кандидата, то новый Президиум насчитывал 25 членов и 11 кандидатов.

Расширение произошло за счёт более молодых и относительно неизвестных руководителей, опираясь на которых Сталин получал ещё большую свободу рук в отношении старых соратников.

Не менее неожиданно Сталин предложил выделить в составе Президиума узкую руководящую группу — Бюро Президиума ЦК КПСС в составе 9 членов.

Партийный аппарат в центре и на местах управлял всеми сферами социально-экономической жизни общества.

Главным орудием контроля было монопольное право партии на назначение руководящих работников всех уровней, что обеспечивалось системой так называемой номенклатуры.

2. Какие репрессии были проведены в послевоенное время? Каковы их причины и цели?

По ложным обвинениям были арестованы Н.А. Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Кузнецов и многие руководители Ленинградской области, в разное время работавшие с А.А. Ждановым, умершим в 1948 г.

После допросов и пыток в сентябре 1950 г. Вознесенского, Кузнецова и ряд других руководителей на закрытом суде приговорили к расстрелу.

В последние месяцы жизни Сталина под его руководством было организовано так называемое «дело врачей». Большую группу кремлёвских врачей объявили «вредителями», которые умертвили или готовились умертвить своих пациентов по заданию западных разведок. Поскольку среди врачей были евреи, это вызвало волну антисемитских настроений.

В конце 1951 г. началось «мингрельское дело», которое привело к массовым арестам в Грузии. Как считают некоторые историки, это «дело» было направлено против Л.П. Берии, который покровительствовал грузинским руководителям.

И еще – кампания против Молотова и Микояна. В 1949 г. Сталин лишил своих старых соратников В.М. Молотова и А.И. Микояна должностей министров иностранных дел и внешней торговли, хотя и оставил их членами руководящей группы.

Причины и цель: сохранение единовластия Сталина, консолидация (единство) органов управления, формирование и сохранение в массовом сознании образа врага, необходимости борьбы с ним и необходимости терпеть трудности и лишения.

3. Объясните тезис: «КПСС — основа политической системы Советского государства».

Партийный аппарат в центре и на местах управлял всеми сферами социально-экономической жизни общества. Главным орудием контроля было монопольное право партии на назначение руководящих работников всех уровней, что обеспечивалось системой так называемой номенклатуры.

Каждый партийный комитет имел свой список должностей (номенклатуру должностей), на которые он подбирал кадры. Высшие гражданские и военные руководители входили в номенклатуру ЦК, т. е. утверждались непосредственно Политбюро или Секретариатом ЦК.

Осенью 1952 г. номенклатура ЦК выросла до 53 тыс. должностей. Ступенью ниже располагалась категория номенклатурных работников, которых назначали ЦК компартий союзных республик, крайкомов и обкомов партии. В середине 1952 г. таких руководителей насчитывалось более 350 тыс. Свою номенклатуру имели горкомы, райкомы партии.

Важную роль в советской политической системе играли профсоюзы. Фактически они являлись элементом государственного аппарата, выполняя важные социальные функции.

На профсоюзы было возложено осуществление социального страхования, прежде всего выплата пособий по временной нетрудоспособности, управление сетью домов отдыха и санаториев.

4. Назовите изменения, которые произошли к 1953 г. в составе руководителей СССР.

Сталин лишил своих старых соратников В.М. Молотова и А.И. Микояна должностей министров иностранных дел и внешней торговли, хотя и оставил их членами руководящей группы.

Сталин провёл очередную перестановку в своём окружении. Главной новацией была ликвидация Политбюро и создание вместо него двух структур. Первая, формально заменившая Политбюро, называлась Президиумом ЦК КПСС. Если ранее в Политбюро избиралось 9 полноправных членов и 2 кандидата, то новый Президиум насчитывал 25 членов и 11 кандидатов.

Расширение произошло за счёт более молодых и относительно неизвестных руководителей, опираясь на которых Сталин получал ещё большую свободу рук в отношении старых соратников.

Не менее неожиданно Сталин предложил выделить в составе Президиума узкую руководящую группу — Бюро Президиума ЦК КПСС в составе 9 членов. При этом он заявил, что не считает возможным выдвигать в Бюро Молотова и Микояна.

5. Охарактеризуйте методы, которые власти использовали для поддержания социальной стабильности в стране.

Во взаимодействии государства с населением широко использовались механизмы своеобразной советской демократии. Хотя граждане были фактически ограничены в основных политических свободах, они имели право жаловаться на злоупотребления чиновников и широко пользовались этим правом.

Миллионы писем, заявлений и жалоб направлялись руководителям, включая Сталина, а также в партийные и государственные органы, в редакции газет. Изложенные в письмах факты должны были проверяться. В большинстве случаев жалобы отклонялись.

Однако многие просьбы и предложения авторов писем удовлетворялись. Такая работа государства с заявлениями граждан выполняла важные политические функции, прежде всего снижала уровень социального недовольства.

1. Составьте схему управления в СССР в послевоенные годы.

схем управления в СССР в послевоенные годы.
схема управления в СССР в послевоенные годы.

Верховный Совет СССР – единственный общесоюзный законодательный орган, высший орган государственной власти в СССР. Состоял из двух палат.

Сессия должна была созываться два раза в год. Верховный Совет избирал Президиум, образовывал правительство (СНК, с 1946 г. – совет министров), назначал Верховный суд и Генерального прокурора СССР.

Президиум Верховного Совета СССР – высший законодательный и исполнительно-распорядительный орган в период между сессиями Верховного Совета СССР.

Избирался палатами и был им подотчетен. Постепенно полномочия Президиума расширялись. С 1938 г. он получил право объявлять военное положение в стране, контролировал работу подотчетных органов – правительства, Верховного суда, Генерального прокурора.

Совет министров (ранее Совнарком) – высший орган государственного управления – правительство.

Утратил законодательные функции и стал исполнительно-распорядительным органом. Слагал свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР, который на 1 й сессии образовывал новое правительство.

В 1944 г. было создано Бюро СНК для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями (в 1953 г. преобразовано в Президиум). В 1946 г. СНК переименован в Совет Министров.

В 1946 г. переименованы в министерства.

2. Раскройте взаимосвязь между изменениями в высшем кадровом составе и политическими задачами, стоящими перед страной.

Взаимосвязь между изменениями в высшем кадровом составе и политическими задачами, стоящими перед страной, прямая. Задачи восстановления, модернизации, демилитаризации народного хозяйства требовали новых подходов, свежего взгляда, потому были привлечены молодые кадры.

4. Сравните характер репрессивной политики в 1920—1930-е гг. и в послевоенные годы.

Характер репрессивной политики в 1920—1930-е гг. и в послевоенные годы не изменился. Также как и в предвоенный период фабриковались дела против политиков и интеллигенции – «Ленинградское дело», «Мингрельское дело» «Дело врачей». Также подавлялось любое проявление национальных интересов.

5. Приведите аргументы за и против мнения историка Л.В. Милова о последствиях «ленинградского дела»: «…Проигрыш «ленинградцев» означал поражение направления в руководстве страной, ориентированного на первоочередное решение внутренних политических, экономических и гражданских проблем — смещение приоритетов хозяйственного развития в сторону группы «Б». Подготовьте сообщение на данную тему.

Аргументы «за» мнение историка Л.В. Милова о последствиях «ленинградского дела»:

действительно на первом из этих процессов обвиняемыми были (были еще процессы, всего репрессированных по этому делу – 200 человек):

  • Кузнецов, Алексей Александрович — секретарь ЦК ВКП(б);
  • Попков, Пётр Сергеевич — первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б);
  • Вознесенский, Николай Алексеевич — председатель Госплана СССР;
  • Капустин, Яков Фёдорович — второй секретарь Ленинградского горкома ВКП(б);
  • Лазутин, Пётр Георгиевич — председатель Ленгорисполкома;
  • Родионов, Михаил Иванович — председатель Совета министров РСФСР;
  • Турко, Иосиф Михайлович — первый секретарь Ярославского обкома ВКП(б);
  • Михеев, Филипп Егорович — управделами Ленинградского обкома и горкома ВКП(б);
  • Закржевская, Таисия Владимировна — заведующая отделом партийных, профсоюзных и комсомольских органов Ленинградского обкома ВКП(б).

По инициативе «ленинградской группы» в годы 4-ой пятилетки (1946-1950) намечается некоторая коррекция приоритетов хозяйственного развития в сторону производства товаров народного потребления. Настоящий подход во многом был вызван необходимостью оздоровления финансовой и потребительской сферы.

В 1946 г. принимается постановление об экстраординарных мерах по восстановлению легкой промышленности. Фаза быстрого роста промышленной группы Б пришлась на 1947-1948 гг., однако, в эти сжатые сроки удовлетворить потребительский спрос и изъять из оборота переизбыток денежных средств было нереально.

С такой коррекцией не согласен Сталин, Берия, Маленков. Они видели необходимость развивать, прежде всего, тяжелую промышленность, машиностроение, оборонную промышленность.

Да, историк Л. В. Милов прав, победило направление ориентированное на укрепление обороноспособности страны, на отстаивание ее суверенитета, пусть в ущерб материальному обеспечению граждан.

После войны американские империалисты и Черчилль уже во всю размахивали ядерной дубинкой. Страна только что пережившая агрессию Запада под руководством Гитлера должна была искать ресурсы для отпора новым нападениям.

Такова судьба России – всегда государство было вынуждено противостоять врагу, для сохранения независимости, мобилизуя ресурсы страны, в ущерб интересов граждан.

Исключением является Смутное время, когда граждане (Минин, Пожарский, ополчение) спасли государство, что бы страна осталась независимой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.