Как подготовить ребенка к школе: советы психолога
1 сентября совсем скоро. Для многих мальчиков и девочек эта дата впервые будет означать праздник – День Знаний. В этот день старшие дошкольники в первый раз переступят порог школы и окажутся в совсем новом для них необычном мире. В этом мире они будут жить, и выстраивать отношения с окружающими их людьми не один год. Поэтому необходимо подготовить ребенка к школе.
Попадая в новую обстановку любой даже взрослый, уверенный в себе, человек испытывает определенные трудности (многие взрослые просто это умело скрывают), ему необходимо время для адаптации к новым условиям.

Для ребенка с его небогатым жизненным опытом и еще неустойчивой эмоционально-волевой сферой смена обстановки, вхождение в другой круг общения могут стать серьезным испытанием. Эта статья посвящена вопросам подготовки ребенка к школе, рекомендациям по его успешной адаптации к новому миру и новым отношениям.
Содержание
Подготовка к школе – эмоциональный настрой
Важно эмоционально подготовить ребенка к школе. Разговоров о школе не избежать, поэтому необходимо вести их в оптимистичном тоне, акцентировать внимание на новом и интересном, что ожидает ребенка в новом учреждении. Никаким образом не показывайте ему свою озабоченность и тревожность (а они будут) по поводу смены обстановки. Никогда не следует пугать ребенка школой и учителями, в этом возрасте слова взрослых глубоко западают в душу (ребенок доверят окружающим и все принимает за чистую монету), оказывают большое влияние на формирование ценностных установок личности.
Проводите параллели с детским садом, обсуждайте с ребенком позитивный опыт, приобретенный им, чему он научился, как интересно ему было общаться с одногруппниками. Говорите, что в школе он приобретет много новых друзей. Не скупитесь на положительные оценки его достижений, хваля его, вы повышаете его самооценку, прививаете чувство уверенности в своих силах.
Вера в себя способна творить такие же чудеса, как и вера в Господа Бога. де Бальзак О.
Самостоятельность и самообслуживание

В семье и детском саду формируется такое важное качество как самостоятельность, значимость этого качества в школе возрастает многократно. Ваш ребенок уже должен уметь обслуживать свои бытовые нужды сам, например, чистить зубы, завязывать шнурки или приводить в порядок свои игрушки. Чтобы облегчить адаптацию ребенка к школе поиграйте с ним в сюжетно-ролевую игру «школа», поочередно играя роль учителя и ученика, учитель должен отдавать распоряжения, ученик их выполнять, например, раскладывать книги и канцелярские принадлежности на столе и убирать их в портфель. Сюжетно-ролевые игры и деловое сотрудничество со взрослыми являются мощным инструментом воспитания в этом возрасте. Прививать ребенку дисциплинированность – это важно.
Стиль общения с ребенком

В отношениях в семье избегайте авторитарного стиля в общении с ребенком, старайтесь не повышать на него голос, оскорблять, тем более «прикладывать руки». Подобное воспитание подавляет инициативу ребенка, снижает самооценку и, в конечном итоге, может привести к замкнутости, чрезмерной стеснительности, неуверенности в себе, подверженности чужому влиянию, в крайних случаях это приводит к разного рода психическим патологиям, склонности к суициду. Если ребенок совершил ошибку, критика должна быть объективной, замечание должно быть вежливым и обязательно содержать конструктивную рекомендацию. «Редиска, ты разбил мою любимую кружку» – неправильный вариант. «Ты разбил мою любимую кружку, в следующий раз подожди, когда остынет» – вариант верный.
То же самое касается неудач в учебе. Ребенок получил неуд – не спешите наказывать, выясните причину, дайте шанс на исправление, помогите ему, покажите правильный образец действий. Чрезмерная требовательность чревата отклонениями в развитии психики. Сколько уже примеров, когда ученики – перфекционисты из-за четверки по предмету прыгали с многоэтажки или пытались лишить жизни “тирана-учителя”.
Развивайте мышление и воображение ребенка

Мышление требует усилий и подготовки. Бертран Рассел
Помимо волевых качеств в учении ребенку необходимы воображение и мышление. Существует масса игр на развитие этих психических процессов.
- Классифицируем, например, игрушки по размеру, цвету, по половой принадлежности (для мальчиков и девочек).
- Сравниваем, определяем общее и отличное у явлений природы, автомобилей и пр.
- Выявляем причинно-следственные связи различных событий и явлений (почему, следовательно, в результате).
- Подбираем синонимы к слову, пытаемся описать предмет или явление другими словами.
- Фантазируйте, создавайте ассоциативные связи: на что похоже облако или любой другой предмет?
- Придумываем другое развитие сюжета сказки, додумываем биографии персонажей сказки после описанных в ней событий.
- Придумываем истории, описывая иллюстрации.
- Познавательные загадки, ребусы, головоломки.
- Настольные игры – шашки, шахматы развивают память и логическое мышление.
- Конструкторы, в том числе и Лего.
Подобные интеллектуальные игры готовят ребенка к школе, создают базу для его дальнейшей успешной учебной деятельности. Рекомендую книгу Хельги Зиннхубер – Как развивается ваш ребёнок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения от 4 до 7,5 лет.