Культурное пространство империи во 2-й пол. XIX в.: русская литература.

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: русская литература.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: русская литература.

Вопросы к параграфу Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: русская литература.

1. Какую роль играла литература во второй половине XIX в. в процессе формирования общественного мнения? Приведите примеры из текста параграфа.

Литература в этот период была одним из важных факторов, формировавших общественное мнение, но при этом она во многом проистекала из этого мнения, из нравов своей эпохи. Похожие вещи происходят с публицистикой, с которой в то время литература тесно смыкалась.

В учебнике сказано: «В романах И.А. Гончарова судьбы героев связаны с судьбой России, с происходившими переменами. <…> Глубокое понимание психологии, нужд и чаяний крестьян характерно для Н.А. Некрасова. <…> Гениальный сатирик М.Е. Салтыкова-Щедрин создал целую галерею зловещих образов, представляющих как старый мир помещиков (Иудушка Головлёв) и чиновников (Угрю-Бурчеев), так и нарождающийся мир «чумазых» хищников (Колупаевы и Разуваевы)».

Выделяется из всей этой плеяды Н.Г. Чернышевский со своим романом «Что делать?». Он создал скорее манифест, политическое заявление, чем художественное произведение. По воспоминанием многих общественных деятелей именно эта книга сыграла большую роль в их жизни, на их пути к началу борьбу за правду.

2. Перечислите социальные проблемы, ставшие основой сюжетов для произведений литературы второй половины XIX в.

Социальные проблемы: людское бесправие, всевластие чиновников, пережитки крепостничества, разорение широких слоёв населения, включая помещиков, «людоедство» нарождающегося капитализма, неустроенность в жизни большинства образованных, но не имеющих связей интеллигентов.

3. Какие качества отличают героев произведений второй половины XIX в. от героев литературы первой половины XIX в.? С чем это связано?

Сложно выделить общие черты литературных героев всей первой половины XIX века, или даже одного великого писателя: у Тараса Бульбы и Манилова из «Мёртвых душ» мало общего, хотя создал оба образа Николай Васильевич Гоголь. Та же проблема с литературой второй половины столетия: у допрашиваемого крестьянина из «Злоумышленника» Антона Павловича Чехова и Базарова из «Отцов и детей» Ивана Сергеевича Тургенева различий гораздо больше, чем сходств.

Однако изменения были и связаны они во многом с переменами в самом обществе России. После реформ Александра II героями художественных произведений всё чаще становятся не только дворяне, но и другие слои населения (хотя и в первой половине века главными героями порой становились крестьяне, но гораздо реже). Также литература отражала социальные изменения: и разорение помещиков (прежних хозяев жизни), и возвышение новых предприимчивых, но часто бессовестных людей. Всё это стало возможно показать потому, что сами эти явления появились в жизни страны.

Кроме того, во второй половине столетия, цензура значительно смягчилась. И несмотря на то, что во второй половине правления Александра II, тем более при Александре III она снова ужесточилась, но всё равно её консерватизм не достиг такого уровня, как в правление Николая I. О проблемах общества разрешили писать без обвинений автора в покушении на основы государства.

Критический реализм (стиль второй половины века) как бы порождён сочетанием этих факторов. Противоречий в обществе в результате реформ стало не меньше, а больше. Одновременно их разрешили критиковать, не подвергаясь при этом гонениям со стороны властей.

4. Назовите имена наиболее ярких представителей литературы народов России второй половины XIX в.

Иван Франко, Леся Украинка, Франциск Бенедикт Казимир Богушевич, Винцент Дунин-Марцинкевич, Соломон Наумович Рабинович (Шолом-Алейхем), Мифтахетдин Акмулла, Муса Яруллович Бигеев, Габдрахман Мухаметдинович Ильяси, Каюм Насыри и многие другие.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Согласны ли вы с утверждением, что именно литературное творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина стало основной причиной его преследования со стороны властей? Докажите свою позицию, используя цитаты из параграфа.

Эта позиция полностью правильная. В учебнике про него сказано: «Гениальный сатирик М.Е. Салтыкова-Щедрин создал целую галерею зловещих образов, представляющих как старый мир помещиков (Иудушка Головлёв) и чиновников (Угрюм-Бурчеев), так и нарождающийся мир «чумазых» хищников (Колупаевы и Разуваевы)». То есть критика существовавших порядков налицо.

Но гораздо более убедительные доказательства именно гонений даёт биография литератора. Самым страшным временем его жизни по признанию самого писателя были годы работы в губернской канцелярии Вятки. А началась эта фактически ссылка именно из-за литературного творчества: в результате публикации повести «Запутанное дело».

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Почему темы о Боге, о душе, о смысле жизни стали популярны у некоторых авторов второй половины XIX в.? Какие идеалы православия находили отражение в литературе этого периода? На какие общественные процессы может указывать этот факт?

Вопрос о вере стал актуальным во второй половине столетия. Западная культура становилась всё более секулярной. Часть русской интеллигенции была склонна вообще к атеизму, он всё больше распространялся в обществе. На этом фоне часть писателей наоборот отстаивала православные идеалы любви к ближнему, подчинённости жизни нравственному закону и т. д. Также прослеживается тема важности для Господа любого, даже самого ничтожного в глазах общества человека.

3. Создайте презентацию на тему «Великий поэт (писатель) второй половины XIX в.».

Презентацию можно скачать ►здесь

4. Из курса Новой истории вспомните об основных достижениях западноевропейской литературы второй половины XIX в. Укажите черты, сближающие российскую и западноевропейскую литературу периода второй половины XIX в.

Общие черты:

  • показ пороков общества и их критика;
  • показ человеческих пороков и их критика;
  • реалистичный показ жизни низших слоёв общества;
  • призывы к переустройству общества на более справедливых началах;
  • рост интереса к историческому прошлому и более достоверный его показ.
5. Опираясь на знания из курса литературы, подготовьте краткое сообщение о том, как создавалось одно из литературных произведений второй половины XIX в.

История написания «Войны и мира» Л.Н. Толстым

Александр II в самом начале правления, в день коронации своим указом амнистировал всех декабристов. Их возвращение из ссылки вызвало большой ажиотаж в обществе.

Видимо, на волне этого ажиотажа граф Толстой решил написать роман о вернувшемся из Сибири участнике тех событий. Исходя из писем писателя, этот замысел созрел тогда же в 1856 году, хотя первые главы были написаны только в 1860-1861 годах. Первые три главы граф прочитал Ивану Тургеньеву. Но дальше них роман не пошёл.

Сохранилось 15 набросков романа. По ним и по письмам видна эволюция замысла. Вначале Лев Толстой понял, что нужно показать не только возвращение главного героя, но и само восстание и подготовку его – декабристское движение. В одном из черновых набросков предисловия к «Войне и миру» читаем: «Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к эпохе его молодости, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года». Так сюжет затронул Отечественную войну.

Но потом писатель понял, что и с этого масштабного события роман начинать нельзя. Как признавался сам писатель: «Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. <…> От 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 года». Так в седьмом из 15 набросков действие начинается уже с месяцев, предшестововавшей битве при Аустерлице.

Впоследствии Лев Николаевич отказался от самого показал декабристского восстания и возвращения ссыльных из Сибири. Романа обо всём этом он так и не написал, хотя и пытался вернуться к теме в 1870-е годы: встречался с участниками событий, работал с документами. Декабристом должен был по замыслу стать Безухов.

По записям самого Толстого: «Тем, кто знали князя Петра Кирилловича Б. в начале царствования Александра II, в 1850-х годах, когда Петр Кириллыч был возвращен из Сибири белым как лунь стариком, трудно было бы вообразить себе его беззаботным, бестолковым и сумасбродным юношей, каким он был в начале царствования Александра I, вскоре после приезда своего из-за границы, где он по желанию отца оканчивал свое воспитание».

Согласно версии Дмитрия Львовича Быкова для начала работы требовалось ещё один толчок. В 1862 году был опубликован роман Виктора Гюго «Отверженные». Это масштабная эпопея, где показаны не только жизнь главных героев, но и в целом срез французского общества, причём в развитии, в процессе смены исторических эпох: от Наполеоновской империи к конституционной монархии, заканчивается всё опять же восстанием.

Главное, в романе содержаться многочисленные отступления с рассуждениями писателя. Много глав он излагает своё отношение к битве при Ватерлоо, в другой раз – к монастырю. При этом к самому сюжету эти размышления имеют мало отношения, они как бы сбоку. В «Войне и мире» наблюдается похожее явление.

Видимо, Толстой изначально хотел написать что-то в этом роде, но после успеха Гюго убедился, что так можно, что публика это примет. Версия звучит весьма убедительно. По крайней мере, работа на «Войной и миром» началась именно в 1863 году.

Отрывок из романа под названием «1805 год» появился в «Русском вестнике» в 1865 году. В 1868 году вышли три его части, за которыми в 1869 году последовали остальные две.

В опубликованном в итоге варианте не показаны ни возвращение декабристов из ссылки, ни их восстание. На само движение есть намёк в эпилоге. Кульминацией стали события 1812 года. Но в образе Пьера Безухова, возможно, прослеживается отношение писателя к декабристам.

Это добрый, храбрый, но непутёвый человек. Во время Бородинской битвы Безухов проявляет беспримерную храбрость, но при этом не приносит никакой пользы, никак не помогает войскам, только остаётся спокойным и даже улыбающимся под обстрелом. Долгое время до этого он был постепенно стареющим в Москве камергером, не пытавшимся никак использовать ни своё положение, ни богатство.

До этого он пытался. По приказам барина в обширных его владениях проводились преобразования. Приезжая в деревни, Безухов видел счастливую жизнь, но на деле это были спектакли, организованные приказчиками. По мнению Тостого такие люди пытались преобразовать Россию? Тогда неудивительно, что в итоге он решил не показывать их выступление.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: русская литература.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: художественная культура народов России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.