Культурное пространство: наука и образование.

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄
Культурное пространство империи в первой половине XIX наука и образование.
Культурное пространство империи в первой половине XIX наука и образование.

Вопросы к материалу для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся Культурное пространство империи в первой половине XIX наука и образование.

1. Назовите события, оказавшие определяющее воздействие на развитие русской науки и культуры в первой половине XIX в.

На культуру определяющее воздействие оказали Отечественная война 1812 и Заграничный поход, в развитии науки определённую роль сыграл и промышленный переворот.

2. Какие достижения отечественной науки вы считаете главными? Свой ответ аргументируйте.

Самым значительным можно считать математическую теорию Николая Ивановича Лобачевского. Другие исследования имели более прикладной характер. Математика Лобачевского внесла большой вклад в разработку неевклидовой геометрии, а та – в теорию относительности Эйнштейна, на которой строиться значительная часть современной науки.

Лобачевский не создал никакого механизма, не увеличил урожайность зерновых и не лечил людей, но именно его кабинетная работа существенно продвинула вперёд науку, причём в итоге – сразу несколько наук, потому что математика – язык всех естественных дисциплин.

3. Какую роль в развитии общественной мысли играли труды историков?

Общественная мысль во многом черпала вдохновение в исторических изысканиях. Именно оттуда славянофилы выносили, идею о Земских соборах (потому что историки объясняли им, что это такое) и об истинно русском образе жизни в целом.

Именно исторические исследования показывали западникам тот путь, который прошла Европа и на котором от неё отставала России. Не удивительно, что одни из крупнейших общественных деятелей того времени были историками (например, те же Михаил Петрович Погодин и Тимофей Николаевич Грановский).

4. Какое значение для развития науки имела экспедиция И. Ф. Крузенштерна?

Экспедиция собрала богатый материал не только в области географии, но также ботаники, зоологии, геологии и метеорологии – соответствующие специалисты сопровождали для этого экспедицию. Всё это внесло вклад в изучение мировой наукой удалённых районов Земли, прежде всего – Тихого океана. Гораздо большее значение экспедиция имела отдельно для российской науки, потому что вывело последнюю на мировой уровень благодаря полученным сведениям и высокопрофессиональной их обработке.

5. Сформулируйте главную цель деятельности Русского географического общества.

Целью общества было изучение мира, сбор географических и этнографических сведений, а также всевозможной статистики. Но не менее важной целью была и популяризация полученных знаний, формирование в стране правильного представления об окружающем мире.

6. Докажите, опираясь на текст параграфа, что образование в России в первой половине XIX в. имело сословный характер.

Учеников отбирали также и по сословному признаку. Так в Императорский Царскосельский лицей принимали только дворян (ведь вначале там должны были обучаться дети из императорской фамилии). Крепостным был закрыт путь выше приходских училищ (в то время как получившие вольную дети крепостных могли стать даже преподавателями университетов – пример тому Михаил Петрович Погодин).

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Чем вы можете объяснить усиление материальной поддержки науки со стороны предпринимателей? На конкретных примерах покажите как открытия и изобретения учёных первой половины XIX в. были связаны с потребностями экономики России.

Во время промышленной революции достижения науки стали гораздо быстрее внедряться в производство и приносить прибыли за счёт сокращения издержек производства. Такими изобретениями стали Мартеновская печь, разные конструкции сеялок и многое другое. В России из-за сохранения крепостного права владельцы предприятий (в большинстве своём помещики) были меньше заинтересованы в сокращении издержек производства за счёт технических новинок.

Однако большим шагом в развитии экономики России стали, к примеру, пароходы. Появившись в русских реках с 1815 года, они позволили перевозить большие объёмы грузов без использования бурлаков, причём значительно быстрее, что способствовало росту экономики.

2. Охарактеризуйте систему учебных заведений в России в первой половине XIX в.

В результате реформы начала правления Александра I система образования России была, наконец, упорядочена. Выстроилась иерархия учебных заведений, причём программа заведений следующей ступени в общем и целом была продолжением программы заведений предыдущей ступени.

Кроме того, училища, гимназии и даже университеты были более-менее равномерно распределены по стране. Например, последние кроме старой и новой столиц появились и в крупных провинциальных центрах, а приходские училища существовали во многих сёлах.

3. Используя дополнительные материалы, составьте биографический портрет одного из русских учёных первой полозины XIX в., расскажите о его открытиях.

Великий русский математик Николай Иванович Лобачевский родился в Нижнем Новгороде в 1792 году в роду мелких шляхтичей, потерявших имения задолго до переезда из Речи Посполитой в Российскую империю. В России дворянства род не получил.

Будущий математик родился в семье мелкого чиновника, в которой было трое сыновей, к тому же рано потерял отца. Таким образом, наука была для него одним из немногих способов выбиться в люди. По счастью, матери в 1802 году удалось устроить всех своих сыновей в гимназию в Казани на государственное содержание. С этим городом будет связана вся дальнейшая жизнь Николая Ивановича.

Как раз в те годы в Казани создавался и университет, потому учеников гимназии призывали продолжать там обучение. Как ни странно, будущий великий учёный сдал экзамены только со второго раза, но в 1807 году стал студентом Казанского университета и более не покидал этого учебного заведения.

Преподавали Лобачевскому выдающиеся учёные, в большинстве своём немцы (собственной научной школы на окрайнах России ещё не было): Мартин Бартельс, Каспар Ренне, Франц Ксавер Броннер, Йозеф Иоганн Литров и др. Закончив университет в 1814 году со степенью магистра Лобачевский был оставлен при нём для продолжения научной деятельности. Он выпустил целый ряд совместных и самостоятельных работ, а в 1816 году был избран экстраординарным профессором и начал преподавать.

С постепенным переходом Александра I к консервативной политике, положение в университетах изменилось. Там искали крамольные идеи и были заинтересованы скорее в благочестии студентов, чем в их знаниях. Михаил Леонтьевич Магницкий провёл подробную ревизию Казанского университета и рекомендовал его закрыть, но император вместо этого повелел исправить положение и назначил того же Магницкого попечителем учебного округа.

В итоге в университете произошли большие перемены, были уволены многие преподаватели, включая иностранцев. Позже посланная в 1826 году Николаем I ревизия выявила катастрофическое падение уровня науки из-за деятельности Магницкого. Лобачевской был не в восторге от всех этих перемен, как видно из писем, но для его карьеры они оказались полезны: несмотря на довольно молодой 28-летний возраст он стал деканом физико-математического университета, так как чистки создали много вакансий, включая эту.

Со сменой императора переменилось многое. Магницкий был смещён и предан суду, новый попечитель вскоре после вступления в должность уехал в столицу и фактически не вмешивался в дела университета, управление которым всецело оказалось в ведении ректора.

В 1827 году ректором был избран Николай Иванович Лобачевский. Университетом он руководил до 1846 года. Занимался многочисленными хозяйственными вопросами и издательской деятельностью, при этом активно преподавал, читая собственные курсы и периодически замещая других профессоров. За успешную деятельность получил орден Св. Анны II степени, благодаря чему получил потомственное дворянство.

Параллельно учёный активно работает над своей теорией. Началом её популяризации считается доклад 1826 года. Геометрия Лобачевского описывает криволинейное пространство, при этом Евклидова геометрия является частным случаем теории при стремлении кривизны пространства к нулю.

С 1846 года для учёного началась череда жизненных неудач. Он получил самую высокую в карьере должность попечителя Казанского учебного округа, но вскоре был переведён в заместители попечителя, одновременно по распоряжению министерства вопреки единогласному избранию лишён поста ректора и преподавательской кафедры.

Всё это привело к значительному снижению жалования. Вскоре последовал финансовый крах, продажа за долги городского дома и имения жены. В довершение всего от туберкулёза умер старший сын и любимец Николая Ивановича.

Несмотря на все невзгоды и даже резкое ухудшение зрения, учёный до последних дней продолжал работать. Последний его труд «Пангеометрия» записан в 1855 году уже учениками под диктовку. Великий математик умер 12 (24) февраля 1856 года и похоронен в Казани, где провёл большую часть жизни.

4 Используя сеть Интернет, выясните, какие выдающиеся деятели науки и культуры обучались в Царскосельском лицее.
  • Александр Сергеевич Пушкин,
  • Антон Антонович Дельвиг,
  • Алексей Демьянович Илличевский,
  • Николай Александрович Корсаков,
  • Михаил Лукьянович Яковлев,
  • Вильгельм Карлович Кюхельбекер,
  • Владимир Дмитриевич Ахшарумов,
  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин и др.
5. Узнайте, почему издательство А. Ф. Смирдина было очень популяэным не только среди читателей, но и среди писателей и поэтов.

Смирдину удалось удешевить процесс книгоиздания. Однако сэкономленные деньги он обращал не напрямую в прибыль, а в гонорары. Именно его щедрость при выплатах авторам привлекала к нему лучших литераторов. Также привлекал его вкус – у издателя был нюх на таланты. Со временем печататься у него стало не только прибыльно, но и престижно.

Культурное пространство империи в первой половине XIX наука и образование.

◄§ 13—14. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817 — 1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.: художественная культура народов России►

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.