14. Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ история России 10 кл. Горинов 
14. Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.
§ 14 Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.
Когда выходил сборник «Вехи»? В чём состояли главные идеи его авторов?

Сборник «Вехи» вышел в 1909 г. и явился реакцией на революцию 1905-1907 гг. в России. Авторы писали «с болью за это прошлое и в жгучей тревоге за будущее родной страны». Создатели сборника представляли чисто русской интеллигенции резко осуждавшую революцию 1905-1907 гг. и ее руководителей. Авторы «Вех» считали Революцию 1905 года ошибкой и предлагали свои рецепты социальных реформ в стране на пути различных духовных исканий

1. Как усиливался контроль за духовной жизнью общества в 1920-х гг.?

До 1925 г. культура развивалась в условиях относительной свободы, несмотря на высылку крупнейших деятелей культуры и науки, а также создание цензурных органов – Главлит и Главрепертком, контролировавшие литературу и театр. После постановления Политбюро ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы» в 1925 г. началось искоренение разномыслия в культуре и возрастание влияния идеологии.

2. Какую роль сыграл сборник «Смена вех»?

Сборник «Смена вех» привел к определенному раскол в эмиграции по отношении к СССР. Ряд деятелей культуры и науки вернулись в СССР, а оставшиеся на службе новой власти получили возможность оправдать свой выбор и показать себя патриотами истинной России. Советскому правительству сборник принес скорее политическую выгоды, нежели моральную. Однако большевики не допустили распространения этих идей в собственной стране.

3. Каковы основные черты «нового советского искусства»?
  • упор на пролетарскую культуры и отказ от буржуазной культуры;
  • отказ от традиций и культурных достижений прошлого;
  • произведение оценивалось не по художественной ценности, а по социальному происхождению автора;
  • основной темой в искусстве стала революция;
  • особое внимание к сатире;
  • конструктивизм в архитектуре;
  • развитие кинематографа;
1. Подготовьте сообщение о деятельности одного из советских педагогов-новаторов 1920—1930-х гг.

Макаренко Антон Семенович [1(13).3.1888, Белополье, ныне Сумской области, — 1.4.1939, Москва] — советский педагог и писатель.

После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) Макаренко учительствовал на Украине. В 1917 году он окончил Полтавский учительский институт.

В 1920—1930-е годы Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной имени Ф.Э. Дзержинского в пригороде Харькова. Он осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей.

В 1937 году Макаренко переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности.

По Макаренко, цель воспитательной работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой Коммунистической партии и Советского государства в области коммунистического воспитания.

Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда.

Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного, зависимого от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, структуру взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, теорию существования мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций.

В методике Макаренко четко определены решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования «воспитательного коллектива», Макаренко подчеркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на нее через коллектив («педагогика параллельного действия») и непосредственно педагогом.

Сущность своего педагогического опыта он определял принципом «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». Макаренко старался «проектировать лучшее в человеке», стремился видеть в личности воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы.

Подлинный гуманист, Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно-морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь марксистско-ленинской идеи соединения обучения и воспитания с производительным трудом учащихся.

Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Он утверждал, что воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом — вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьезный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.

Педагогический опыт Макаренко, его педагогические взгляды воплощены в художественном творчестве. В своих художественных произведениях («Педагогическая поэма», «Марш 30-го года», «Флаги на башнях»), художественно-теоретической «Книге для родителей», в публицистических статьях («Воля, мужество и целеустремленность», «О коммунистической этике», «Коммунистическое воспитание и поведение» и других).

Макаренко как педагог-новатор и художник проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развития в советском обществе новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек. Литературная деятельность Макаренко — редкий пример слияния подлинно художественного дарования с талантом педагога-ученого.

Как писатель и педагог Макаренко сформировался под сильным воздействием М. Горького, его творчества и личности. Система педагогических взглядов Макаренко способствовала развитию педагогической мысли: он внес большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В УССР в 1958 году была учреждена медаль Макаренко, которой награждаются особо отличившиеся учителя и другие работники народного образования.

2. Писатель Е.И. Замятин в 1921 г. в статье «Я боюсь» утверждал: «Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благонадёжные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики… Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое». Выскажите предположение, какие особенности политической и духовной жизни страны в 1920-е гг. внушили писателю эти опасения.

Писатель Е. И. Замятин опасался увеличения влияния партийной бюрократии, которая постарается поставить культуру под полный идеологический контроль партии. Эти опасения подтверждались событиями 1920-х гг., когда писатель мог наблюдать ужесточение внутриполитической ситуации в стране в ходе борьбы за власть, переход от однопартийной диктатуре к единоличной диктатуре.

3. Н. И. Бухарин в 1924 г. утверждал: «Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически на определённый манер. Да, мы будем штамповать интеллигентов, мы будем вырабатывать их, как на фабрике».

Прокомментируйте этот документ. Начните с выяснения смысла таких словосочетаний, как «кадры интеллигенции», «натренированы идеологически», «на определённый манер», «штамповать интеллигентов», «вырабатывать интеллигентов, как на фабрике».

Н.И Бухарин имел ввиду, что партии большевиков не нужны были свободны творцы (литераторы, художники и прочее). Большевикам были нужны те, кто мог бы силой культуры и искусства нести в народ пропаганду революционных идей большевиков и вести народ туда, куда укажет партия.

В это связи было необходимо создать такие образовательные учреждения, которые могли бы выпускать таких деятелей культуры, которые бы мыслили в рамках одной идеологии по одному шаблону. Не случайно Бухарин сравнивает подготовку таких «кадров» с «штамповкой» на фабрике.

4. Соберите материал о разрушенных после революции храмах вашего города/региона, найдите их изображения, узнайте, какие из них восстановлены в наше время. Подготовьте презентацию на данную тему.

Материал для презентации можно найти ►здесь.

◄§ 13. Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг

§ 15. «Великий перелом». Индустриализация►

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.