Культурное пространство и жизнь в 1950-1960.

ДЗ ◄ ДЗ по истории ◄ ДЗ история России 10 кл. Горинов 
§ 33. Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг
33. Культурное пространство и жизнь в сер. 1950-х — сер. 1960-х
Как проявлялась «оттепель» в культурном пространстве СССР?
  • некоторое идеологическое ослабление в литературе, музыке, кино
  • появление новых статей в журнале «Новый мир»
  • встречи властей с деятелями культуры
  • массовый характер антисталинских публикаций
Как вы думаете, какие черты, характерные для «шестидесятников», формировались под воздействием новых форм общественной жизни.

Под воздействием новых форм общественной жизни формировались новые черты, характерные для «шестидесятников»: мотивацию к размышлению и анализу, стремление к справедливости, умение отстаивать свою точку зрения, распространять гуманистические идеи.

1. Расскажите о новых тенденциях в развитии советской литературы и искусства в изучаемый период.

Появились произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе — обновленческого. Суть его состояла в обращении к внутреннему миру человека, его повседневным заботам и проблемам, нерешённым вопросам развития страны.

Одной из первых таких работ стала опубликованная в 1953 г. в журнале «Новый мир» статья В.М. Померанцева «Об искренности в литературе», где он впервые поставил вопрос о том, что «честно писать — это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей».

Здесь же поднимался и вопрос о необходимости существования различных литературных школ и направлений.

В журнале «Новый мир» появились статьи В.В. Овечкина (ещё в 1952 г.), Ф.А. Абрамова, ставшие широко известными произведения И.Г. Эренбурга («Оттепель»), В.Ф. Пановой («Времена года»), Ф.И. Панфёрова («Волга-матушка река») и др.

Их авторы отошли от традиционной лакировки реальной жизни людей. Впервые за многие годы был поставлен вопрос о губительности той атмосферы, которая сложилась в стране.

Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А.Т. Твардовского от руководства журналом.

Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменить стиль руководства Союзом писателей и его отношений с ЦК КПСС.

Попытки главы Союза писателей А.А. Фадеева добиться этого привели к его опале, а затем и к самоубийству. В своём предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью».

Об этом же говорили в своих произведениях В.Д. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д.А. Гранин («Искатели»), Е.Я. Дорош («Деревенский дневник») и др.

Освоение космоса, разработка новейших образцов техники сделали любимым жанром читателей научную фантастику.

2. Охарактеризуйте реформу образования в СССР.

В декабре 1958 г. был принят закон, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа.

Среднее образование молодёжь получала, оканчивая либо школу рабочей (сельской) молодёжи без отрыва от производства, либо техникумы, работавшие на базе восьмилетки, либо среднюю трёхгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением.

Для желающих продолжить образование в вузе вводился обязательный производственный стаж.

Проблема притока рабочей силы на производство временно была снята. Однако для предприятий это создавало новые проблемы с текучестью кадров и низким уровнем трудовой и технологической дисциплины среди молодых рабочих.

3. В чём проявилось ужесточение государственного курса по отношению к церкви?

Секретное постановление ЦК КПСС предусматривало в короткий срок

  • вдвое сократить число монастырей,
  • провести «чистку» церковных библиотек,
  • ограничить паломничество верующих к святым местам.

В 1961 г. – «церковная реформа»:

  • духовенство отстранено от руководства приходами, которые возглавили церковные старосты, назначаемые райисполкомами, т. е. самой властью.
  • началось не только закрытие, но и уничтожение церквей. Из 13 414 храмов было закрыто 5891, из 63 монастырей — 44.
  • численность духовенства за это время сократилась с 12 тыс. до 7,4 тыс. человек.
  • начались аресты церковных иерархов.
  • введён контроль над осуществлением церковных обрядов.
  • родителям детей, посещавших церковь, угрожали лишением родительских прав и отправкой детей в интернат
  • все это и в отношении мусульман, иудеев, католиков.

Ужесточение курса объяснялось начавшимся развёрнутым коммунистическим строительством и скорой победой коммунизма — общества, в котором нет места религии и церкви.

4. Назовите особенности повседневной жизни народа в период «оттепели».
  • развитие пищевой и лёгкой промышленности ликвидировало дефицит продуктов питания, одежды, обуви.
  • новый дефицит — нехватка товаров высокого качества, которые в торговле называли товарами повышенного спроса.
  • в начале 1960-х гг. – нехватка мяса, молока, масла и рост цен.
  • дефицит порождал коррупцию и спекуляцию.
  • стабильность цен на продукты питания и основные промышленные товары советского производства
  • рост цен на импортную продукцию лёгкой промышленности, дефицит этих товаров
  • недорогие услуги учреждений культуры
  • типовая мебель и не очень удобная мебель для малогабаритных квартир

Документ

1. Какие границы творческой свободы устанавливались властями? Насколько определёнными они были?

Границы творческой свободы устанавливались властями в рамках ленинской коммунистической идеологии.

2. Выскажите своё понимание того, что Н.С. Хрущёв называл «идейными шатаниями».

Н.С. Хрущёв называл «идейными шатаниями» отступление от идеологии коммунизма-ленинизма, попытки критиковать существующий социалистический строй.

1. Чем можно объяснить сочетание в культурной жизни таких явлений, как проведение в 1957 г. Всемирного фестиваля молодёжи и студентов, проведение в 1958 г. 1-го Международного музыкального конкурса им. П.И. Чайковского, на котором победил американский пианист В. Клиберн, с одной стороны, и резкую критику Н.С. Хрущёвым художников-авангардистов на выставке в Манеже в 1962 г. — с другой?

Приведенные выше факты можно объяснить стремлением к свободе, демократическим преобразованиям после сталинского режима, с одной стороны, и страхом партийных чиновников утратить власть над умами и жизнью советских людей, страх дать действительную свободу.

2. Проанализируйте данные статистики и оцените последствия изменений в системе образования: в 1946 г. в системе вечернего и заочного образования обучалось 28% студентов, в 1961 г. — 61 %. К середине 1960-х гг. принятые на льготных основаниях (демобилизованные из армии и отработавшие не менее двух лет на производстве) составили около 70% от общего количества студентов.

Оценка изменений в системе образования: перед образованием была поставлена задача подготовки кадров для быстро развивающейся промышленности и эта задача была выполнена.

3. Познакомьтесь с одним из произведений искусства, о которых идёт речь в параграфе. Напишите эссе-отзыв.

Фильм «Летят журавли» М.К. Калатозова

Черно-белую картину Михаила Калатозова «Летят журавли» называют самым страшным фильмом о войне, хотя в ней звучит всего лишь один выстрел. Собственно, и вся эта экранная история о том, что могло бы быть, не случись этого единственного выстрела.

Фильм Михаила Калатозова сделал молодых актеров Татьяну Самойлову и Алексея Баталова всемирно знаменитыми звездами и принес нашему кинематографу «Золотую пальмовую ветвь», оставшись в истории единственным советским полнометражным фильмом, удостоившимся главного приза Каннского кинофестиваля.

Но его выход на экраны нашей страны 12 октября 1957 года сопровождался шквалом разгромных рецензий. Никита Хрущев после просмотра картины подверг ее гневной критике, а главную героиню обозвал шлюхой. Стоит ли после этого удивляться, что о триумфе фильма на Каннском кинофестивале в 1958 году на родине сообщила лишь маленькая заметка в «Известиях» – без фотографий и даже упоминания имен режиссера и автора сценария.

В основу киносценария, написанного Виктором Розовым, была положена его же пьеса «Вечно живые», попавшая к Калатозову совершенно случайно. Она начиналась словами «Летят журавли…». И когда позже у режиссера спрашивали, чем же зацепила его эта пьеса, ответ всегда был один: «Вы понимаете, это красиво – журавлиный клин в небе…»

В конце концов, картину так и назвали – «Летят журавли», хотя рабочее название было другим – «За твою жизнь».

На фестивале в Каннах фильм шел под названием «Когда пролетают аисты», поскольку дословный перевод на французский слов «журавль» (grue, на сленге «проститутка») и «лететь» (voler, омоним «красть») дал бы второй смысл – «проститутки воруют».

До картины «Летят журавли» Калатозов уже снял с десяток фильмов, как тогда говорили, идейных – «Страна в опасности», «Мужество», «Валерий Чкалов»… Но вершиной его кинематографического искусства стал именно этот трагический рассказ о влюбленных, которых навсегда разлучила война.

Лент про войну и разлуку и до Калатозова снималось немало, но такой личной, откровенной, щемящей еще не было.

На кинематографистов фильм «Летят журавли» произвел ошеломляющее впечатление. Станислав Ростоцкий, снимавший в то время «Дело было в Пенькове», пришел в монтажную и сказал: «Все, что мы снимали, надо уничтожить. Так делать картины больше нельзя».

«Летят журавли» стал единственным советским фильмом, попавшим в лидеры кинопроката Франции. Его посмотрели 5 миллионов 401 тысяча зрителей. Одним из них был гениальный Пабло Пикассо. После просмотра великий художник заявил: «Да здесь каждый эпизод — самостоятельное талантливое произведение…».

После Канн началось триумфальное шествие фильма по всему миру. Немногие советские картины собрали такую коллекцию призов — Канны-58, Локарно-58, Ванкувер-58, Мехико-58… За «Журавлями» потянулся длинный шлейф восторженных отзывов мировой прессы. В конце концов дрогнула и пресса советская.

4. Почему некоторые новые тенденции в художественной культуре подвергались резкой критике со стороны власти?

Некоторые новые тенденции в художественной культуре подвергались резкой критике со стороны власти потому, что не укладывались в идеологические рамки советского строя.

6. Выскажите своё отношение к словам М.М. Ромма о Н.С. Хрущёве:

«Пройдёт совсем немного времени, и забудется и Манеж и кукуруза… А люди будут долго жить в его домах. Освобождённые им люди… И зла к нему никто не будет иметь — ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет…».

Со словами М.М. Ромма трудно не согласиться. Да, политика Н.С. Хрущева была не всегда продуманной, часто противоречивой, но в главном, Михаил Ромм прав: несколько поколений советских людей вспоминают Хрущева добрым словом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.