Культурное пространство и повседневная жизнь

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ история России 10 кл. Горинов 
 37. Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.
37. Культурное пространство и повседневная жизнь во 2-й пол. 1960-х – 1-й пол.1980-х гг.
В чём проявлялся противоречивый характер изменений в духовной сфере общества во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг.?

В духовной сфере общества середины 1960-х — середины 1980-х гг. так же как и в других сферах были свои плюсы и минусы, культура сочетала прогрессивные векторы развития с консервативными застойными тенденциями и общественным безразличием.

Почему не удалось в полной мере реализовать в повседневной жизни советских граждан принцип социальной справедливости?

Повседневная жизнь заметно расходилась с идеологическими установками, представлявшими советский народ как единую социально-политическую общность, а политику государства как последовательное воплощение марксистских идей о социальной справедливости.

Заметной становилась разница в качестве жизни разных групп населения, она определялась различиями не только в уровне доходов, но и в возможностях доступа к социальным благам.

Это происходило потому, что существовала плановая экономика, которая в отличие от рыночной исключала возможность свободно зарабатывать, норма зарплат устанавливалась централизованно во сферах деятельности.

В свою очередь, плановая экономика – главная идея социалистической модели общества и отказ от нее был при существующей власти невозможен.

Материал взят с сайта https://abiturient24.com/index/vopros263653

Чем можно объяснить рост читательского спроса?

Это можно объяснить общим общественным настроением, интересом к новому, появлением произведений с точкой зрения и темой, отличающимися от официального курса.

1. Охарактеризуйте особенности повседневной жизни советских граждан в 1960-х — начале 1980-х гг.

Большинство людей, которые жили в 1970-е гг. считают, что эти годы были самыми благополучными в истории страны. Вырос уровень жизни населения , люди стали лучше одеваться и питаться, потребление хлеба и картофеля снижалось, а мяса, молока и фруктов увеличивалось.

Увеличилось производство товаров широкого потребления. К 1980 г. более 100 млн человек смогли улучшить свои жилищные условия. Качество типового строительства по сравнению с привычными пятиэтажными домами эпохи Хрущева стало расти.

Непременным атрибутом новой квартиры была домашняя библиотека. Обстановка квартир была в основном узнаваемой, поскольку промышленность выпускала одинаковые образцы мебели, бытовой техники.

Поступавшие в торговую сеть импортную мебель и товары длительного пользования, обычно из стран социалистического лагеря, трудно было купить, такие товары в основном распределялись среди работников крупных предприятий и учреждений. Популярный в 1960-е гг. минимализм стала вытеснять более удобная для жизни обстановка.

Летом многие покидали квартиры, чтобы отправиться на дачу. В 1970-е гг. массовая раздача садово-огородных участков стала рассматриваться как доступный и быстрый способ повысить благосостояние людей.

Для всё большего числа семей доступным средством транспорта становится личный автомобиль. На рубеже 1960—1970-х гг. происходит настоящий скачок в автомобилестроении, к 1971 г. общее число ежегодно выпускаемых в СССР машин перевалило за миллионную отметку.

Постепенно поднимался уровень заработной платы: в 1970 г. средняя зарплата составляла 122 р., к концу десятилетия — 169 р. (при этом цены на важнейшие продукты питания не повышались с начала 1960-х гг.).

Повседневная жизнь заметно расходилась с идеологическими установками, представлявшими советский народ как единую социально-политическую общность, а политику государства как последовательное воплощение марксистских идей о социальной справедливости.

Заметной становилась разница в качестве жизни разных групп населения, она определялась различиями не только в уровне доходов, но и в возможностях доступа к социальным благам.

2. Что означает выражение «полочные фильмы»?

Выражение «полочные фильмы» означает то, что отснятые фильмы запрещались к выходу на экран из идеологических соображений и складывались на полку. Так и появилось выражение «полочные фильмы».

3. Расскажите о движении диссидентов. Почему оно расширяется к концу 1970-х гг.?

К середине 1960-х гг. возникло диссидентское движение, в которое входили правозащитные, национально-освободительные, религиозные организации и движения. В 1965 г. за публикацию своих произведений за границей были арестованы и приговорены к 7 годам лагерей и 5 годам ссылки писатели А.Д. Синявский и Ю.М. Даниэль.

В 1967 г. подверглись аресту поэт Ю.Т. Галансков и публицист А.И. Гинзбург. В 1969 г. была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация — Инициативная группа защиты прав человека в СССР (Н.Е. Горбаневская, С.А. Ковалёв, Л.И. Плющ, П.И. Якир и др.).

Признанным духовным лидером правозащитного движения стал академик А. Д. Сахаров. В 1976 г. в Москве была создана группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений в СССР, которую возглавил Ю. Ф. Орлов. (В 1977 г. он, как и другие руководители подобных групп в СССР, был арестован.)

В конце 1979 — начале 1980 г. были арестованы и сосланы почти все лидеры и активные участники не только правозащитного движения, но и национальных и религиозных организаций.

Впервые за долгие годы инакомыслие коснулось армии. В 1969 г. был раскрыт созданный офицерами Балтийского флота подпольный «Союз борьбы за демократические права», выступавший за демократизацию общества.

В 1975 г. замполит большого противолодочного корабля «Сторожевой» капитан 3-го ранга В. Саблин арестовал командира и повёл корабль в нейтральные воды, чтобы обратиться к руководству страны с воззванием.

В нём говорилось: «Граждане, Отечество в опасности! Его подтачивают казнокрадство и демагогия, показуха и ложь…» Саблин был отдан под трибунал и расстрелян.

Движение диссидентов расширяется к концу 1970-х гг. потому, что жизнь людей изменилась, но социальной справедливости, правды, свободы за рамками официальной идеологии не было. Кроме того, исчез и страх, присущий обществу в сталинское время.

4. Назовите новые черты в искусстве изучаемого периода.

По указанию отдела пропаганды ЦК КПСС в литературе утверждалась «производственная» тематика. В работах, посвящённых этим проблемам, все конфликты благополучно разрешались после вмешательства партийных работников, а недостатки списывались на издержки воспитания.

Объективно противостояли официальной идеологии представители деревенской прозы (Ф.А. Абрамов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, Г. Распутин, Б.А. Можаев, В.М. Шукшин), показывавшие непростую историю и острые противоречия в современной российской советской деревне. О проблемах нравственности писали Б.Л. Васильев, Ю.В. Трифонов, Ю.В. Бондарев и др.

Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигенции предлагали режиссёры Г.А. Товстоногов, А.В. Эфрос, М.А. Захаров, О.Н. Ефремов, Г.Б. Волчек, Т.Е. Абуладзе, А.Ю. Герман, А.Я. Аскольдов и др.

Специфической чертой культуры 1960-х — начала 1980-х гг. была так называемая «магнитофонная революция». Широкое распространение получили не поддававшиеся контролю со стороны властей записи бардовских песен.

Всеобщее признание получило творчество В.С. Высоцкого, А.А. Галича, Ю.И. Визбора, Ю.Ч. Кима, Б.Ш. Окуджавы, А.М. Городницкого, С.Я. Никитина, В.И. Ланцберга и др. Также в записях нередко ходили по рукам и сатирические выступления М.М. Жванецкого и др. Всегда с аншлагом шли концерты А.И. Райкина, сатирически бичевавшего пороки общества.

Однако, несмотря на цензурные ограничения, художественная жизнь в эти годы была насыщенной и яркой.

Продолжая традиции «оттепельной» литературы и кино, на экран вышли фильмы о духовном мире и гражданской позиции современника («Доживём до понедельника», 1969, реж. С.И. Ростоцкий; «Начало», 1970 и «Прошу слова», 1976, реж. Г.И. Панфилов).

Неотъемлемой частью культурного багажа интеллигенции стало так называемое интеллектуальное (авторское) кино. Фильмы А.А. Тарковского, К.Г. Муратовой, А.Ю. Германа выходили с цензурными купюрами и в небольшом количестве копий, но у них была своя преданная аудитория.

Творческий расцвет переживали кинорежиссеры С.Ф. Бондарчук («Война и мир», «Они сражались за Родину»), Ю.Н. Озеров (киноэпопея «Освобождение»), Э.А. Рязанов («Ирония судьбы…», «Гараж», «Служебный роман»), Л.И. Гайдай («Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»).

Особую любовь зрителей приобретают телесериалы «Семнадцать мгновений весны» (Т.М. Лиознова), «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» (В.И. Усков и В.А. Краснопольский), «Место встречи изменить нельзя» (С.С. Говорухин) и др.

Театральное искусство переживало настоящий взлёт. На сцене зачастую удавалось расставить понятные зрителю акценты и в подцензурном тексте, установить духовный контакт с аудиторией.

На спектакли Московского театра на Таганке, Театра им. Ленинского комсомола, Большого драматического театра (БДТ) в Ленинграде невозможно было попасть.

(По материалам Учебника История России 10 класс под ред. Торкунова, а так же сайтов https://trojden и http://ingvarr.net.ru

1. Используя дополнительный материал, оцените влияние министра культуры (1960—1974) Е.А. Фурцевой на развитие советской культуры.

Фурцева была первым секретарем МГК КПСС с 1954 по 1957 год. Она входила в Президиум ЦК КПСС с 1957 по 1961 год. Потом занимала пост министра культуры СССР с 1960 по 1974 год.

Будущий политический деятель родилась в 1910 году в городе Вышний Волочек Тверской губернии в семье рабочего. В 1924 году вступила в Комсомол. Фурцева участвовала в обороне Москвы.

На XIX съезде КПСС (1952) ее избрали кандидатом в члены ЦК КПСС, на XX (1956), XXII (1961), XXIII (1966) иXXIV (1971) съездах КПСС избиралась членом ЦК КПСС. В 1950—1962 и 1966—1974 годах – депутат Верховного Совета СССР третьего, четвертого, пятого, седьмого и восьмого созывов.

Будучи министром культуры, она поспособствовала тому, чтобы в СССР прошли выставки Дрезденской галерeи, Нью-Йоркского музея «Метрополитен», гастроли la Scala в Большом Театре.

В страну с концертом приезжали многие знаменитые певцы, в том числе Ива Монтан и Симона Синьоре. По ее соглашению прошли и другие значимые события культурной жизни.

Но Фурцева также выступила инициатором запрета на выступление английских рок-групп The Beatles и The Rolling Stones.

За свою жизнь министр культуры СССР удостоена четырех орденов Ленина, ордена Трудового Красного Знамени, ордена «Знак Почета» и медали. Умерла Фурцева 25 октября 1974 года в Москве. Похоронена 29 октября на Новодевичьем кладбище в Москве (скульптор надгробия — Л.Е. Кербель, архитектор — М.О. Барщ).

2. Чем можно объяснить появление в литературе направления «деревенской прозы»?

Направление «деревенская проза» появилось потому, что авторы на примерах героев – жителей деревни – говорили о вечных ценностях, нравственности, смысле жизни, они обращались к вечным основным вопросам бытия, а не к идеологическим сиюминутным проблемам.

3. Познакомьтесь с одним из названных в параграфе произведений советского искусства, напишите рецензию.

Рецензию на фильм “Они сражались за Родину” можно найти ►здесь, только нужно подсократить материал, из каждого абзаца оставить по 2-3 предложения.

4. Приведите аргументы в подтверждение и в опровержение мысли о том, что советская культура при Л.И. Брежневе развивалась по инерции, заданной предыдущим периодом.

Аргументы в подтверждение: произведения культуры для массового зрителя, которые финансировались государством, создавались только по тематике, заданной официальными органами – комиссиями, управлениями, министерством культуры.

Аргументы в опровержение: появлялись новые авторы, произведения которых не укладывались в официальные идеологические рамки – В. Высоцкий, С. Довлатов, Марк Захаров, в поэзии Вознесенский, Рождественский, писатели и драматурги Арбузов, Шварц, Вампилов и многие другие.

6. На основании опроса родственников, людей старшего поколения напишите эссе на тему «Повседневная жизнь советского человека 1970—1980-х гг.».

В 1960 — 1970-х гг. быстрыми темпами увеличивалось городское население. К 1980 г. оно составило 180 млн. чел., т. е. 62% жителей страны. Люди старались перебраться в крупные города, там было лучше снабжение продовольственными и промышленными товарами, больше шансов получить благоустроенное жилье, хорошее образование, доступность культурных ценностей.

Если в 1960 г. более 1 млн. жителей проживало лишь в Москве, Ленинграде и Киеве, то в 1980 г. таких городов было уже 24. Прописка в крупных центрах ограничивалась, но предприятия добивались права набирать иногородних и сельских жителей по «лимиту». «Лимитчики» получали временную прописку и место в общежитии.

Адаптация выходцев из деревень и поселков к городскому образу жизни, городской культуре часто проходила сложно. Горожане были недовольны прибытием «лимитчиков», видя в них конкурентов в очереди на жилплощадь.

Острота жилищной проблемы теперь, конечно, не шла ни в какое сравнение с послевоенным периодом, однако очереди на жилье не уменьшались.

В начале 1980-х гг. 27 млн. горожан жили в общежитиях, бараках, полуподвалах или снимали комнаты в частном секторе.

Уровень потребления продуктов питания и быта значительно вырос, но их не хватало, поэтому очередь – самая привычная картинка из повседневной жизни того времени.

К примеру, одному человеку в очереди давали только 2 кг. колбасы, поэтому родители брали с собой в очередь детей, чтоб побольше купить колбасы. Молоко продавалось только в утренние часы, и занимать очередь надо было с 5 – 6 часов утра.

Конечно, жить стало лучше, у некоторых семей появлялись автомобили. Но основная масса людей не могла себе позволить на получаемую зарплату купить автомобиль.

Посещение кино, театров, парков культуры, цирков прочно вошло в повседневную жизнь людей, стоило не очень дорого.

В известные престижные учреждения культуры (БДТ, Большой, Малый театры, Ленком и др.) на культовые спектакли, фильмы, концерты билетов было достать практически невозможно, а повышать цену на билеты эти учреждения в условиях плановой экономики не могли.

Часть билетов распределялась администрацией по знакомым. Появились перекупщики, которые торговали билетами у в хода по тройной цене. Это сейчас в условиях рыночной экономики в Большой театр нет очередей, так как там билет стоит от 10 тысяч рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.