18. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг.

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ история России 10 кл. Горинов 
§ 18. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг
§ 18. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг
Были ли в СССР 1930-х гг. осуществлены задачи культурной революции?

Можно сказать, что в СССР 1930-х гг. осуществлены задачи культурной революции. В развитии культуры, образовании, науке, искусстве были достигнуты значительные успехи, побеждена всеобщая неграмотность. Вместе с тем, жесткий контроль государства обеспечивал идеологическое давление.

Выясните суть расхождений между двумя группами советских биологов.

В 1920-1930-е гг. советская генетика пользовалась значительным авторитетом на международной арене. Именно в России удалось преодолеть острые противоречия между генетикой и теорией эволюции и создать предпосылки для нового эволюционного синтеза. Именно в России был сформулирован матричный принцип передачи наследственной информации, открыт простор для развития современной молекулярной биологии.

Это произошло благодаря группе известных ученых – академик, первый президент ВАСХНИЛ, директор Института генетики АН СССР Н. И. Вавилов; член-корреспондент, академик ВАСХНИЛ, создатель Института экспериментальной биологии Н. К. Кольцов; выдающийся болгарский биолог Д. С. Костов, работавший в СССР по приглашению Н. И. Вавилова; биолог-генетик, создатель Лаборатории генетики в АН СССР Ю. А. Филипченко; член-корреспондент, академик ВАСХНИЛ А.С. Серебровский; генетик-эволюционист С. С. Четвериков и его ученик Н. В. Тимофеев-Ресовский; эмбриолог, академик ВАСХНИЛ, директор Московского зоопарка М. М. Завадовский; биолог-эволюционист, академик И. И. Шмальгаузен, американский генетик, член-корреспондент, Нобелевский лауреат (1946) Герман Д. Меллер; специалист по медицинской генетике В. П. Эфроимсон

Но уже во второй половине 1930-х гг. в советской генетике возобладали антинаучные взгляды Т.Д. Лысенко (позже названные «агробиология»), что до 1965 г. остановило ее развитие и привело к уничтожению крупных генетических школ.

Это был один из этапов истории отечественной генетики – этап ее взлета, который состоялся в 1920-1930-е годы вопреки нарастающему тоталитаризму в советской стране, атмосфере страха в обществе, гонениям на науку.

Суть расхождений – в эти трудные годы в решении серьезнейших проблем биологии и сельского хозяйства научный подход начал подменяться примитивно понимаемым критерием практики. Ученые во главе с Н. И. Вавиловым боролись за создание подлинно научных основ сельского хозяйства. Но представители сельскохозяйственной практики интересовались быстрыми практическими результатами, а их широко обещал Лысенко.

1. Что такое культурная революция?

Культурная революция – комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества, в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции.

2. Кого считали истинными героями в Стране Советов? Почему?

Истинными героями в стране советов считали тех, кто совершал трудовые подвиги. Например, Стаханова, Пашу Ангелину. А также летчиков, военных и т.д., потому, что страна стояла на пороге войны и для патриотического воспитания нужны были военные герои, а труженики становились героями, потому, что рабочий класс, трудящиеся – гегемон революции и социализма, потому, что ценность труда была очень велика.

3. Расскажите о нововведениях в системе образования в СССР.

От всеобщего четырехлетнего обязательного образования переход в обязательному семилетнему образованию. Возвращены предметы, уроки, оценки, строгая дисциплина и наказания. Массовое строительство школ, открытие библиотек.

4. Раскройте на примерах вклад отечественной науки в развитие Советской страны. Какие науки попали под жёсткий идеологический контроль?

Вклад отечественной науки в развитие Советской страны заключался в:

  • открытии залежей полезных ископаемых,
  • разработке новых видов вооружения,
  • освоении Севера,
  • активном исследование атомного ядра.
5. Назовите писателей, художников, композиторов, продолживших свою творческую деятельность вдали от Родины. Какие их произведения вам знакомы?
  • Писатели: И. Бунин, А. Куприн, К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д. Мережковский
  • Музыканты и исполнители: Ф. Шаляпин, С. Рахманинов, И. Стравинский, А. Глазунов, С. Прокофьев, А. Вертинский
  • Художники: И. Репин, В. Кандинский, К. Коровин, М. Шагал
6. Как изменялись быт и общественные настроения граждан Советской страны?

Быт и общественные настроения граждан Советской страны постепенно менялись.

Жилье для большинства горожан – коммунальные квартиры, на больших стройках – общежития-бараки, землянки. Широко распространены общественные бани. Отдых в городах – кино, парк отдыха, развивалась физкультура. Товары народного потребления – по карточкам, также как и продукты.

Общественное настроение в общем было приподнятое, люди верили, что вершат великие дела.

1. Определите основные темы, проблемы, поднимаемые в произведениях писателей 1930-х гг.

Основные темы, проблемы, поднимаемые в произведениях писателей 1930-х гг.:

Исторические темы недавних революционных событий, истоков революции, проблемы качеств человеческой личности – честность, смелость, целеустремленность, служение Родине.

2. Раскройте на примерах противоречивый характер советской науки и культуры 1930-х гг.

Противоречивый характер советской науки и культуры 1930-х гг. Примеры:

  • биология – генетика и «лысенковщина»
  • Д. Шостакович – критика его опер и балета
  • в живописи – господство соцреализма, неприятие других жанров
4. Дайте характеристику одного из художественных произведений, в котором наиболее точно и ярко отражена эпоха 1930-х гг.

Картина и оригинальное описание ►здесь.

«Даешь тяжелую индустрию!». Картина-лозунг, картина призыв, это живописное полотно Юрия Пименова кто-то оценивает как нагроможденное, а кто-то говорит о гениальной структуре композиции. Нет никаких сомнений в том, что картина была написана художником Юрием Пименовым по заказу Совнархоза, а за великолепное исполнение получила престижную премию Советского Союза на Выставке Государственных Заказов. По мотивам картины Пименовым позднее был создан агитационный плакат.

Простые рабочие сталелитейного завода находятся в центре внимания на данном полотне. Выстроившись в ряд пятеро рабочих тянут стальную арматуру, их действия изображены в динамике, крепкие тела величаво трудящихся фигур пылают не только от обжигающего жара машин, но и от той великой идеи, взращённой Советским Союзом, ради которой они и трудятся. Высветленные фигуры двух работников на втором плане, навались всем своим телом, толкают чугунную телегу вперед, по строительным лесам.

Критики справедливо отмечают, что картины Пименова лишены пластики, в них все – двухмерно, плоско, однако эти «изъяны» уже можно считать исправленными картиной «Даешь тяжелую индустрию!». Мысленно можно представить себе механизированные движения рабочих, однако не заметить, что главный «винтик» в огромной машине индустриализации, конечно же, живой человек – кровь и плоть.

Измазанные в золе, их тела ярко выделяются на фоне машинного зарева, находясь у огромной печи они контрастно выделяются художником. Каждая из внутренних композиций картины могут служить самостоятельными полотнами, но сочетание человеческого труда и заводских построек, дыма, локомотивов, точно передают атмосферу невероятного темпа наработки, заданного той эпохой.

5. Найдите в Интернете и прослушайте советские песни 1930-х гг. Какие человеческие качества воспевались в них? Отражали ли песни реальные процессы общественные жизни Страны Советов?

Воспевались патриотизм, героизм, самоотверженный труд на благо всего общества, бескорыстие, честность, самоотверженность.

Нет, песни в больше степени были написаны в соответствии с идеологией, а не с реальным положением дел. Так в песне 1936 г. есть строчки «Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек», однако уже в 1937 г. начались сталинские репрессии, которые показали все бесправие советских граждан.

6. Можно ли утверждать, что культурная революция в 1930-х гг. была завершена? Своё мнение аргументируйте.

Культурная революция в 1930-х гг. не была завершена из-за начала Второй мировой войны. Хотя в 30-е был сделан большой шаг вперед в культурном развитии общества. В частности выросла грамотность, была создана сеть начальных и средних школ, училищ, техникумов и ВУЗов. Женщины получили возможность получить образование.

В деревнях и селах открывались избы-читальни, библиотеки. Развивались все виды искусства, но только в рамках социалистического реализма. Открывались новые театры, снималось много фильмов.

7. Напишите сочинение или эссе, в котором раскройте образ нового советского человека — строителя социализма.

С первых минут возникновения слова «советский человек» – провозглашалось, что он – хозяин своей страны и вершитель своего будущего. При чем будущего с большой буквы. Неграмотному мужику от сохи было невообразимо трудно поверить – что теперь он хозяин. Требовалось ранее немыслимое – перевернуть вековое сознание русского человека, переориентировав его с националистического отношения к русской земле – на наднациональное.

Обобщив многонациоанальное – к единому началу, где уже нет «ни иудея, ни эллина». Это было воистину, евангельское равенство. Вся огромная, многонациональная страна рассматривалась как одна единая семья и один единый народ. При чем наднациональные идеи были взято за идентификацию этого нового народа, состоящего из сотни других народностей. Творилось все новое – новый народ и новая культура. Русский язык, как язык большинства – стал связующим в формирование новой основы.

Шло формирование нового человека и это всячески подчеркивалось. Октябрь 1917 – проводил четкую черты – между старорежимным и новым. В те годы еще никто не мог знать – в чем оно выразиться. Но все строители нового четко знали – ничто из старого злого в него не войдет. В первые годы Советской власти не было даже тюрем.

Изначально советский человек стремился к не потреблению, а к духовным ценностям. Строки известной советской песни 30-х – «мы рождены, чтоб сказку сделать былью» – были не метафорой, а смыслом жизни. Советские люди рождались, чтобы претворять лучшее в действительность, делая вчерашнюю сказку – сегодняшней былью. И вера – творила чудеса. Сказка реализовалось.

Советский человек радикально преобразовывал свою страну, свою жизнь. Страна из аграрной превратилась в индустриальную за короткий срок. Была создана мощная оборонная промышленность, база для сохранения независимости. Быстрыми темпами развивалось образование, искусство и наука. В это время рождались и формировались будущие Гагарины.

Советская национальная политика в 1930-е гг.

§ 19. СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.