Культурное пространство: художественная культура

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ. История России 9 кл. Арсентьев◄
 Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: художественная культура народов России
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: художественная культура народов России

Вопросы к параграфу Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: художественная культура народов России

1. Что нового внесли передвижники в русское искусство? В чём состояла принципиальная новизна их идей?

Передвижники вынесли столичные художественные выставки за пределы Санкт-Петербурга и Москвы. Впервые они возили картины по стране, чтобы их смогло увидеть больше людей.

В развитии русского искусства их заслуга состоит, прежде всего, в обогащении стиля критического реализма, которому большинство из них было привержено.

2. Сформулируйте идею, объединявшую творчество крупнейших живописцев второй половины XIX в.

Такой идеей можно признать «профессионализм – людям». К тому времени русская живопись давно поднялась на мировой уровень. А благодаря Товариществу передвижных выставок она стала доступна более широкой аудитории. Остальные идеи не едины.

Многие художники пытались донести до людей, насколько несовершенна Россия, как много там несправедливости. Но эта идея не всегда относилась к полотнам на исторические темы, тем более не имела отношения к пейзажам с русской природой.

3. Какие принципиально новые явления появились в архитектуре во второй половине XIX в.? Чем они были вызваны?

Во второй половине столетия появляется много зданий новых типов. Стали строиться магазины, вокзалы, банки и др. Это было связано с изменениями в экономической жизни – раньше просто не требовалось таких зданий. Кроме того, появились новые технологические решения, которым требовалось художественное оформление. Так кардинально изменилась конструкция мостов: ушла традиционная арка, в основу сооружения легла конструкция из стальных ферм.

4. Какие темы стали ведущими в русском музыкальном искусстве во второй половине XIX в.?

Композиторы всё чаще общаются к историческим сюжетам и сюжетам традиционных русских сказок. Вдохновением для них часто служили произведения русских писателей, порой также на исторические темы. Однако время от времени появляются произведения похожие на исторические, но явно на абстрактные сюжеты (как опера Петра Ильича Чайковского «Иоланта») или на сюжеты иностранных художественных произведений (как балет «Щелкунчик» того же Чайковского).

5. Какие причины способствовали усилению роли театра в общественной жизни?

Общественная жизнь захватывала не только образованные слои общества, как это было в первой половине столетия, но и широкие слои населения. Театр же был досугом широких кругов публики. Там свои идеи авторы могли донести до людей, даже не любивших читать, а порой и просто не умевших. Потому с ростом самого общественного движения и роли в этом движении литературы возросла и роль театра, через который многие идеи литераторов доносились до публики.

6. Как вы думаете, какое значение имело сохранение и развитие традиционных художественных промыслов?

В условиях распространения фабричных товаров продукция традиционных промыслов стала слишком дорогой для использования в быту. Потому, чтобы выжить, некоторые промыслы ещё усилили свою художественность. Настоящими произведениями искусства они не стали, потому что известна матрёшка в принципе, а не определённая матрёшка определённого автора, хохломская роспись в целом, а не ряд отдельных произведения и т. д.

Продукция этих промыслов перешла в разряд сувениров для внутреннего потребления и международной торговли. И в этом главное значение данных промыслов – они создали сувенирное лицо русского народного творчества в частности и России в целом.

Думаем, сравниваем, размышляем:

1. Почему художники второй половины XIX в. нередко обращались к историческим сюжетам?

В то время в обществе интерес к истории был велик и в России, и в Европе (в каждой стране – к истории собственной). Это связано с развитием национальной идеи, органичная часть которой – определённое представление о прошлом народа. Благодаря этому интересу историческая наука делала большие успехи, открывала ранее неизвестные страницы развития страны, что ещё больше подогревало в обществе интерес к истории. Художники также были частью общества, потому также интересовались прошедшими веками, и их интерес выплёскивался на холст.

2. Какими элементами отличался так называемый псевдорусский стиль? Чем сооружения этого стиля схожи с древнерусскими постройками? Чем они отличаются от них?

В псевдорусском стиле архитекторы стали обращаться к допетровской архитектуре – на деле в основном к XVII веку, так как здания того времени были самыми яркими из традиционно русских и лучше всего сохранились. Так часто копировать элементы нарышкинского барокко, которое для самой архитектуры своего времени было большим новшеством и из-за реформ первого императора просуществовало недолго. Здания украшались шатровыми завершениями, кокошниками, фигурными наличниками.

Это действительно делали их похожими на древние образцы. Но тем не менее, использовались конструктивные решения второй половины XIX века, включая стальные каркасы, порой бетоном и т.д.

3. Из курса Новой истории вспомните об основных достижениях западноевропейской художественной культуры второй половины XIX в. Укажите черты, сближающие российскую и западноевропейскую художественную культуру того периода.

Черты:

  • распространение критического реализма;
  • рост интереса к истории своего народа;
  • распространение эклектики в архитектуре;
  • появление новых типов зданий, которые потребовали новых архитектурных решений.
Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Соберите информацию и составьте биографический портрет одного из деятелей художественной культуры второй половины XIX в.

Василий Григорьевич Перов родился на рубеже 1833-1834 годов. Точная дата не известна, так как будущий художник был незаконнорожденным. И хотя отец (губернский прокурор барон Георгий Карлович Криденер) вскоре обвенчался с матерью, Василий Григорьевич не имел права на его фамилию и титул и долго подписывался «Васильев»; фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма.

Перов закончил уездное училище. В детстве он переболел оспой, после которой всю жизнь плохо видел. Тем не менее, он с детства проявлял интерес к живописи и когда после училища поступил в арзамасскую художественную школу, выделялся среди учеников.

В 1852 году Перов продолжил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Денег не было даже на жильё. Художнику чуть не пришлось кинуть учёбу, но его приютил у себя один из преподавателей, отметивший талант студента. В 1856 и 1857 годах за вполне академичные портреты Перов получил две малые серебряные медали Императорской академии художеств.

Но картина «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы», получившая малую золотую медаль, написано явно сатирически. В 1861 году за картину «Проповедь в селе» художнику была присуждена большая золотая медаль с правом продолжения обучения за границей. Такой возможностью он воспользовался в следующим годом, но вернулся досрочно с сохранением содержания.

Именно в заграничной поездке где-то в середине 1860-х годов Перов перешёл от сатирического стиля к критическому реализму. Он теперь не смеялся над окружающей действительностью, а ужасался ей. В этом стиле он творил остаток жизни, вскрывая пороки общества и личности. К тому же начиная с картины «Сцена у железной дороги» 1868 года, художник всё чаще стал обращаться к бытовым сюжетам.

В 1869 году Перов активно поддержал идею создания Товарищества передвижных художественных выставок, начавшего работу в 1870 году, организовал московское его отделение. Действительно идея была свежей. Она расширяла аудиторию художников, позволяла не быть привязанным к конкретному месту выставки. Передвижникам Перов со своим критическим реализм был близок и по духу. Он семь лет входил в правления Товарищества, но потом из него вышел.

К концу жизни Перов обратился к евангельским сюжетам, впрочем и их писал в своём стиле, показывая неприглядную правду жизни, только уже далёкого прошлого. Талантливый художник скончался от чахотки (туберкулёза), усугубленной тифом и воспалением лёгких в 1881 году в 48 лет.

5. Изучите историю написания картины В. В. Верещагина «Апофеоз войны».

Василий Верещагин был участником среднеазиатской компании, он на своём опыте знал, что такое война. Там же в азиатских степях он услышал о правителе Кашгара Валихан-торе, который казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных.

Вернувшись и став уже известным живописцем, Верещагин обратился, как и многие художники того времени, к историческому сюжету. По легенде однажды к великому завоевателю Тамерлану, известному своей жестокостью, пришли женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда правитель приказал каждому воину из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ исполнили, было выложено семь пирамид из голов.

Картина изначально должна была изображать такую пирамиду из черепов. Пейзаж вокруг соответствующий – пустынный. Но в процессе работы автор, видимо, вспомнил историю с правителем Кашгара и свой военный опыт. Не изменив существенно саму картину, он придал ей другой смысл. На раме сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».

6. Используя материалы из Интернета, подготовьте презентацию картин одного из художников-передвижников, расположив их в хронологическом порядке по дате создания.

Презентацию можно скачать ►здесь

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: художественная культура народов России

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.: русская литература.

Повседневная жизнь разных слоев населения в XIX в. ►

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.