Музыкальная культура России 19 – начала 20 веков

Реферат по истории, МХК  можно легко оформить как доклад, эссе, контрольную, творческую работу. На этой странице Введение и первый параграф, остальное смотрите на других страницах.   Уникальность текста 80%. Скоро появится полная версия на сайте Автор 24

Музыкальная культура России 19 - начала 20 веков
Музыкальная культура России

Введение

Россия в 19 в. сделала огромный скачок в развитии культуры, внесла неоценимый вклад в мировую художественную культуру, особо в мировую музыкальную культуру.   Это было предопределено рядом причин. Культурный подъем  был  обусловлен процессом формирования русской нации в период перехода к новым капиталистическим отношениям,  ростом национального самосознания.

Еще один фактор, способствовавший интенсивному развитию русской культуры, – это тесное  взаимодействие с культурами других стран и народов. Большое влияние на культуру России оказала западноевропейская общественная мысль. Русское общество воспринимало передовые достижения культур европейских стран.

При этом сохраняя  самобытность своей национальной культуры. В развитии национальной культуры начинает принимать активное участие интеллигенция. В начале эта прослойка общества формировалась из среды дворян и духовенства, но уже в 18 в. появляются разночинцы, а в начале 19 в. –  крепостная интеллигенция (актеры, художники, архитекторы, музыканты, поэты).

В 18 – первой половине 19 века главная роль в культурном развитии принадлежит дворянской интеллигенции,  во второй половине 19 века – разночинцам. К разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической буржуазии, чиновники, мещане, купцы и крестьяне.

Именно по этой причине в 19 в.  в  России происходит процесс демократизации культуры. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий.

В этом реферате я попытаюсь дать общую характеристику музыкальной культуры России  19 – начала 20 вв., проследить истоки и преемственность русского музыкального искусства.

Нужно подчеркнуть важность изучения истории культуры, так как настоящее зиждется на прошлом. Даже самые революционные музыкальные произведения  современности испытывают либо прямое, либо косвенное влияние прошлого.

Задача реферата – проанализировать состояние музыкальной культуры России 19 – начала 20 века, выявить ее особенности, рассказать о композиторах этого времени  и  их произведениях, а также выяснить значение русской музыки того периода  для мировой культуры.

Песенная культура России в 19 веке

Музыкальная культура включает в себя и песни. В 19 в. русские композиторы большое внимание уделяли  изучению фольклора,  считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях. Появляются новые музыкальные жанры, старые формы (обиходные песни, песни на тему скитаний, сатирические песни) трансформируются под влиянием новых жизненных условий, меняется характер образов и интонационно-выразительных средств.

В бытовой народной песне получают отражение крупные общественно-политические события общенациональной важности. Широко отразилась в народной песне  Отечественная война 1812 г. До нас дошел цикл песен о 1812 годе, связанных с устной фольклорной традицией. По своему содержанию и музыкально-поэтическим формам они очень разнообразны.

Эта война стала причиной появления лирических песен, запечатлевших глубокую народная скорбь, печаль, горе, вызванные бедствиями Родины, разорением родного края, гибелью близких.

Русская народная песня приобрела большую  популярность, распространялась во множестве оригинальных обработок – для хора, голоса с сопровождением и отдельных инструментов. В 1806 – 1815 годах несколько раз переиздается сборник Плача. На его основе создавались песенные сборники общедоступного типа.

 Данила Кашин

Большую известность приобрел  Данила Кашин, выходец  из крепостных крестьян, создал много обработок народных песен. В 1833-1834 гг. был издан его сборник «Русские народные песни» в трех частях.  В сороковых годах сборник был переиздан,  что говорит  о его популярности.

Иван Рупин

Иван Рупин  так же собирал крестьянские песни, подвергал их обработке, для его  работ характерен синтез   народно-песенных и городских романсных интонаций. Его фамилию  современники произносили с итальянским окончанием – Рупини, что свидетельствует о его известности.

В 1831 г. издан его песенный сборник. Одновременно с  бытовыми переложениями  народной песни развивается лирический сентиментальный романс.  В этом жанре  простота средств сочетается с непосредственностью и душевностью выражения. Большое значение в  эволюционировании русского романса 19 века имели композиторы Алябьев, Варламов, Гурилев, Верстовский.

Вклад в музыкальную культуру Алябьева

Александр Александрович Алябьев (1787-1851) был родом из дворян. Служил в армии, участвовал в Отечественной войне 1812г. Уйдя в отставку, посвятил себя творчеству. Алябьев – автор популярных романсов: «Я вас любил», «Зимняя дорога» (оба на стихи А.С.  Пушкина), «Соловей» и других. «Соловей» – одна из наиболее известных песен Алябьева. Всё в ней  просто и в тоже время искренне. Песне предшествует  фортепианное вступление. С первых же интонаций вокальной партии развертывается пленительно плавная, задумчивая мелодия. Она сразу же  покоряет своей одухотворенностью.

Вклад в музыкальную культуру Варламова

Композитор Александр Егорович Варламов (1801-1848) – автор популярных романсов. Он создал более ста произведений этого жанра, большей частью на стихи русских поэтов («Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метёт», «На заре ты её не буди», «Белеет парус одинокий» и др.). Варламов проявил себя также как певец, дирижёр, гитарист и педагог. Его перу принадлежит учебное пособие для певцов – «Полная школа пения» (1840 г.).

Гурилёв

Александр Львович Гурилёв (1803-1858) был сыном крепостного музыканта. Композитор, пианист, скрипач, альтист и педагог, Гурилёв известен как автор песен и романсов. Наиболее известны его песни «Матушка голубушка», «Колокольчик», «Сарафанчик», «Вьётся ласточка» и романсы «Разлука», «Вам не понять моей печали». Помимо вокальной лирики композитор работал в жанрах фортепианной музыки, собирал и обрабатывал народные песни.

          Творчество Алябьева, Варламова и Гурилева – бесценный вклад в сокровищницу русской музыки. Их песни и романсы до сих пор входят в концертный репертуар певцов, хоров и исполняются обычными людьми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *