ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ГДЗ. История России 7 кл. Андреев◄

Вопросы к пунктам § 4. Начало реформ. Избранная рада
1. Какой смысл вложил митрополит Макарий в обряд венчания на царство? 2. Почему венчание Ивана IV с Анастасией Романовой состоялось позже венчания на царство?
1. Принятие великим князем царского титула закрепляло представление о том, что московские государи — наследники и преемники византийских кесарей (императоров). Царский сан поднимал Ивана на недосягаемую высоту, ставил его над всеми подданными, в том числе и над потомками удельных князей. Ведь церковь учила чтить царя «яко Бога».
Но участников венчания волновало совсем иное— символический смысл ритуала, призванною подчеркнуть связь московского царя с византийскими кесарями и киевскими князьями. После венчания Иван IV стал титуловаться царём и великим князем всея Руси.
Однако на Руси царями принято было называть не только византийских императоров, но и ордынских ханов. Поэтому принятие царского титула воспринималось современниками как наследование неограниченной власти золотоордынских правителей.
2. Власть царя должна была быть неделимой. Если бы он женился в статусе Великого князя, то затем на царство нужно было венчать и жену, таким образом она была бы равной Ивану.
1. Почему гнев москвичей-погорельцев был направлен на родственников царя Глинских? 2. Какой урок получил молодой царь Иван IV во время московского пожара и восстания 1547 г.?
- 1. Отчаяние, давно копившееся недовольство, потребность найти
виновного— всё подталкивало народ к действию. Тогда-то и начали
распространяться слухи о родственниках царя Глинских, которые якобы подожгли столицу. Возможно, эти слухи подогревались противниками Глинских при дворе. Возмущение вылилось в восстание. Дядя царя, князь Юрий Глинский, был убит. Люди не могли напрямую царю высказать своё недовольство, восставшие нашли на ком выместить своё недовольство, привлекли внимание царя к проблемам. - 2. Обещаниями, уговорами и угрозами удалось сбить накал выступления. Но события в Москве ещё раз напомнили, насколько сильным было недовольство властью, её неспособностью навести порядок в стране.
1. Что отличало Избранную раду от совета знати при правителе — Боярской думы? 2. Почему Ивану IV нужны были нравственные уроки митрополита Макария и священника Сильвестра?
1.В окружении Ивана IV в конце 1540-х гг. в сложился кружок
единомышленников, который вошёл в историю под названием Избранная рада. Поскольку некоторые члены этого кружка оказывали большое влияние на царя и входили в состав Боярской думы, т. е. обладали реальной властью, кружок можно назвать правительственным. Наряду с людьми родовитыми в нём состояли и незнатные дворяне.
2. Протопоп Сильвестр принадлежал к натурам фанатичным. Ему часто являлись видения, слышались голоса. Впечатлительный Иван первое время верил, что Сильвестр вещает волю Бога. И хотя при дворе исподволь злословили о новоявленном пророке, царь боялся его ослушаться, а сам Сильвестр искренне верил в своё право поучать и наставлять молодого государя. Кроме того, Ивану необходима была поддержка Макария и Сильвестра – по сути поддержка самой церкви, он был ещё молод и слаб.
1. Почему на первом Земском соборе главными темами были осуждение боярского правления и примирение общества? 2. Что заставляло царя считаться с мнением Земского собора, ведь его решения были необязательными для московского правителя?
1. В 1549 г. молодой царь собрал первый Земский собор. В него вошли представителе знати, служилых людей и духовенства. На Соборе Иван IV обличал неправды боярскою правления. Царь объявил, что отныне сам будет «судьёю и обороною» для подданных, и обвинил бояр в злоупотреблениях, которые они совершали в прежние годы. Бояре покаялись, обещали «служит ему государю… вправду, безо всякия хитрости». Обвинив бояр в самовольстве царь утверждал свою единоличную власть.
2. Решения Земских соборов были вовсе не обязательны для царя. Участники этих собраний лишь советовали и доносили до верховной власти мнения основных слоёв общества. Однако власть, если она желала быть сильной, должна была считаться с представленными на Соборе сословиями, так как нуждалась в их поддержке.
Вопросы и задания § 4. Начало реформ. Избранная рада
Прочитайте эпиграф (с. 25) и ответьте на вопросы.
- 1) В «Домострое» сказано об ответственности подданных перед царём. А что говорил протопоп Сильвестр Ивану IV о его ответственности перед Богом за заботу о народе?
- 2) Может ли государство развиваться без нравственного фундамента, без общей правды, которой в равной мере служат и царь, и народ?
1. Именно Сильвестр после июньского пожара 1547 г. объявил, что это Бог наказывает землю за грехи государя, не способного творить «суд и правду». Его речь произвела большое впечатление на царя и, но мнению историков, подтолкнула к проведению реформ. Сильвестр в качестве поучения молодому царю переписал и обновил известное литературное произведение «Домострой» — свод житейских и нравственных правил.
2. Ни одно государство в мире не может существовать без нравственного фундамента – если такого фундамента не будет –
государство обречено на гибель.
2. Рассмотрите иллюстрацию (с. 26), выполните задание и ответьте на вопросы.
- 1) Опишите изображение трона — одного из символов самодержавной власти.
- 2) Какие знаки царской власти обладали одинаковой с троном значимостью?
- 3) Новый титул московского правителя, новые символы власти сплачивали государство и общество или разобщали их?
Трон очень красивый, величественный украшен резьбой и гербом государства.
Герб имеет такое – же значение как и царский трон. Помимо трона к царским символам власти относились скипетр, держава и шапка Мономаха.
Новый титул и новые символы сплачивали государство и общество, т.к. царская власть получила полную и безоговорочную поддержку.
3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:
- 1) созыв первою Земского собора – 1549 год.
- 2) венчание на царство Ивана IV – 16 января 1547 год.
- 3) пожар и восстание в Москве – 21-29 июня 1547 год.
- 4) венчание Ивана IV и Анастасии Романовой -3 января 1547 год.
4. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор. Мог ли царь-реформатор отказаться от политической, экономической и духовной поддержки общества?
Б. Опора на общество, на многообразие взглядов внутри Избранной рады была для царя единственной возможностью провести реформы без социальных взрывов.
Мнение историка
- Каково происхождение титула «царь»? Имеет ли он отношение только к византийским императорам?
- Что не устраивало московских правителей в титуле «великий князь»?
1. Само слово «царь» происходит от латинского термина «цезарь»,
который из личного имени Гая Юлия Цезаря постепенно превратился в составную часть императорского титула.
2. «великий князь» казался стоящим ненамного выше просто князя, тем более что среди служивших Ивану IV бояр-князей было немало
сыновей и внуков великих князей же (ярославских, суздальских и т. п.). Великий князь мог ещё восприниматься как первый среди равных. Царь — резкое выделение из ряда, принципиально иной титул…
Работа с источниками
- Как оценил иностранный посол статус московского правителя по сравнению с европейскими монархами?
- Что заставляло служилых людей безропотно подчиняться царю, служить без жалованья?
1. «Московиты с детства имеют обыкновение так говорить и думать о
своём государе, получив это установление из рук предков, что чаще
всего на ваш вопрос отвечают так: «Один Бог и великий государь это
ведают», «Наш великий государь сам всё знает», «Он единым словом может распутать все узлы и затруднения», «Нет такой религии, обрядов и догматов которой он бы не знал», «Что бы мы ни имели, когда преуспеваем и находимся в добром здравии, всё это мы имеем по милости великого государя».
Такое мнение о себе он поддерживает среди своих с удивительной строгостью, так что решительно хочет казаться чуть ли не первосвященником и одновременно императором.
2. Они настолько зависят от воли князя, что сразу же отправляются.
куда бы их ни послали, и желают этого не столько для себя, сколько ради детей. Ведь если те проявят какие-нибудь способности, а родители их провели жизнь честно, государь даст им или всё имущество или часть его, Таким образом, он хочет быть полным господином имущества, тела, души и даже как бы мыслей подданных.
ужасно