Национальный вопрос и национальная политика в СССР.

ДЗ ◄ ДЗ по истории ◄ ДЗ история России 10 кл. Горинов 
Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР.
Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР.

Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности

В чём состояли особенности национальной политики СССР в послевоенные годы?

В национальной политике Советского государства в целом, как и в довоенные годы, взаимодействовали две противоречивые тенденции. С одной стороны, продолжалось развитие национальной культуры и укрепление советских республик за счёт выдвижения национальных кадров.

С другой — осуществлялись жёсткий контроль и репрессии. Преобладание силовых методов наблюдалось в Латвии, Литве, Эстонии, западных частях Украины, Белоруссии, где власть столкнулась с вооружённым сопротивлением националистов.

Основным методом советизации и интеграции этих стран и регионов в состав СССР было уничтожение повстанцев и депортация тех социальных слоёв, которые, по мнению руководства страны, могли поддерживать антиправительственные выступления.

Почему в национальной политике взаимодействовали противоречивые тенденции?

В национальной политике взаимодействовали противоречивые тенденции потому, что интересы государства требовали единства и национального, и идеологического, и экономического.

С другой стороны, войны вызвала рост национальной активности, национального самосознания, национальных движений. Большинство национальных движений, особенно в Прибалтике, в Западной Украине, отстаивали свое право на независимость.

1. Сформулируйте и запишите в тетради итоги изучения материала на тему «Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР».

Благодаря национальной политике государства в послевоенный период:

  • рост промышленности всех республик СССР. Отчасти это было связано с эвакуацией предприятий на восток страны в годы войны. Свою роль играла политика целенаправленной индустриализации ранее преимущественно аграрных республик, вошедших в состав СССР (в Казахстане, Киргизии, Армении, Молдавии, Литве, Латвии и Эстонии).
  • научно-технический прогресс
  • усиление экономических связей между республиками СССР.
  • рост городского населения и постепенное разрушение традиционного образа жизни, связанного с деревней.
  • активное перемещение населения, что усиливало этническое многообразие советских республик.
  • развитие национальных культур, образования, подготовки и выдвижения национальных кадров.
  • создание национальных академий наук. В 1945—1951 гг. они были организованы в Казахстане, Азербайджане, Латвии, Эстонии, Туркмении, Таджикистане.
  • в республиках Средней Азии вековые устои сталкивались с государственной политикой преодоления «пережитков прошлого». С переменным успехом шла борьба за снятие чадры, вовлечение женщин в общественную деятельность, приобщение их к учёбе, ликвидацию многожёнства.
  • разница в моделях демографического поведения разных народов СССР. рост рождаемости в республиках Средней Азии, Закавказья, Казахстане по сравнению с РСФСР.
  • государство признало роль религии в консолидации общества и пошло на некоторые уступки верующим.
  • Репрессивные методы осуществления национальной политики:
  • идеологические проработки и репрессии – кампания против историков из Казахстана, Дагестана, Азербайджана, Москвы
  • преследования интеллигенции еврейской национальности: убийство режиссёра С.М. Михоэлса, распущен советский Еврейский антифашистский комитет, борьба с «космополитизмом».
  • необоснованные репрессии и дискриминация по национальному признаку были особенно опасными для многонационального Советского государства. Они усиливали межнациональные противоречия.
  • политика принудительного переселения народов
  • усиление антиправительственных настроений среди выселенных народов, росла их убеждённость в несправедливости коллективного наказания. В местах ссылки нарастали противоречия между ссыльными и коренным населением, которые в ряде случаев перерастали в массовые столкновения.
2. Раскройте роль русского языка для консолидации СССР как многонационального государства.

Огромное значение для консолидации СССР как многонационального государства имел русский язык. Он позволял общаться представителям многочисленных народов СССР, выступал как средство культурного взаимообогащения, как объективно необходимый общий язык высшей школы, науки, армии, индустрии. Изучению русского языка, начиная со школьного возраста, в послевоенные годы уделялось большое внимание.

3. Дайте характеристику методов национальной политики в послевоенные годы.

Методы национальной политики в послевоенные годы

позитивныенегативные
развитие экономики, научно-технического
прогресса
идеологические проработки и репрессии – кампания против историков из Казахстана, Дагестана, Азербайджана, Москвы
развитие национальных культур, образования, подготовки и выдвижения национальных кадров, создание национальных академии наук В 1945—1951 гг. они были организованы в Казахстане, Азербайджане, Латвии, Эстонии, Туркмении, Таджикистане. преследования интеллигенции еврейской национальности: убийство режиссёра С. М. Михоэлса, распущен советский Еврейский антифашистский комитет, борьба с «космополитизмом»,
В республиках Средней Азии вековые
устои сталкивались с государственной политикой преодоления «пережитков прошлого». С переменным успехом шла борьба за снятие чадры, вовлечение женщин в общественную деятельность, приобщение их к учёбе, ликвидацию многоженства.
необоснованные репрессии и дискриминация по национальному признаку были особенно опасными для многонационального Советского государства Они усиливали, межнациональные противоречия
Государство признало роль религии в
консолидации общества и пошло на некоторые уступки верующим.
политика принудительного переселения народов усиление антиправительственных настроений среди выселенных народов, росла их убеждённость в несправедливости коллективного наказания
Разница в моделях демографического поведения разных народов СССР, рост рождаемости в республиках Средней Азии, Закавказья, Казахстане по сравнению с РСФСРВ местах ссылки нарастали противоречия между ссыльными и коренным населением, которые в ряде случаев перерастали в массовые столкновения .
4. Какие изменения произошли после окончания Великой Отечественной войны в религиозной жизни страны?

Во время войны государство признало роль религии в консолидации общества и пошло на некоторые уступки верующим:

  • к 1948 г. количество православных церквей и молитвенных домов по сравнению с военным периодом возросло примерно на 60%.
  • увеличивалось количество мечетей.
  • возобновилось паломничество мусульман из СССР в Мекку (хадж).
  • приобщение к религии всё большего количества молодёжи.
  • религиозные общины находились под жёстким контролем государственных органов.
  • попытки вытеснить религию коммунистической идеологией и светскими обрядами не дали желаемого результата.
5. Расскажите о положении выселенных, репрессированных народов.

Негативное воздействие на развитие СССР оказывала политика принудительного переселения народов. На 1 января 1953 г. в ссылке в отдалённых районах страны находилось более 2,7 млн. человек, большинство которых составляли выселенные народы — немцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, крымские татары, калмыки.

Значительную часть ссыльных составляли также украинцы, латыши, эстонцы, литовцы, молдаване, греки и представители других национальностей. Условия жизни спецпоселенцев были тяжёлыми. Огромное негативное воздействие на положение выселенных народов имело решение, принятое в 1948 г.

В нём говорилось, что «переселение в отдалённые районы Советского Союза чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и др. произведено навечно, без права возврата их к прежним местам жительства».

За самовольный выезд из мест обязательного поселения устанавливалось наказание на срок до 20 лет. Таким образом, многие сотни тысяч людей и их дети лишались перспектив возвращения в родные места.

Такая политика вела к усилению антиправительственных настроений среди выселенных народов, росла их убеждённость в несправедливости коллективного наказания. Всеобщим было желание ссыльных вернуться на родину.

Об этом свидетельствовали не только официальные доклады различных органов власти, но и жалобы самих переселенцев, которые они в большом количестве отправляли в Москву.

В местах ссылки нарастали противоречия между ссыльными и коренным населением, которые в ряде случаев перерастали в массовые столкновения.

1. Обсудите с одноклассниками тезис: «Между социалистическими республиками после окончания Великой Отечественной войны сложился новый тип братских межгосударственных отношений».

Тезис «Между социалистическими республиками после окончания Великой Отечественной войны сложился новый тип братских межгосударственных отношений» верен в основном.

Действительно, новый тип отношений благодаря государственной национальной политике складывался, но об окончательном складывании говорить было рано.

3. Проанализируйте особенности национальной политики в СССР, опираясь на текст Конституции: «Верховный Совет СССР состоит из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей (состоят из равного числа депутатов). Совет Союза избирается по избирательным округам с равной численностью населения. Совет Национальностей избирается по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 — от каждой автономной республики, 5 — от каждой автономной области и один — от каждого автономного округа».

Особенности национальной политики в СССР (из текста Конституции СССР):

В обсуждении конституции 1936 года участвовало 75 млн. человек, было внесено 1,5 млн. предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати.

Но ни одна поправка, нарушающая равенство или ущемляющая существовавшие права республик, не была принята.

В этом ряду только для невнимательных наблюдателей стала неожиданностью переориентация в национальной политике в тексте новой советской конституции 1936 года. Интернационалистическая природа Советского Союза осталась в малоизмененном виде.

Не произошло отказа ни от символики, ни от терминологии Советского времени. По прежнему учитывались интересы всех народов СССР. Но новое было именно в том, что учитывались интересы именно всех народов — т. е. и русского.

И прежде всего, учитывался государственнический инстинкт народа-державостроителя. Конституция СССР 1936 — это, прежде всего, Конституция единого государства.

Изменялась структура государственных органов. Вместо Всесоюзного съезда Советов, двухпалатного ЦИК СССР и его Президиума новый основной закон предусматривал образование Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР.

Если раньше высшие органы формировались методом делегирования, то теперь они избирались на основании всеобщего, равного, тайного и прямого избирательного права.

Тем самым высшие органы власти уже не сковывались местными руководящими элитами и могли отражать общенациональные интересы.

В то же время конституция 1936 г. не стала окончательным шагом в решении национального вопроса в Советском Союзе. Несомненно, новая конституция усиливала территориальное единство и государственную целость СССР.

Но порочная практика прошлого, когда национальный вопрос решался сугубо за счёт крупнейшей республики — РСФСР, преодолена не была. Вновь геополитические симпатии руководителей воплощались в ущерб национальным интересам русского народа.

В частности, по новой Конституции автономной республике Казахстан придавался статус союзной республики. Так же вопрос был решён и с Киргизией. Всего по разным подсчётам РСФСР теряла около четверти своей территории и около 10% промышленного потенциала.

Впрочем, эти преобразования нельзя рассматривать однозначно, в том числе однозначно негативно. Укрепляя и расширяя права входивших в состав СССР народов, правительство выбивало почву из-под ног различного рода сепаратистов и националистов, в том числе великодержавных шовинистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.