Образование в России в XVIII в

ГДЗ ГДЗ по истории◄ ГДЗ. История России. Арсентьев 8 кл.◄

Образование в России в XVIII в.

Text.ru - 100.00%
1. Что представляла собой российская система образования к концу XVIII в.? Используя материалы данного и предыдущих параграфов, создайте электронную схему, отражающую её устройство. Назовите виды образовательных учреждений, существовавших в России в это время.

Созданные Петром I учебные заведения заложили фундамент российского образования. Наиболее массовыми оказались духовные школы, преобразованные затем в духовные семинарии. Хотя обучение в них вели священники, выпускники семинарий становились не только духовными лицами. Среди их выпускников были профессор Московского университета С. Е. Десницкий, будущий государственный деятель М. М. Сперанский и др.

При Петре и после него в России было создано несколько военных училищ — морское, артиллерийское. В 1731 г. по инициативе Б. К. Миниха был открыт Сухопутный шляхетский корпус. Здесь предполагалось готовить не просто будущих офицеров для армии, но и будущую политическую элиту страны. 

Петром I было задумано соединить систему образования с последними открытиями в науке. Для этого при Академии наук были созданы университет и гимназия. В них преподавали выдающиеся учёные своего времени — математик Эйлер, учёный-энциклопедист М. В. Ломоносов (он же был и директором этих заведений с 1758 по 1765 г.).

При Екатерине II было положено начало женскому образованию в России. Одним из самых удачных проектов Екатерины II в сфере образования является её школьная реформа 1780-х гг., для проведения которой был приглашён серб Ф. И. Янкович. Главным результатом его деятельности стало создание трёх типов общеобразовательных учебных заведений: малых, средних и главных народных училищ.

Для них были переведены на русский язык зарубежные учебники, подготовлены учителя. Эта работа длилась пять лет, после чего училища открылись. Сословных преград для обучения в них не было. Всего за десять лет число таких училищ достигло 316. Численность учащихся в них выросла с 400 человек до 18 тыс.

Основной же формой обучения «низших» слоёв населения продолжали оставаться ведомственные или частные школы элементарного обучения — так называемые школы грамоты.

Закрытые учебные заведения были созданы и для детей купцов. На средства заводчиков Демидовых было открыто Коммерческое училище для детей купцов и мещан, а для девушек из этих сословий — Екатерининский институт.

Появились и первые профессионально-художественные училища: танцевальная школа в Петербурге, балетная школа в Москве. Высшим учреждением в области пластических искусств стала открытая в 1757 г. Академия художеств, являвшаяся центром художественной жизни России.

2. Можно ли утверждать, что в России все сословия имели равный доступ к образованию? Почему?

В России не было равного доступа к образованию. К среднему и высшему образованию имели доступ, как правило, дети дворян (исключение – Коммерческое училище и Екатерининский институт и некоторые другие). Для основной массы населения были доступны только элементарные школы грамоты. Крепостные крестьяне были лишены возможности получить даже начальное образование.

Причина заключалась в том, что само общество было основано на сословной системе, были сословия привилегированные и бесправные.

3. Назовите новшества, которые были использованы при создании Московского университета.

Сам будучи выходцем из простонародья, Ломоносов (один из основателей университета) стремился сделать высшее образование доступным не только для дворянских детей, но и для выходцев из податных сословий.

В отличие от зарубежных, в Московском университете не было богословского факультета. Обучение здесь велось не на трудном латинском, а на понятном русском языке.

На момент основания университет имел всего три факультета — юридический, философский и медицинский. Через назначаемого куратора Московский университет был подчинён непосредственно Сенату. Первым куратором университета стал сам И. И. Шувалов.

Поскольку в стране отсутствовала сеть средних учебных заведений, в качестве подготовительного отделения для будущих студентов при университете была открыта гимназия. Она была разделена по сословному принципу.

В дворянской части особое внимание уделялось языкам, а в разночинской — техническим знаниям. Вскоре университет стал крупнейшим научным и образовательным центром России. При нём были созданы первые российские научные общества, выпускалась газета «Московские ведомости».

4. В чём состояло различие духовного и светского образования?

В духовном образовании акцент делался на изучение Святого писания, богословия, трудов отцов церкви. Светское образование носило мирской характер, изучались языки, история, право и естественные науки.

5. Для чего были созданы учебные заведения для отдельных сословий?

Каждое сословие выполняло свою функцию. Дворяне воевали и служили государю в качестве чиновников. Для купцов сами купцы (например, Демидов) открывали свои коммерческие училища. Податным сословиям, как считалось, образование было не нужно, либо достаточно начального.

6. Можно ли считать выдающимся событием и в истории, и в образовании России открытие «Воспитательного общества благородных девиц»? Объясните свою точку зрения.

Да, можно, это событие положило начало становлению женского высшего образования в России. До этого жили по “Домострою”, женщина была бесправной и могла рассчитывать только на домашнее образование, да и то, если принадлежала к элите общества. Это было начало великой феминистической революции в России.

Думаем, сравниваем, размышляем
1. Используя Интернет, подготовьте сообщение о женском образовании в России. Как оно влияло на традиционный уклад семьи?

 С начала 17 века хорошее по тем временам домашнее образование получали царские дочери и девицы из знатных боярских семей. При Петре I в Москве и Петербурге появились частные светские школы , в которых могли обучаться и девочки. В 1724 году было предписано монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, прядению, шитью и другим мастерствам .

В 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы». В середине 18 века в России появились частные пансионы, содержавшиеся иностранцами. Началом общественного образования женщин в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц.

Тогда же было предписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства во всех губернских городах. В созданных по уставу 1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800 г.

В 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них приходилось на столичное народное училище). Школьная реформа 1804 года несмотря на показанный либерализм, обошла молчанием вопрос о женском образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы народного образования.

С 1743 года начинают создаваться епархиальные училища – средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1744 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста.

Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине 19 века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.

Смольный институт – первое в России среднее учебное заведение закрытого типа. Создано по инициативе И. И.Бецкого в 1764 г. в Петербурге при Воскресенском – Смольном Новодевичьем монастыре,. Под названием «Воспитательное общество благородных девиц». В смольном институте учились дочери дворян в возрасте от 6 до 18 лет.

Цели образования в Смольном институте были изменены после обследования его «Комиссией для заведения в России благородных училищ» в 1783 году, которая установило плохое знание воспитанницами русского языка и предписала увеличить число часов на его изучение и вести преподавание всех предметов на русском языке. В то же время комиссия общечеловеческие цели воспитания в институте чисто женскими.

2. В Московском университете было всего три факультета — юридический, философский и медицинский. Соберите информацию и сделайте презентацию о первых преподавателях и учениках одного из этих факультетов.

Презентацию можно скачать ►здесь.

3. Почему, несмотря на огромнейшую роль религии в жизни России, Московский университет многие десятилетия оставался единственным университетом мира, в котором не было богословского факультета? Изложите своё мнение по данному вопросу в форме короткого эссе.

Сам университет был основан в эпоху Просвещения (достаточно поздно в сравнении с Западной Европой). В это время роль религии в верхах общества была уже крайне мала, особенно после реформ Петра. В 18 веке богословские факультеты в Европе уже пришли в упадок и не пользовались той популярностью, что была в средние века. Причиной этого послужило резкое падение на европейском рынке труда спроса на попов и, соответственно, рост спроса на услуги юристов.

Вторая причина заключается в отсутствии в России европейской религиозно-философской школы, которая в Европе уже сложилась примерно за тысячу лет до основания Московского университета. Было бы как-то нелогично в православной стране преподавать идеи католических схизматиков и вероотступников. Для преподавания византийского богословия, так же, не то чтобы не хватало кадров, а их вообще не было.

Образование в России в XVIII в.

◄Общественная мысль, публицистика, литература, пресса.

Российская наука и техника в XVIII в.►

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.