3. Первые государства на территории Восточной Европы

ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ история России 6 кл. Андреев◄
§ 3. Первые государства на территории Восточной Европы
§ 3. Первые государства на территории Восточной Европы

Вопросы к пунктам параграфа § 3. Первые государства на территории Восточной Европы

Вопрос: Что заставляло восточных славян стремиться к
единству?

Главной причиной для объединения славянских племен послужила защита от нападения внешних врагов.

Вопрос: Каким было поведение скандинавов-купцов в землях
восточных славян?

Главной задачей скандинавов-купцов была торговля, а не грабеж в сравнении с воинственными скандинавами (варягами).

Вопрос: Как природные условия повлияли на главное занятие хазар — кочевое скотоводство?

Природные условия (степи, мало рек) подтолкнули хазар к занятию кочевым скотоводством.

Вопрос: Почему язычники хазары приняли иудаизм?

Хазары приняли иудаизм (па рубеже VIII и IX вв.) с целью противопоставить свое государство христианской Византии и мусульманскому халифату.

Вопрос: Что позволило болгарам создать независимое от хазар государство?

Часть болгарских орд отошли на север и заняли небольшую территорию в междуречье Волги и Камы расселившись среди местного угорского населения.

Вопрос: Какие преимущества получила Волжская Болгария, приняв ислам?

Выход из под власти Хазарского каганата (середина IX -середина Х вв.).

Вопрос: Почему в лесной зоне трудно заниматься земледелием?

Потому что надо было затрачивать много сил на расчистку земли от лесов, почва быстро истощалась, каждые 4-5 лет приходилось расчищать новые участки под пашню, такая система земледелия была возможна только при коллективных формах организации труда.

Вопрос: Какие трудности создавал для восточных славян климат?

Резкие перепады температуры, период для занятия земледелием составлял 150 дней.

Вопросы и задания к параграфу

Вопрос: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы.
  • 1) Могли ли поляне платить дань хазарам?
  • 2) Почему покоренный народ, платящим дань оружием, вызывал опасение у завоевателей?

1) Поляне могли не платить дань хазарам, но за этим бы последовало нападение на полян и разорение их земель и, следовательно, дальнейший голод, болезни и гибель многих представителей данного племени. Они были не в силах дать отпор хазарам, потому что не имели опыта военного дела потому что основным их занятием было земледелие, скотоводство и бортничество.

2) Народ платящий дань оружием был опасен тем, что в любой момент это оружие они могли направить против завоевателей и тогда хазары бы лишились плательщиков дани и не могли бы существовать самостоятельно, потому то были кочевым народом, не имеющим свое хозяйство, а занимающихся лишь кочевым скотоводством.

Вопрос: Проанализируйте данные карты (с. 28), сравните результаты славянской и германской колонизации Европы после завершения Великого переселения народов.

Ядро Западной Римской империи (Италия, Галлия, Испания и другие), куда направилась масса германских племен, к началу V века н. э. уже было достаточно плотно заселено самими римлянами и романизированными кельтскими народами.

Поэтому великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населением. В свою очередь, на Восточно-европейской равнине, куда отправились восточные славяне, тоже уже жили другие народы (литовцы, латыши, финны, эстонцы, угры (венгры), коми, ханты, манси и др.) и племена.

Но колонизация этих мест славянами была мирной, славяне ужились с местным населением, не вели войн, происходила ассимиляция и взаимодействие в политике, экономике, культуре и языке.

Вопрос: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями:
  • 1) принятие хазарской аристократией иудаизма – на рубеже VIII и IX вв.
  • 2) принятие волжскими болгарами ислама – 922 г.
  • 3) начало опустошительных набегов викингов в Европе – VIII в.
  • 4) образование Волжской Болгарии – сер. IX – сер. X вв.
  • 5) Образование Хазарского каганата – 30-е гг. VII в.
Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Важным ли было для восточных славян наличие соседей с разнообразным государственным и экономическим устройством и различными религиями?

На мой взгляд, наиболее полно главный вопрос урока отражает следующий ответ: «Восточные славяне, жившие на территории, где проходил «водный мост между Европой и Азией», стали развиваться быстрее, используя государственные и экономические достижения соседей, перенимая их религиозные взгляды».

Действительно, именно наличие соседей различного уровня развития политики, экономики, культуры способствовали наиболее быстрому развитию славян, которые перенимали у них опыт не только религиозный, но и хозяйственный.

Не только варяги, но и кочевые (позже и оседлые) племена (хазары, булгары, гунны и другие) привносили в быт и культуру славян нововведения, которые сформировали славян как земледельцев, ремесленников и торговцев, а также послужили толчком к объединению и созданию самостоятельного государства в центре Русской равнины.

Работа с источниками (стр. 36)

Вопрос: Можно ли, используя информацию источника, говорить о том, что славяне никогда не покидали мест своего проживания, в отличие от русов? Как относились к мечу славяне и русы? Что общего в их погребальных обрядах?

Используя информацию из источника можно сделать вывод, что славяне – это оседлый народ. Об этом говорят следующие факты: живут в городе (если есть целый город, то нет смысла покидать территорию), идет торговля на одном месте, стоят подземные сооружения (кочевым народам не смыслу строить подземные укрепления, потому что они постоянно передвигаются, следовательно, славяне – оседлые), основа скотоводства – свинья, которую не нужно пасти на пастбищах, мало лошадей, а они являются основой для кочевого народа, который постоянно находится в движении.

Для русов же характерно: грабят припасы славян, чтобы кормиться самим, они самостоятельно перевозят и продают свои товара в отличие от славян, у них нет недвижимого имущества, деревень, городов, у них есть лошади и корабли, как основные средства передвижения.

Меч для славян – это часть вооружения, которым они воспользуются в случае войны либо во время охоты. Для руса же меч – это крайне важная часть жизни каждого мужчины, которому отец в наследство оставляет лишь его, он же в свою очередь должен именно мечом добыть себе достояние.

Общее в погребальных обрядах для славян и русов – это вместе с усопшим погребать домашнюю утварь, оружие, украшение, золото, монеты, а также слуг и жен, различие же заключается в том, что славяне сжигают тела умерших (как варяги), а русы же просто зарывают в землю.

Вопрос: Как объяснить пребывание в хазарском и болгарском государствах славян и русов? Считаю ли авторы арабских источников славян и русов одним народом?

Пребывание славян и русов в хазарском и болгарском государствах связано с тем, что эти кочевые государства, живущие за счет грабежа и войн, уводили славян и русов в плен, брали в рабство, а затем продавали в другие государства в качестве рабов.

Скорее всего, славян в этих государствах было больше, потому что основным их занятием было земледелие, а не война. Русы же славились как сильные и мужественные войны, поэтому их в плен брали реже, потому что не могли совладать с ними. Но не все славяне и русы в хазарском и болгарском государстве были рабами, некоторые из них попадали туда по другим причинам: путешествие, переезд, женитьба и другое.

Для арабских авторов это два разных народа, живущих по соседству. Па это указывают их постоянные взаимодействия: русы нападают на славян, уводят их в рабство, питаются припасам славян, славяне – это оседлые земледельца, русы – это кочевой торговый военизированный народ. Авторы не указывают на их близкое родство, но говорят о схожести традиций, обычаев, ритуалов.

Выбегите ответ на главный вопрос главы, обоснуйте свой выбор: Взаимодействие народов Восточно-Европейской равнины стало разрушительным столкновением или взаимообогащением?

На мой взгляд, наиболее полно главный вопрос главы отражает следующий ответ: «Взаимодействие народов Восточной Европы с ближайшими соседями было активным и взаимообогащающим что способствовало их быстрому развитию».

Действительно, именно взаимодействие народов, проживающих в Восточной Европе в политической, экономической, культурной сфере, а также торговли способствовали их быстрому развитию.

Они перенимали друг у друга не только традиции, обычаи и ритуалы, но и способы и методы хозяйствования, ведения торговли, способы передвижения не только по суши, но и по морям. Даже их столкновения, взаимные набеги, продажа в рабство повлекли за собой обмен опытом и культурой, что в конечном итоге вылилось в тесные и дружественные отношения между народами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.